|
Проверочная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 6 классе |
Вариант 6. |
Инструкция по выполнению работы |
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.
Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1. ВПР. РУССКИЙ ЯЗЫК. Вариант 6
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В (не)больш..й комнат.. отца ст..ят стол и д..ван.(4) Слева от окна – мольберт. Поджав ноги калач..ком, я с..жу на д..ван.. и спраш..ваю (К,к)ак созд..ёт..ся ист..рическая к..ртина.
Мой отец художн..к Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изуча..т
стари(н,нн)ые книги ра(з/с)ворач..вает что(то) вроде берестя(н,нн)ого свитка. На столе л..жат
все нужные для работы материалы карты планы ч..ртежи. Поэтому отец ра(з/с)пол..жился на
полу. Он ра(з/с)сматр..вает в лупу коп..ё и меч.. делает (не)крупные но точ..ные набро(з/с)ки.
На бумаг.. появляют..ся пр..чудливые т..рема выр..стают (тёмно)красные башни мостики(2)
крепос..ные стены.
Отец так образно ра(з/с)сказывает(3) о прошлом (Р,р)уси о страшных бе(д/т)ствиях,
которые пр..несли ей иноземные захватч..ки! (Н..)кто и (не)повер..т, что он сам (не)д..ржал
осаду (древне)русского гор..да.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и
звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Брала, красивейший, сантиметры, торты.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Под столом у нас не мяукали, а жалобно пищали три слепых котёнка.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный
вариант формы слова (слов).
1) положение более легче
2) из семидесяти участников
3) моя фамилия
4) с обоими сумками
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Погода сухая и безветренная.
2) Воды Байкала чисты и прозрачны.
3) Байкал глубочайшее озеро нашей планеты.
4) Белый пароходик бороздит голубые воды озера.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Колосья ржи колышутся на ветру шепчутся о чём-то с васильками.
2) Не шуми ты рожь спелым колосом!
3) Спелые колосья ржи белёсые а стебли соломенно-жёлтые.
4) В летописях упоминается о выращивании ржи в Древней Руси.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14
Текст 2
(1)Несколько лет назад в одном спортивном лагере произошла такая история. (2)В гости к юным спортсменам приехали дети из разных стран. (3)Однажды, вволю накупавшись, ребята принялись играть в бадминтон. (4)Возник спор (переводчикам работы хватало!): в какой стране родился порхающий волан?
(5)Японский мальчик сказал, что, конечно же, в Японии: там еще 600 лет назад увлекались игрой «ой-бане», что в переводе на русский язык значит «летающее перо». (6)Ракетка тогда была деревянной, а волан фруктовый! (7)Брали крупную вишенку или небольшое яблоко и втыкали в них несколько гусиных перьев. (8)А девочка-француженка утверждала, что волан «прилетел» из её страны и называлась эта игра во Франции
«коквантён». (9)Возразил и русский парнишка, который читал в книжке про «лето́к». (10)Оказывается, ещё 200 лет назад в деревнях русские дети гоняли лето́к из перьев. (11)Потом заговорил маленький малаец, потом – вьетнамец, горячо спорила индианка, и каждый доказывал, что волан «прилетел» из его страны. (12)В спор вступил мальчик из Англии. (13)Он спросил, знают ли ребята, почему современная игра называется бадминтон. (14)Англичанин рассказал, что в 1872 году один житель небольшого городка Бадминтон
вблизи Лондона назвал эту игру именем родного города.
(15)Вожатый слушал, слушал и сказал: «Искать страну, где создана игра в порхающий волан, – всё равно что пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки. (16)Она возникла одновременно в разных концах Земли. (17)За долгие годы многие народы добавляли в неё что-нибудь своё. (18)Поэтому лучше не спорить, а просто играть». (19)И волан запорхал над пляжем. (По Г. Юрмину)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Почему, по мнению автора текста, вожатый решил прекратить спор о том, где родилась игра в порхающий волан?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Гоняли –
13. Определите стилистическую окраску слова «парнишка» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Парнишка –
14. Объясните значение фразеологизма РУКОЙ ПОДАТЬ, запишите. Используя не
менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление
этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Рукой подать –
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Текст 1.
В небольшой комнате отца стоят стол и диван.(4) Слева от окна – мольберт. Поджав ноги калачиком, я сижу на диване и спрашиваю:
«Как создаётся историческая картина?»
Мой отец – художник Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изучает старинные книги, разворачивает что-то вроде берестяного
свитка. На столе лежат все нужные для работы материалы: карты, планы, чертежи. Поэтому отец расположился на полу. Он
рассматривает в лупу копьё и меч, делает некрупные, но точные наброски. На бумаге появляются причудливые терема, вырастают
тёмно-красные башни, мостики(2), крепостные стены.
Отец так образно рассказывает(3) о прошлом Руси, о страшных бедствиях, которые принесли ей иноземные захватчики! Никто и не
поверит, что он сам не держал осаду древнерусского города.
К1. Соблюдение орфографических норм: (Макс. - 4 балла)
Если: Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке
пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов.
К2. Соблюдение пунктуационных норм: (Макс. - 3 балла)
Если: Пунктуационных ошибок нет.
К3. Правильность списывания текста: (Макс. - 2 балла)
Если: Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет
слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ
Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена
или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или
грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно
лишнее слово.
Максимальный балл за переписывание текста: 9.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Морфемный и словообразовательный разборы слова мостики(2)
мостики:
мост- корень, -ик- суффикс, -и окончание.
мостики← мост (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
рассказывает(3)
1. Рассказывает (что делает?) – глагол, н. ф. – рассказывать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор предложения
В небольшой комнате отца стоят стол и диван.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими.
Грамматическая основа: стол (и) диван (однородные подлежащие, выражены именами
существительными), стоят (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (стоят) в комнате – обстоятельство, выражено
именем существительным с предлогом; (в комнате) небольшой – определение, выражено
именем прилагательным; (в комнате) отца – дополнение (возможно: определение), выражено именем существительным.
Максимальный балл за все разборы: 12.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: мольберт;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например:
в слове восемь букв и семь звуков, так как буква ь не обозначает звука.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
Максимальный балл: 2.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Верный ответ:
Брала́, краси́вейший, сантиме́тры, то́рты.
Максимальный балл: 2.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Под(предл.) столом(сущ.) у(предл.) нас(мест.) не(част.) мяукали(глаг.), а(союз) жалобно(нареч.) пищали(глаг.) три(числ.) слепых(прил.) котёнка(сущ.).
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке.
Максимальный балл: 3.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Правильный ответ:
Положение более лёгкое, с обеими сумками.
ИЛИ Положение легче, с обеими сумками.
Максимальный балл 2.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Байкал – глубочайшее озеро нашей планеты;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
Максимальный балл 2.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
Максимальный балл 3.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Игра в бадминтон возникла одновременно в разных концах Земли.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Максимальный балл 2.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. В какой стране родился бадминтон?
2. Названия разные, а игра одна.
3. Лучше не спорить, а играть.
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание
текста.
Максимальный балл 3.
11. Почему, по мнению автора текста, вожатый решил прекратить спор о том, где родилась игра в порхающий волан?
Ответ может быть сформулирован так:
Вожатый решил прекратить спор, потому что был уверен: лучше не спорить,
а просто играть. Искать страну, где создана игра в бадминтон, – всё равно что
пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Максимальный балл 2.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите
и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом
значении.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое
объяснение:
Гоняли – кидали много раз в разные стороны.
(Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или
иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть
сформулировано значение слова.)
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное
многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Бабушка часто гоняла меня на почту за газетами.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово
употреблено в иных значениях.
Максимальный балл 3.
13. Определите стилистическую окраску слова «парнишка» из предложения 9, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
парнишка – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
парнишка – мальчик, подросток.
Могут быть подобраны другие синонимы.
Максимальный балл 2.
14. Объясните значение фразеологизма рукой подать, запишите. Используя не менее двух
предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
Рукой подать – находиться недалеко, близко;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Увидев соседа с полной корзиной грибов, ребята решили тоже пойти в лес. Они
спросили у бабушки, далеко ли лес. Услышав, что до соснового бора рукой подать,
они побежали за корзинами.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно
употребление указанного фразеологизма.
Максимальный балл 4. |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале |
Отметка по пятибалльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первичные баллы |
0 - 24 |
25 - 34 |
35 - 44 |
45 - 51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|