Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций
Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова
Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов
Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество
Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики
Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина
УРОК № 19
Тема.
В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма.
Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова
Цель: ознакомить учащихся с наиболее важными фактами личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение
творчества поэта для русской поэзии; развивать умение анализировать поэтический текст; приобщать к величайшим
ценностям духовной культуры; способствовать воспитанию гуманистических и гражданских чувств.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; обосновывают его право называться
теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие
черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Что такое «Серебряный век» русской поэзии?
• Как связаны между собой понятия «модернизм», «декаданс» и «Серебряный век»?
• Каковы признаки литературного течения? Зачем писатели объединялись в такие течения?
• Дайте определение символизма. Каковы его признаки?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Русская литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались
друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере артистического поведения. По отношению к искусству этой
эпохи любые классификации на основе направлений и течений заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда
на смену суммарному восприятию новой поэзии, преобладавшему в критике 1890-х — начала 1900-х гг., постепенно пришло более конкретное видение её
достижений.
«Рыцарь литературы» — так назвал Валерия Яковлевича Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий. В. Я. Брюсову
по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма.
Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов (сборники «Русские символисты», 1894–1895), один из руководителей
издательства «Скорпион» и журнала «Весы», объединявших в 1890-е гг. основные силы символизма, теоретик «нового» направления и активный
участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Длинный чёрный наглухо застёгнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски
скрещённые на груди руки — такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма»,
«законодателя вкусов», «пророка» и «мага».
Русский писатель, поэт-символист и переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы, критики и переводов. Сила характера, умение подчинять
жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти качества были стержневыми в личности Валерия Брюсова.
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве В. Я. Брюсова
(Учащиеся составляют тезисы.)
2. Объяснение учителя
(лекция)
— Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.
(Обращение к записи на доске.)
Организаторская роль В. Я. Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым
тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом.
Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных подражаний Брюсову.
Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов,
так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов
и футуристов. Литературовед Михаил Леонович Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя
победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения.
Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909-м; к 1910-му активность русского символизма как движения снижается. В связи с этим Брюсов больше не
выступает как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. С начала 1910-х гг. он
уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в журналах «Русская мысль», «Искусство в Южной России»), пушкинистике.
Основные черты
творчества В. Я. Брюсова
В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к завоеванию жизни трудом,
к борьбе за существование, к созиданию,— и пессимистические (смерть есть
блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство соблазнительно, а безумные оргии суть «сокровенные
наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся
в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит
к проверенным временем формам классики. Согласно характеристике Андрея Белого, В. Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров
считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих», разрабатывал «длинные» размеры
(12-стопный ямб с внутренними рифмами, знаменитый 7-стопный хорей), использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»).
Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.
3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. Я. Брюсова «Антоний»
Глоссарий-подсказка.
Антоний Марк (80–30 гг. до н. э.) — один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюблённый в египетскую царицу
Клеопатру, Антоний большую часть времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами.
В морской битве при Акциуме (31 г. до н. э.), в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившейся в бегство со
своими кораблями, и бросил на произвол судьбы своё сухопутное войско.
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения
В) Аналитическая беседа
• Чем объясняется обращение В. Я. Брюсова к истории? Что ищет — и находит поэт в исторических фактах, явлениях, привлёкших его внимание?
• Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта?
• Проанализируйте композицию стихотворения. Как способствует она реализации основного его смысла — утверждению страсти как неодолимой силы?
Г) Обобщение учителя
— К началу 1900-х гг. Брюсов вступил в период творческой зрелости. По многогранности интересов и объёму литературной работы он в это время превосходил
соратников по символизму. Складывались два основных тематических
потока его лирики. Один из них — обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогий
с современностью. При помощи истории и мифологии поэт пытался постичь непреходящие ценности в жизни человечества.
Особенно привлекали его легендарные и исторические образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов. В период расцвета своего таланта
Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики
(«Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний» и др.). Эти образы часто играют роль
аллегорий: на материале прошлых культурно-исторических эпох Брюсов рассматривал такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность,
отношения сильной личности и толпы.
4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. Я. Брюсова «Сумерки»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения
В) Аналитическая беседа
• В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города?
• Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план.
• Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова
их роль в реализации смысла стихотворения?
Г) Обобщение учителя
— Другой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Брюсов — один из первых в русской литературе поэтов-урбанистов.
В отличие от других символистов, он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого
разума и воли в борьбе с косной материей. Воодушевление лирического героя передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж; именно
в городе он часто переживал эмоциональный подъём.
5. «Умники и умницы»:
самостоятельная работа в парах
с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Я»
Задание.
Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами и подкрепляя свои положения примерами из других стихотворений
поэта.
• Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчёта,
подведения «предварительных итогов» проделанного пути?
• Какие мифологические имена и исторические реалии использованы в стихотворении? Чем обусловлен их выбор? Какие качества своего мировоззрения
лирический герой склонен считать определяющими?
• Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…» Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала
стихотворения?
• Какие историко-литературные ассоциации пробуждает использованный Брюсовым стихотворный размер — шестистопный ямб? В чём ритмическая
выразительность последних стихов каждой строфы?
6. «Из секретов литературоведения»:
слушание стихотворения В. Я. Брюсова «Сонет»
(«Отточенный булат – луч рдяного заката!»)
с последующим решением литературоведческой загадки
Задание.
Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах В. Я. Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть.
Послушайте один из сонетов поэта. Подумайте, в чём загадка
и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нём сразу три сонета?
Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?
Комментарий. Сонет В. Я. Брюсова выбран не случайно. Цель этого выбора — удивить виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова,
совершенства художественной формы может подняться человек. Если мысленно «разрезать» этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит
тире, то получится ещё два сонета — левый и правый, которые сохраняют все
особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский
вариант терцетов. Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих
устремлений) с лёгкой руки В. Я. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей — акмеистов.
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Беседа
• Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем?
• В чём особенность понимания В. Я. Брюсовым задач символизма?
• Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.
VI. Домашнее задание
Индивидуальные задания (по вариантам). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов-символистов
К. Д. Бальмонта (1-й вариант),
Андрея Белого (2-й вариант),
И. Ф. Анненского (3-й вариант) с выразительным чтением стихотворений.
Следующие уроки: Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов
>>>
|