Иллюстрации А.Н.Бенуа к повести "Пиковая дама"
Литература для школьников
 
 Главная
 Пушкин А.С.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
Портрет А.Н.Бенуа работы художника К.А.Сомова, 1895
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
Иллюстрации А.Н.Бенуа*
к повести "Пиковая дама"
"Он вышел из себя <…> и начисто отказался от платежа". Заставка первой главы книги A.C. Пушкина "Пиковая дама", 1911 г.
 
Германн, стоящий перед окнами дома графини. Заставка второй главы книги A.C. Пушкина "Пиковая дама", 1911
 
Германн угрожает графине пистолетом
 
Германн у гроба графини
 

Германн у подъезда графини

 
В игорном доме. 1910
 
В игорном доме. 1910
 
Германн у подъезда дома графини. 1910
 
В спальне графини. 1910
 

Серия отражает еще одну страсть художника – театр:

Бенуа всю жизнь работал и как сценограф – над постановками опер, драм, балетов. Поэтому неудивительно, что некоторые рисунки «разыграны» им как театральные мизансцены.

Такова, например, акварель к замечательному эпиграфу, в котором обыгрывается слово «атанде» (фр. attendez – подождите – употреблялось как призыв для минутной паузы в игре).

Глава 6. Акварель к эпиграфу

*Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Вместе с другими мастерами "Мира искусства", Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к "Пиковой даме" (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899), иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами "Мира искусства".

Над циклами иллюстраций к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Бенуа работал более десяти лет, постоянно совершенствуя их и дополняя.

Впервые художник обратился к сюжету повести в 1898 году, сделав заставку и набросок сцены в спальне графини (не изданы).
В 1905 году, находясь в Париже, он выполнил сюиту из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз–Ефрон» в 1916 году.

В 1910 году Бенуа создал новую серию из 28 листов: 7 цельнополосных иллюстраций и 21 заставку и концовку. В 1911 году типографией поставщиков Двора Его Императорского Величества – товариществом «Р. Голике и А. Вильборг» была выпущена в свет небольшим тиражом (3000 экз.) «Пиковая дама» А. С. Пушкина в оформлении Александра Николаевича Бенуа. Книга названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни".
Внешний вид книги был необычен: формат – почти квадратный, тонированная бумага верже ручной выделки, неровный, так называемый «рваный» обрез. Автор вводной статьи – Н. О. Лернер – известнейший пушкинист.
Структура издания тщательно проработана художником. Она включает в себя фронтиспис, отдельные шмуцтитулы и дополнительные листы с эпиграфами к каждой главе.
Текст главы открывает заставка, а завершает концовка, в центре помещена страничная иллюстрация (их всего 6), где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей: стремительный проход Германа через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Заставки и концовки выполнены тушью с небольшой подцветкой и напечатаны на одном листе с текстом, акварельные страничные иллюстрации и виньетки к эпиграфам расположены на отдельных вклейках.

 
 
Пушкин А. С.
Пиковая дама

("К уроку литературы")
 





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика