|
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841) |
|
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный;
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
|
Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. – М.; Л.: Academia, 1935–1937.
Т. 2. Стихотворения, 1836–1841. – 1936. – С. 35. |
|
1. «Кинжал» – датировка стихотворения 1837 годом основана на том,
что оно написано на одном листке с посвящением к «Тамбовской казначейше».
Судя по строкам «Лилейная рука тебя мне поднесла в знак памяти, в минуту расставанья» (в черновом – «на вечную разлуку»), стихотворение было написано
перед отъездом с Кавказа.
«Кинжальные» образы и сравнения обычны в стихах Лермонтова и встречаются уже в юношеской лирике:
Презренья женского кинжал
Меня пронзил. («Ночь», 1830)
Тогда раскаянья кинжал
Пронзит тебя. («Когда к тебе молвы рассказ», 1830).
Традиция этих образов восходит к стихотворению Пушкина «Кинжал» (1821), первая строфа которого
и по синтаксису и по рифмам близка к первой строфе Лермонтовского «Кинжала»:
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды!
На сравнении с кинжалом построено стихотворение Лермонтова «Поэт». (вернуться)
_________________________
«Кинжал» ("Люблю тебя, булатный мой кинжал...") – стихотворение Лермонтова (1838).
Первоначально было озаглавлено «Подарок», поскольку речь идет о подаренном поэту кинжале (среди вещей Лермонтова сохранился кинжал, привезенный
из первой ссылки). Высказывалось предположение, что кинжал мог быть подарен ему Н. А. Грибоедовой.
Образная система и интонационный строй стихотворения построены на контрастном и вместе с тем поэтически органичном совмещении батально-героического
начала с проникновенным лиризмом («грозный бой» и «любовь», «месть» и «таинственная печаль», холодная «сталь» и теплая «слеза, жемчужина страданья»).
Поэтическая конкретность, яркость художественных деталей сочетаются в описании кинжала с романтической приподнятостью и символикой: память
любви и битвы, булатный кинжал предстает в стихотворении как символ душевной стойкости и твердости.
Центральный образ «Кинжала» сближает его с написанным в это же время стихотворением «Поэт».
«Кинжал» – одно из многих произв. Лермонтова, выражающих его любовь к Кавказу, симпатию к его народам. Строка «На грозный бой точил черкес
свободный» вызвала сомнения цензора А. В. Никитенко, но цензурный комитет нашел возможным напечатать стихотворение без купюр.
Мотивы лермонтовского стихотворения близки одноимённому стихотворению А. Церетели (1903).
Стихотворение иллюстрировали: Л. О. Пастернак, А. В. Кокорин, В. Поляков, В. Ковалев. Положили на музыку: А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, Ц. А. Кюи,
С. Н. Василенко и др.
Автограф (черновой) – ГИМ, ф. 445, № 227 а (тетр. Чертковской б-ки). Копия – ИРЛИ, тетр. XV. Впервые – «ОЗ», 1841, № 6, отд. III, с. 234.
Датируется нач. 1838, т. к. черновой автограф – на одном листе с посвящением к «Тамбовской казначейше». Эта датировка подтверждается и содержанием стихотворения.
В. С. Шадури. Лермонтовская энциклопедия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|