Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? ОГЭ
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Пушкин А.С.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы Кипренского О. А., 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
 
Чем интересна личность Пугачева
автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
 
Задание части 2 (сочинение) См. пояснение к заданию ниже
     Емельян Пугачёв интересен автору произведения и Петру Гринёву в разных аспектах, потому что эти два человека смотрят на события того времени с разных позиций: Пушкин – как историк и художник, а Пётр Андреевич – как типичный представитель поместного дворянства, очевидец восстания, при этом человек честный и благородный.
     Александру Сергеевичу Пугачёв интересен, как исторический деятель. И это он показывает не только в романе, но и в своём труде «История Пугачёва», где автор в первую очередь интересуется историей бунта, хочет донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания. Пугачёв интересен автору романа как сильная историческая фигура, как лидер, жестокий и смелый, но не лишённый казачьей лихости и молодецкого задора.
     Гринёву же Пугачёв интересен как личность, как человек. Во-первых, главный герой не только оказался очевидцем восстания, но был знаком с Емельяном Пугачёвым и был им уважаем. Во-вторых, не раз жизнь Петра Андреевича и его возлюбленной была в руках предводителя восстания, и каждый раз Гринёв удивлялся тому, насколько жестоким и милосердным одновременно может быть Пугачёв. Гринёву импонирует имение самозванца адекватно оценивать своё положение в среде восставших: «Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». При этом он остаётся непоколебимым и смелым в своих убеждениях и поступках, даже понимая, что конец его близок: «Для меня не будет помилования! Буду продолжать, как начал». Также Гринёву Пугачёв интересен как руководитель восстания, полководец. Он сравнивал систему отношений между восставшими (между Пугачёвым и его соратниками) и между теми людьми, на стороне которых воевал сам. Гринёв ценил то, что Пугачёв, в отличие от начальства Оренбургской крепости, мог брать ответственность за принятые решения на себя и руководствовался общим благополучием, а не личной выгодой. Таким образом, Пётр ценил Пугачёва как яркую, необычную личность, в большей степени он был интересен главному герою как человек слова, принципа, дела, широкой души.
     Александр Сергеевич Пушкин и Петр Гринёв интересуются Пугачёвым по-разному, но сопоставление их мнений позволяет нам наиболее полно и красочно представить себе образ Емельяна Пугачёва.




   Комментарий
Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в задании, четко сформулировал свою позицию, правильно охарактеризовал позицию автора романа. Анализируя характер интереса к Пугачёву со стороны Пушкина, ученик включил «Капитанскую дочку» в более широкий контекст творчества писателя. В сочинении верно показаны различия в тех позициях, с которых оценивают Пугачёва главный герой и автор романа. По критерию 1 сочинение заслуживает 3 баллов.
Автор сочинения активно и вполне обоснованно обращается к тексту произведения, привлекая его в форме цитат и отсылок к наиболее значимым эпизодам и образам. Авторская позиция не искажена. Однако тезис о том, что Пушкин смотрит на предводителя восстания «как историк и художник», не получил дальнейшего развития в работе, и противопоставление точек зрения Пушкина и Гринёва оказалось неполным. Очевидно, что писатель в оценке восстания и его предводителя вышел за пределы сословных представлений, в то время как главный герой находится во власти этих представлений, и для него на протяжении всего текста Пугачёв остаётся «самозванцем» и «разбойником». Упоминание в первом абзаце «событий того времени» без конкретного указания на время является фактической неточностью. Не вполне продуманной представляется также фраза «руководствовался общим благополучием», сказанная о Пугачёве. По критерию 2 сочинение заслуживает 2 баллов.
В сочинении уместно используются такие литературоведческие термины, как «образ», «автор», «герой». В то же время следует подчеркнуть, что рассматриваемая тема не ориентирована на использование в ответе значительного количества теоретико-литературных понятий, но предполагает умение выявлять авторскую позицию в художественном тексте, что и демонстрирует экзаменуемый. По критерию 3 сочинение заслуживает 2 баллов.
Логика построения работы в полной мере соответствует формулировке темы. Части сочинения органично связаны между собой. Мысль автора последовательно развивается от абзаца к абзацу. Вывод, предлагаемый экзаменуемым, соотносится с темой и имеет практический характер, подчёркивает важность поставленного вопроса для понимания романа. По критерию 4 сочинение заслуживает 3 баллов..
В работе имеют место две речевые неточности. Фраза «…донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания» содержит речевую ошибку, заключающуюся в нарушении законов сочетаемости слов с однородными членами (получается: «донести правду восстания»). В предложении «был знаком с Емельяном Пугачёвым и был им уважаем» допущен немотивированный повтор слова «был», что может рассматриваться как речевой недочёт. По критерию 5 сочинение заслуживает 2 баллов.
По критериям 6, 7 и 8 работа заслуживает по 1 баллу соответственно.
Орфографических и грамматических ошибок не выявлено; лишняя запятая, поставленная перед союзом «как» в первом предложении второго абзаца, не приводит к снижению оценки по критерию 7 «Соблюдение пунктуационных норм».
   Сочинение оценено 15 баллами (соответственно по критериям: 3; 2; 2; 3; 2; 1; 1; 1).



 

Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
Задания 5.1–5.5 (часть 2)
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
 
По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Задания 5.1–5.5 (часть 2)

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?
Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» решается проблема чести и долга?
Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Каковы важнейшие черты личности Савельича? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»?
Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?




Задания 1.1–1.2 и 2.1–2.2(часть 1)
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.

1.1. Какие черты характера Гринёва проявились в приведённой сцене?
1.2. Как в приведённом фрагменте передано психологическое состояние Савельича?
2.1. Выберите другой фрагмент романа с участием Савельича. Охарактеризуйте черты характера Савельича, проявившиеся в выбранном фрагменте.
2.2. Выберите другой фрагмент романа, отражающий особенности взаимоотношений Гринёва и Савельича. На основе анализа выявите, как Савельич относится к Петру Гринёву.


В это время мальчик вошёл и подал мне записку от И. И. Зурина.
Я развернул её и прочел следующие строки:
«Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.
Готовый ко услугам
Иван Зурин».
Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей. «Как! зачем?» – спросил изумлённый Савельич. «Я их ему должен», – отвечал я со всевозможной холодностию. «Должен! – возразил Савельич, час от часу приведённый в большее изумление, – да когда же, сударь, успел ты ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают».
Савельич так был поражён моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» – закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Пётр Андреич, – произнёс он дрожащим голосом, – не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...» – «Полно врать, – прервал я строго, – подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребёнок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Задания 5.1–5.5 (часть 2)

1. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
2. В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
3. Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
4. В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
5. Что сближает и что различает автора и его героя  в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
6. Каким предстаёт образ автора в лирических отступлениях? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин)
7. Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
8. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
9. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
10. Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)
11. Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
12. Почему А.С.Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин».)
13. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
14. Что привлекает Татьяну в Онегине? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
15. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
16. Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?


По поэме А.С.Пушкина «Цыганы»
Задания 5.1–5.5 (часть 2)

1. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»)
2. Каково значение образа старого цыгана в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»?
3. Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы».)
4. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».




*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика