|
|
|
"Гордость и смирение" - цитаты и афоризмы |
Список афоризмов и цитат,
которые можно использовать при написании итогового сочинения по направлению
"Гордость и смирение".
|
|
Берегись, как бы тебе не стать столь смиренным, чтобы смирение твое превратилось в глупость.
Игнатий Лойола
Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
В. Белинский
Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Г. Бичер.
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Ж. Вольфрам
Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер
Гордость нередко бывает препятствием к истинному величию.
М. Жанлис
Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание является к нам вместе со скромностью.
Д. Аддисон
Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко
Гордость — это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие.
А. Декурсель
Гордость — утешительница слабых.
Л. Вовенарг
Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо
Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива.
Плиний Младший
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
Соломон
Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…
Франсуа де Ларошфуко
Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О,
будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают
того же, что и ты.
Уильям Мейкпис Теккерей
У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них — смирение.
Франсуа де Ларошфуко
|
|
Список литературных произведений к направлению "Гордость и смирение"
|
Абрамов Ф. Собачья гордость
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита
Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Шинель
Гончаров И.А. Обрыв
Горин Г. Забыть Герострата
Горький М. Старуха Изергиль. На дне
Грибоедов А.С. Горе от ума
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Игрок. Кроткая
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Маскарад. Песня про купца
Калашникова. Мцыри
Островский А.Н. Бешеные деньги. Бедность не порок
Платонов А.П. Юшка
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Капитанская дочка. Дубровский.
Медный всадник. Моцарт и Сальери. Повести Белкина
Солженицын А.И. Матрёнин двор
Стругацкие А. и Б. Трудно быть богом
Толстой А.Н. Петр Первый
Толстой Л.Н. Война и мир. Анна Каренина
Тургенев И.С. Отцы и дети. Записки охотника
Улицкая Л.Е. Бедные родственники
Чехов А.П. Ионыч. Вишневый сад. Попрыгунья
Шолохов М.А. Тихий Дон
Шукшин В.М. Обида
Список произведений на тему "Гордость и смирение" в зарубежной литературе
1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
2. Ш. Бронте «Джейн Эйр»
3. Э. Бронте «Грозовой перевал»
4. Б. Брехт «Гордость»
5. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
6. Дж. Остин «Гордость и предубеждение», «Нортенгерское аббатство»
7. М. Митчелл «Унесенные ветром»
8. А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
9. Дж. Толкин «Властелин колец»
10. Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
11. М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
12. Н. Готорн «Алая буква»
13. Ги де Мопассан «Милый друг»
14. О.Генри «Дары волхвов», «Русские соболя», «Своеобразная гордость»
15. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
16. В. Гюго «Отверженные»
17. У. Шекспир «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Макбет»
18. Т. Драйзер «Американская трагедия»
19. Ч. Диккенс «Большие надежды»
20. А. Дюма «Три мушкетера»
21. Стендаль «Красное и черное»
22. Г. Флобер «Госпожа Бовари»
23. Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
24. М. Твен «Принц и нищий»
25. М. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский"
26. У. Голдинг «Шпиль»
27. Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
28. И. Шоу «Богач, бедняк»
29. Дж. Лондон «Мартин Иден»
30. Г.Х. Андерсен «Гречиха»
Короткие рассказы к направлению "ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ"
Андерсен Г.Х. Гречиха
Вересаев В. Состязание
Грин А. Зеленая лампа
Достоевский Ф.М. Кроткая (длинный рассказ-повесть)
Осеева В. Бабка
Платонов А.П. Юшка
Чехов А.П. Самообольщение. Размазня
Шукшин В.М. Срезал
|
|
Примерные темы сочинений к направлению "Гордость и смирение"
|
В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?
Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
Как вы понимаете значение высказывания "Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива"
Как вы понимаете смысл высказывания "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?
Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?
К чему может привести "непомерная гордыня"?
Можно ли научиться смирению?
Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?
Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?
Чем отличается гордость от гордыни?
АРГУМЕНТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ"
Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников ставит перед собой вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и
беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего
повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды
в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознанием деяния, которое он совершил, потому признает свою вину.
Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики,
уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга... в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме
нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.
О Наталье Коршуновой из "Тихого Дона"
Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность.
Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу.
А я беременная зараз, маманя...»
Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает.
Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она
оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и
любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке... Гриша любил, как я ее надевала... и в поплиновую кофточку...»
Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас...»
Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни,
– разрушился, и она погибла.
Л. Улицкая "Бедные родственники"
Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что
соседи могут донести. Название «Бедные родственники», как нельзя лучше, передаёт климат в семьях пятидесятых годов. В то время, как одни строят планы на будущее,
пытаясь как-то обустроить свою жизнь, другие просто любят друг друга, живя одним днём и полностью отдаваясь своей страсти, как это видно на примерах Броньки и
Ирочки (Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – Спб.: Мозаика, 2001. – 181 с.). Первая познала тайну греха, прошла через унижения, но была счастлива тому, что
её любили, что у неё были дети. Вторая же прожила абсолютно правильную жизнь - всё как у всех, но почему-то уходя от Броньки, она понимает, что что-то в
своей жизни она пропустила. Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше,
чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту
и превращается в ненависть к своей дочери.
И.С. Тургенев "Отцы и дети"
С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность
человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не
находит общего языка с родителями.
Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков
к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной
предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!
"Смирение — благо или зло?" (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
Привыкнув подчиняться воле господ, Фирс не воспринимает себя как самостоятельную личность. Он смиренно служит хозяевам — помогает одеться (раздеться),
беспокоится о сохранении привычных устоев быта.
Смирение можно рассматривать и как рабскую покорность, и как внутреннюю силу, позволяющую не отвечать агрессией на агрессию. Но жизнь так многогранна,
так многопланова, что смирение может быть благом или злом в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть проявлением как силы, так и слабости.
О. Генри "Дары волхвов"
Делла и Джим оказались в сложной жизненной ситуации: в канун Рождества у них не нашлось денег, чтобы сделать друг другу подарки. Но каждый из героев поставил перед собой цель: во что бы то ни стало порадовать свою вторую половинку. Поэтому Делла продала свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужу, а Джим продал свои часы, чтобы купить гребень. «У четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы». Герои рассказа пожертвовали самыми важными вещами, чтобы добиться главной цели – порадовать любимого человека.
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном"
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему
преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого
необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны
подвергаться тщательному научному изучению.
Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
"Евгений Онегин" А.С. Пушкин
Вновь перед читателем Татьяна предстает уже в облике светской дамы, сопровождаемой тем самым генералом — он явно гордится своей супругой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut...
Татьяна Евгению:
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
"Дубровский" А.С. Пушкин
В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика
Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в
Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.
Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров,
чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские
крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.
Примеры смирения в "Преступлении и наказании" Ф.М. Достоевского
Лизавета, сводная сестра старухи-процентщицы, — полная противоположность Алене Ивановне. Это человек необычайно кроткий, смиренный, чрезвычайно набожный,
хотя и не без греха. Кроткая Лизавета — двойник Сони Мармеладовой. Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной
теорией.
Прасковья Павловна Зарницына, квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту.
Наталья, ее покойная дочь, невеста Раскольникова, как и Соня, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности главного
героя.
Сама Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает она своей очереди проститься с умирающим отцом;
боится сесть в присутствии «дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о «бесчестном и позорном ее положении» давно истерзала Соню до «чудовищной боли».
Робкая от природы, она знает, что «ее легче погубить, чем кого бы то ни было», что обидеть ее может всякий «почти безнаказанно». И поэтому кротостью, покорностью
«перед всем и каждым» всегда старается избежать «беды». Поступок Лужина, подло представившего ее «воровкой», заставляет Соню ощутить мучительное чувство
беспомощности — ей становится «уж слишком тяжело». Тем не менее на вопрос Раскольникова: «Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?» —
она отвечает: «Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Любой человек для нее — не «вошь».
Фамилия Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова
(убийство - любовь к ближним, преступление - муки совести, теория - жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения - рефлексия (С.Аскольдов).
Сравним «пробу» Раскольникова перед убийством: он идет к старухе-процентщице, но одновременно мыслит: «О боже, как все это отвратительно <...>. И неужели
такой ужас мог прийти мне в голову...»
Наконец, бунт против мироустройства, богоборчество - и поиски веры, итоговый приход Раскольникова к смирению. Имя и отчество героя романа тоже символичны:
Родион, по наблюдению С.Белова, «раскалывает» породившую (имя Родион) его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество: Романович). Кроме того,
раскольничество Раскольникова идейное, восходящее, во-первых, к церковному расколу и, во-вторых, к губительным реформам Петра, приведшим, по Достоевскому, к
расколу между интеллигенцией и народом, что неминуемо привело к параличу русской церкви.
Раскольничество к тому же - одержимость одной идеей, фанатизм. Парадоксально, что вину за преступление нигилиста Раскольникова принимает на себя раскольник Миколка
(М.Альтман). Предательство Раскольниковым родины, корней, своего нравственного существа постоянно подчеркивается Достоевским: Раскольников закладывает
старухе-процентщице серебряные часы отца («проба»), тем самым как бы отрекаясь от рода; совершив преступление, он словно «ножницами отрезает» себя от людей,
в особенности от матери и сестры. Убийство есть в сущности «матереубийство» (Ю.Карякин).
Бекки Шарп из "Ярмарки Тщеславия" У. Теккерея
Б.Ш. - дитя «артистического» мира, она дочь учителя рисования и французской «канатной плясуньи». Теккерей неоднократно воспроизводит приметы ее внешнего облика
(не столь частый прием в романе XIX века): она маленькая, рыженькая, зеленоглазая. В зависимости от поставленной задачи героиня может быть «серенькой мышкой»
и обворожительной сердцеедкой - такие превращения для нее так же естественны, как естественна способность при случае - чтобы обнаружить смирение и трогательную
некомпетентность - заговорить на ломаном французском, которым она владеет в совершенстве.
Отчасти она сравнима с «волчицей» Глафирой из пьесы А.Н.Островского «Волки и овцы» - их роднит холодная, лицедейская и хищная природа, но в Б.Ш. совсем нет
готовности радоваться жизни. Наслаждение ей доставляет только очередное достижение поставленной цели. Поражение и одиночество принимаются героиней мужественно,
хотя смиряется она только после отчаянной борьбы. Встречая старых знакомых, не желающих ее узнавать, она понимающе, иронически улыбается.
|
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ
Как можно раскрывать тему "Гордость и смирение"
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их
смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений.
Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как
рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из
литературных произведений остаются за автором сочинения.
ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся:
1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих
(другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.
Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей;
требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство,
его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием
определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.
Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.
В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.
2) С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать
отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность,
высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо.
Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.
Полярность значений «гордости» – явление редкое для нравственных качеств личности. В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании
признаков с какой-либо доминантой.
СМИРЕНИЕ – (первоначально «смерение», одного корня с «мера», и означало «сдержанность, умеренность») – нравственное качество, противоположное
гордости, сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.
Покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится,
остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение
и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым,
способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.
Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение
связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.
Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к
нравственному идеалу - жизни на основе любви.
|
|
|
Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
См. об итоговом сочинении на сайте "К уроку литературы"
|
|
|
|
|
|
|
|