|
Валерий Яковлевич Брюсов
(1873 – 1924) |
|
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...
М. Лермонтов
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века, загадочно былые.
Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, – затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
1903 год
|
*Источник: В.Брюсов. Стихотворения,
лирические поэмы. – М.: Московский рабочий, 1979.
|
|
1. Кинжал – стихотворение написано в 1903 году.
В. Брюсов: "Стихи эти были написаны в 1903 г., при обстоятельствах, объяснять которые здесь не место. По цензурным условиям стихотворение в своё время не
могло быть напечатано и появилось лишь в № 10 «Нового Пути» за 1904 г., в эпоху так называемой «весны», обратив на себя неожиданное для меня внимание печати
(см., напр., «Русь» от 13 ноября и от 11 дек. 1904 г., «Русс. Ведомости» от 16 ноября 1904, «Новости» от 16 ноября 1904, «Вестник Юга» от 3 декабря 1904,
«Правда» май 1905, «Голос Жизни» июнь 1905 г.)".
Стихотворение является декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии. И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь
свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя ( стихотворение М. Ю. Лермонтова
"Поэт" 1838 г.). Лирический герой Брюсова – тоже
горд, силен, уверен в себе: «Я – песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона».
Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» – логичное развитие мысли,
тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной,
некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|