ВПР по русскому языку. 6 класс. Проверочная работа № 5
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
См.
демоверсию ВПР по русскому языку
в 6 классе
с ответами и критериями оценивания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 6 классе
Вариант 5.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.
Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1. ВПР. РУССКИЙ ЯЗЫК. Вариант 5
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Модест Мусоргский один из в..личайших русских к..мпозиторов. Где наход..т..ся его музей спрос..ш.. ты.
Отправ..мся в путь по ш..ссе Москва−Рига. Доедем до с..ла (К,к)арево. (З/с)десь распол..гает..ся (не)большая уса(д/т)ьба в ней р..дился к..мпозитор. Всё тут, как прежде. Р..стёт старая ива у пруд..ка кусты (бледно)розовой с..рен.. у д..ревя(н,нн)ого дома. Извилистые тр..пинки и д..ро(ж/ш)ка б..гут от него к оз..ру.(4) Сохр..нилась и просёлоч..ная д..рога но по ней (н..)кто (не)езд..т.
С х..лма открыва..т..ся уд..вител..ный вид. У мес..ных(2) ж..телей существу..т такое пр..дание. Музыкант любил(3) с этого х..лма люб..ват..ся (не)глубок..м но широк..м оз..ром с (много)числе(н,нн)ыми остр..(в/ф)ками на нём.
Приволье (не)об..ятная ширь закатный луч.. со..нца остались в музык.. и восторженной душе русского к..мпозитора. (По Е. Нестеренко)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

(Над) воротами, алфавитный, партер, квартал.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ребята не оставили беспомощных птенцов, а на второй день вернули их наседке.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) брат сильнее всех
2) к восемьдесяти скрепкам
3) яблочная повидло
4) у трёх учениц

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Еловый лес тёмен и угрюм.
2) Весенний воздух чистый и свежий.
3) Всё говорило о приближении весны.
4) Чтение лучшее учение.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Прилетают иволги в подмосковные леса в конце мая наполняют лес нежным пением.
2) Обычно иволга живёт в кроне лиственного дерева она не терпит никакого соседства.
3) Спой мне иволга песню пустынную!
4) Нежный свист иволги напоминает звуки флейты или свирели.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2


(1)Прапрадедушка современного баскетбола назывался «пок-та-пок». (2)Этой игрой более 2500 лет назад увлекались индейцы из племени инков, майя и ацтеков, которые жили на земле нынешней Мексики. (3)Площадка для игры была окружена высокой каменной стеной, на противоположных концах которой высоко висело по деревянному кольцу. (4)Две команды по 3–4 человека в каждой соревновались, кто забросит больше шаров в кольцо противника. (5)Сделать это было трудно: по тогдашним правилам играть разрешалось только локтями, коленями или бёдрами. (6)Игравшего кистями строго наказывали.
(7)Второе рождение баскетбола относят к 1890 году. (8)Доктор Нейсмит − преподаватель физкультуры в американском институте − обратил внимание на то, что уроки физкультуры проходят из рук вон плохо. (9)Нейсмит придумал, как растормошить скучающих студентов. (10)Он прикрепил корзины из-под персиков к ограждению вокруг зала и предложил своим питомцам бросать в них футбольный мяч. (11)«Как называется эта игра?» – поинтересовался директор. (12)«Пока она безымянная», – ответил Нейсмит. (13)Но тут же возразил: «А собственно, почему безымянная? (14)Играют в неё мячом, бросают его в корзину, так пусть игра называется "мяч-корзина" – "бол-баскет" или, ещё лучше, "корзина-мяч" – "баскетбол"». (15)Играли в «корзину-мяч» по 9 человек в каждой команде, потому что студентов в группе, которая первой освоила баскетбол, было 18. (16)Вскоре весть о новой игре разнеслась по всему институту, и многие студенты-зрители приходили «поболеть».
(17)Со времени первых матчей прошло много лет, но баскетбол знают и по-прежнему любят во всём мире. (18)Это один из самых зрелищных и азартных видов спорта. (По Г. Юрмину)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11.Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о находчивости преподавателя физкультуры?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «забросить» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «растормошить» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните значение фразеологизма путаться под ногами, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Путаться под ногами –


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Текст 1.
Модест Мусоргский – один из величайших русских композиторов. «Где находится его музей?» – спросишь ты.
Отправимся в путь по шоссе Москва–Рига. Доедем до села Карево. Здесь располагается небольшая усадьба, в ней родился композитор. Всё тут, как прежде. Растёт старая ива у прудика, кусты бледно-розовой сирени у деревянного дома. Извилистые тропинки и дорожка бегут от него к озеру.(4) Сохранилась и просёлочная дорога, но по ней никто не ездит.
С холма открывается удивительный вид. У местных(2) жителей существует такое предание. Музыкант любил(3) с этого холма любоваться неглубоким, но широким озером с многочисленными островками на нём.
Приволье, необъятная ширь, закатный луч солнца остались в музыке и восторженной душе русского композитора.

К1. Соблюдение орфографических норм: (Макс. - 4 балла) Если: Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов.
К2. Соблюдение пунктуационных норм: (Макс. - 3 балла)
Если: Пунктуационных ошибок нет.
К3. Правильность списывания текста: (Макс. - 2 балла)
Если: Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово.
     Максимальный балл за переписывание текста: 9.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова
местных(2):
мест- корень; н- суффикс; -ых окончание.
местный←место (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова
любил(3)
1. Любил (что делал?) – глагол, н. ф. – любить.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., прош. вр., м. р., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения
Извилистые тропинки и дорожка бегут от него к озеру.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими.
Грамматическая основа:
тропинки ( и) дорожка (однородные подлежащие, выражены именами существительными), бегут (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения:
(тропинки) извилистые – определение, выражено именем прилагательным; (бегут) от него – обстоятельство (возможно: дополнение), выражено местоимением с предлогом; (бегут) к озеру – обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом.
   Максимальный балл за все разборы: 12.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: доедем;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например:
в слове шесть букв и семь звуков, так как буква е обозначает два звука после гласного – [й’] и [э].
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
    Максимальный балл: 2.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Верный ответ:
(Над) воро́тами, алфави́тный, парте́р, кварта́л.
    Максимальный балл: 2.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ребята(сущ.) не(част.) оставили(глаг.) беспомощных(прил.) птенцов(сущ.), а(союз) на(предл.) второй(числ.) день(сущ.) вернули(глаг.) их(мест.) наседке(сущ.).
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке.
    Максимальный балл: 3.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Правильный ответ:
К восьмидесяти скрепкам, яблочное повидло.
    Максимальный балл 2.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Чтение – лучшее учение;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
    Максимальный балл 2.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Спой мне, иволга, песню пустынную!
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
    Максимальный балл 3.

     Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

9. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
В разные времена и в разных странах баскетбол всегда являлся любимым и зрелищным видом спорта.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
    Максимальный балл 2.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. Далёкий предок баскетбола.
2. Второе рождение баскетбола.
3. Баскетбол – зрелищная и любимая всеми игра.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.
    Максимальный балл 3.

11. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о находчивости преподавателя физкультуры?
Ответ может быть сформулирован так:
Преподаватель физкультуры решил сделать свои уроки интересными и придумал, как растормошить скучающих студентов: он прикрепил корзины из-под персиков к ограждению вокруг зала и предложил своим питомцам бросать в них футбольный мяч.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
    Максимальный балл 2.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «забросить» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Забросить – бросить, метнуть куда-нибудь.
(Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова.)
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении. Вариант ответа:
Сестра увлеклась бисероплетением и забросила свои занятия музыкой.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.
    Максимальный балл 3.

13. Определите стилистическую окраску слова «растормошить» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
растормошить – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
растормошить – расшевелить, разбудить.
Могут быть подобраны другие синонимы.
    Максимальный балл 2.

14. Объясните значение фразеологизма путаться под ногами, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
Путаться под ногами – находясь рядом, поблизости, мешать своим присутствием, отвлекая от дела.
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Перед Новым годом ребята решили украсить дом. Они достали гирлянды, мишуру, блестящий дождь. Младший брат хватал по очереди все украшения и всё время путался под ногами. Так что работа затянулась.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.
    Максимальный балл 4.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
2
3
4
5
Первичные баллы
0 - 24
25 - 34
35 - 44
45 - 51
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПР. Демоверсии и варианты по русскому языку, истории, обществознанию
 
Яндекс.Метрика