Главная |
Пушкин А.С. |
|
|
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. |
|
|
Портрет А.Н.Бенуа работы художника К.А.Сомова, 1895 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837) |
Иллюстрации А.Н.Бенуа*
к повести "Пиковая дама" |
|
"Он вышел из себя <…> и начисто отказался от платежа". Заставка первой главы книги A.C. Пушкина "Пиковая дама", 1911 г.
|
|
|
Германн, стоящий перед окнами дома графини. Заставка второй главы книги A.C. Пушкина "Пиковая дама", 1911 |
|
|
Германн угрожает графине пистолетом |
|
|
Германн у гроба графини |
|
|
Германн у подъезда графини |
|
|
В игорном доме. 1910 |
|
|
В игорном доме. 1910 |
|
|
Германн у подъезда дома графини. 1910 |
|
|
В спальне графини. 1910 |
|
|
Серия отражает еще одну страсть художника – театр:
Бенуа всю жизнь работал и как сценограф – над постановками опер, драм, балетов. Поэтому неудивительно, что некоторые рисунки «разыграны» им как театральные мизансцены.
Такова, например, акварель к замечательному эпиграфу, в котором обыгрывается слово «атанде» (фр. attendez – подождите – употреблялось как призыв для минутной паузы в игре).
|
|
Глава 6. Акварель к эпиграфу |
|
*Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Вместе с другими мастерами "Мира искусства", Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к "Пиковой даме" (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899), иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами "Мира искусства".
|
Над циклами иллюстраций к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Бенуа работал более десяти лет, постоянно совершенствуя их и дополняя.
Впервые художник обратился к сюжету повести в 1898 году, сделав заставку и набросок сцены в спальне графини (не изданы).
В 1905 году, находясь в Париже, он выполнил сюиту из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз–Ефрон» в 1916 году.
В 1910 году Бенуа создал новую серию из 28 листов: 7 цельнополосных иллюстраций и 21 заставку и концовку.
В 1911 году типографией поставщиков Двора Его Императорского Величества – товариществом «Р. Голике и А. Вильборг» была выпущена в свет небольшим тиражом (3000 экз.) «Пиковая дама» А. С. Пушкина в оформлении Александра Николаевича Бенуа. Книга названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни".
Внешний вид книги был необычен: формат – почти квадратный, тонированная бумага верже ручной выделки, неровный, так называемый «рваный» обрез. Автор вводной статьи – Н. О. Лернер – известнейший пушкинист.
Структура издания тщательно проработана художником. Она включает в себя фронтиспис, отдельные шмуцтитулы и дополнительные листы с эпиграфами к каждой главе.
Текст главы открывает заставка, а завершает концовка, в центре помещена страничная иллюстрация (их всего 6), где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей: стремительный проход Германа через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Заставки и концовки выполнены тушью с небольшой подцветкой и напечатаны на одном листе с текстом, акварельные страничные иллюстрации и виньетки к эпиграфам расположены на отдельных вклейках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|