1. «Антоний» – впервые: журнал «Вопросы жизни», 1905, № 7, стр. 41.
В первом издании сб. «Στεφανος» (М., 1906) входило в цикл «Из ада изведенные».
Образ Антония привлек внимание Брюсова еще в юности: сохранилась рукопись стихотворения «Антоний», 1894 г.
Антоний Марк (83–30 до н. э.) – один из триумвиров, разделивших после смерти Цезаря управление всей Римской империей. Влюбленный в египетскую царицу Клеопатру,
Антоний большую часть времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами. В морской битве
при Акциуме (31 г. до н. э.), в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившейся в бегство со своими кораблями,
и бросил на произвол судьбы свое сухопутное войско.
Брюсова привлекали «сильные» герои, отмеченные не только высокими человечески ценными качествами. Они оторваны от людей (Данте в трактовке раннего Брюсова),
иногда глубоко презирают народ (Моисей в трактовке Брюсова, Сулла), пренебрегают своим воинским долгом ради личной страсти (Марк Антоний).
Высокая оценка любви как священного проявления человеческой природы в индивидуалистическом сознании Брюсова принимала чрезмерный характер. Инерция борьбы
с «малой», прозаической любовью толкала Брюсова к поэтизации крайних выражений страсти. Такой максимализм страсти утверждается, например, в художественно
совершенном и типичном для Брюсова стихотворении «Антоний» (1905).
Тема этого стихотворения – известный рассказ о римском триумвире Антонии, который, ради того чтобы не расставаться со своей возлюбленной, царицей
Клеопатрой, оставил свой флот в самый опасный момент и последовал за нею. В конце стихотворения Брюсов переводит тему в субъективный план и возводит
поступок Антония в норму жизненного поведения своего лирического героя:
Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель – за тебя!
(
вернуться)