|
|
ЕГЭ 2019.
Русский язык |
Сочинение 5
(по тексту Д. Н. Мамина-Сибиряка из сборника И.П.Цыбулько 2019) |
См. текст для анализа ниже
Проблема проявления сострадания
Человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовность к самопожертвованию в поведении не только людей, но и животных. Ведь они тоже способны на проявление таких качеств как смелость, решимость, самопожертвование. Писатель Мамин-Сибиряк, постоянно наблюдавший за живой природой, описывавший интересные случаи из жизни животных, поднимает в данном тексте проблему проявления сострадания.
Раскрывая данную проблему автор, рассказывает историю из жизни деда Емели и внука Гришутки. Гришутка тяжело болел уже долго и все время просил у деда добыть ему олененочка. Деду было жаль внучка, и он пообещал принести олененка из леса. Автор рассказывает, как долго бродил Емеля по лесу, отчаявшись уже найти мать с олененком, но на четвертый день удалось опытному охотнику выйти на след оленихи. Но убить оленя и забрать теленка не так-то просто: «старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился…. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять». Это происходило потому, что олениха спрятала олененка и уводила охотника с собакой все дальше в сторону. «Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы». Долго продолжалась борьба матери за жизнь детеныша, но доверчивый олененок в какой-то момент вышел из укрытия и стоял на самом видном месте, охотник увидел его и мог застрелить. Автор показывает, что сердце Емели дрогнуло, старому охотнику вспомнилось, как мать маленького Гришутки накрыла сына своим телом в лесу и тем самым спасла от волков, но погибла сама. Емеля не смог убить ни оленя, ни олененка, потому что был поражен смелостью, находчивостью и самоотверженностью животного.
Позиция автора данного текста проста и понятна: человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовность к самопожертвованию, когда он сам уже прошел тяжкие испытания.
Я согласен с позицией автора, ведь когда ежедневно общаешься с природой и ее обитателями, то становишься лучше, внимательнее, наблюдательнее. В жизни старого Емели было много испытаний и душевных тревог, он пережил смерть дочери и стал воспитывать внука. Именно поэтому старый охотник проявил сострадание и уважительно отнесся к желанию животного защитить свое потомство. В мире довольно большое количество историй о взаимоотношениях человека и животного мира. Встречаются как истории настоящих Маугли, когда детям помогали выжить дикие животные, так и случаи, когда человек спасает детенышей диких животных, оставшихся без матери.
|
|
|
Текст 5 по Д. Н. Мамину-Сибиряку
(из сборника ЕГЭ 2019 под ред. И.П.Цыбулько) |
|
|
(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки. (З)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско — одна из лучших охотничьих собак в Тычках.
—(4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил маленький Гришутка однажды вечером.
—(5)С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.
—(6)Вот бы, дедко, телёночка добыть...
—(7)Погоди, добудем... (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!
(9)Гришутке всего было шесть лет, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под тёплой оленьей шкурой. (10)Мальчик простудился ещё весной, когда таял снег, и всё не мог поправиться. (11)Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. (12)Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю.
(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.
—(15)Ну, Гришук, поправляйся без меня... — говорил Емеля внуку на прощанье. — (16)3а тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.
—(17)А принесёшь телёнка-то, дедко?
—(18)Принесу, сказал.
—(19)Жёлтенького?
—(20)Жёлтенького...
—(21)Ну, я буду тебя ждать... (22)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь...
(23)Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (24)Только на четвёртый день, когда и охотник, и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с телёнком.(25)«Мать с телёнком, — думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. — (26)Сегодня утром были здесь... (27)Лыско, ищи, голубчик!..»
(28)День был знойный. (29)Солнце палило нещадно. (30)Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. (31)Но вот знакомый треск и шорох... (32)Лыско упал на траву и не шевелился. (33)В ушах Емели стоят слова внучка: «Дедко, добудь телёнка, и непременно, чтобы был жёлтенький». (34)Вон и мать... (35)Это был великолепный олень-самка. (36)Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю.
(37)«Нет, ты меня не обманешь...» — думал Емеля, выползая из своей засады.
(38)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.
(39)«Это мать меня от телёнка отводит», — думал Емеля, подползая всё ближе и ближе.
(40)Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. (41)Емеля снова подполз со своей винтовкой. (42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.
—(43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.
(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы.
(46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень... (47)Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. (48)Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом.(49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня.
(51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному...
(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и свистнул, —маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
—(57)Ишь какой бегун... — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — (58)Только его и видел: как стрела... (59)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то? (60)Ну, ему, бегуну, надо расти... (61)Ах ты, какой шустрый!..
(62)Старик долго стоял на одном месте и всё улыбался, припоминая бегуна.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку*)
* Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) — русский прозаик и драматург.
|
|
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1. Проблема самоотверженной родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?) |
1. Ради спасения своего ребёнка мать готова пожертвовать даже собственной жизнью. |
2. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает страдание?) |
2. Человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания. |
3. Проблема отношения человека к животным. (Как человек должен относиться к животным?) |
3. Человек должен понимать, что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя, например, отнимать оленёнка у его матери, которая готова ради детёныша пожертвовать своей жизнью. |
4. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?) |
4. Даже самой благородной целью нельзя оправдать убийство живого существа. |
|
|
|
|
ЕГЭ – Единый государственный экзамен.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) http://www.fipi.ru/ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
|
|
|
|
|