|
|
Планируемые изменения в КИМ ОГЭ 2025 г. |
|
|
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий внесены корректировки.
|
|
Русский язык
|
Изменения структуры КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий
13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки. [1].
|
|
|
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий:
– при оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических
норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида;
– критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ
по русскому языку.
|
|
ОГЭ 2025.
Русский язык.
Демонстрационный вариант 2025 г.
В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных
формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы.
Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте www.fipi.ru |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого
изложения прослушивается 2 раза.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый
аргументированный ответ.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
(Из инструкции к демоверсии 2025 г.)
|
|
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
(из Проекта ОГЭ 2025) |
Части работы |
Количество заданий |
Максимальный
первичный бал |
Типы заданий |
Часть 1 |
1 (задание 1) |
6 |
Задание с развёрнутым ответом |
Часть 2 |
11 (задания 2-12) |
11 |
Задания с кратким ответом |
Часть 3 |
1 (задание 13) |
7 |
Задание с развёрнутым ответом |
Части
1 и 3 |
|
13 баллов
за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи |
|
Итого |
13 |
37 |
|
|
|
|
|
Часть 1
Текст для прослушивания |
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от
класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие.
Одни учителя помнятся, другие нет, одни товарищи из класса врезались в
память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью
дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные
причины.
Кроме талантливых учителей, есть и другие – любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно
заслужить любовь и не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю
бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику
преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел
рассказать материал доходчиво, образно. Но физику мы полюбили раньше,
полюбили благодаря молоденькой учительнице. Кажется, она преподавала
тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё
равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было
весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов
и открыто переживала их.
(По Даниилу Александровичу Гра́нину)
199 слов |
|
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ
№ 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою
деятельность, все свои силы – его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор
«Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его
замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как
с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской
культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.
2.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного
предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1)
2) служение стало (предложение 2)
3) автор достоин (предложение 3)
4) мы должны (предложение 4)
5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
3.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит цитирование.
2) В первой части сложного предложения 2 содержится сказуемое составное именное.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 простое, распространённое.
5) Предложение 5 осложнено однородными и обособленными членами предложения.
Ответ: ___________________________.
4.
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца1. |
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. |
1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая
общие представления всех говорящих на нём. |
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными
именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. |
2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей
действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. |
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая
часть поясняет, дополняет первую. |
3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. |
|
4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. |
|
5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более
тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ
1. Источником языкового материала для задания 4 могут быть не только предложения из микротекста
к заданиям 2, 3. |
5.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки 2.
Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток,
каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую
речку (3)Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)
И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) – эти строки
Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.
Ответ: ___________________________.
2. В формулировках задания 5 могут быть представлены различные знаки препинания.
6.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся безударной гласной перед -СТ- пишется буква А.
3) ПОЛ-ОСТРОВА – слово пишется через дефис, потому что после ПОЛ- стоит гласная буква.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
5) ГОРЕЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего согласного пишется буква Ь.
Ответ: ___________________________.
7.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. 3
Над рекой стел..(1)тся туман. В неб..(2) медленно та..(3)т серебр..(4)ный серп молодого мес..(5)ца. Вдал..(6)ке при лунном осв..(7)щении можно разл..(8)чить
крышу крайн..(9)й избушки
Ответ: ___________________________.
3. На месте буквы Е в задании 7 может быть любая другая гласная буква русского языка.
8.
Раскройте скобки и запишите слово «он» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Пароход отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.
Ответ: ___________________________.
9.
Замените словосочетание «пробежка утром», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ___________________________. |
|
Прочитайте текст и выполните задания 10–13. |
|
(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал
спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная
земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было
во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда
плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал
её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить
пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из
холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– Сынок… (27)Сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались,
и я прошептал:
– Мама. (33)Мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть
великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по
сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на
её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады.
(46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.
((По Ю.Я. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
10.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мать приучила рассказчика ценить родную землю.
2) После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.
3) Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.
4) Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.
5) Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.
Ответ: ___________________________.
11.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является я олицетворение. Запишите номера ответов.
1) Один, только один раз земля не уберегла меня...
2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
3) Я сгорал от жажды.
4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.
5) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта
Ответ: ___________________________.
12.
В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________
Не забудьте перенести все ответы на задания 2–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан
в строке с номером соответствующего задания
|
|
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3. |
13.1.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы?»..
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете
использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
13.2.
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. Во мне пробудилось
забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете
использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни человека важна мама?». Дайте определение выражению МАТЕРИНСКАЯ
ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а
другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик,
графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|
|
Ответы к части 2.
Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той
форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи
ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значение.
|
2. 13
3. 15
4. 514
5. 1278
6. 35
7. 123679
8. ему
9. утренняяпробежка <или> пробежкаутренняя
10. 134
11. 15
12. трактам <или> тракт
|
|
|
|
Информация о тексте для сжатого изложения |
№ абзаца |
Микротема |
1 |
У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, как люди остаются в памяти, сложно. |
2 |
Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно. |
3 |
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице. Она любила
нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их. |
|
Источник: http://fipi.ru/ |
|
*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ). ( вернуться)
1. Изменения в КИМ 2025 года по сравнению с 2024 годом
Изменения структуры КИМ отсутствуют.
В формулировки и систему оценивания выполнения заданий
13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки.
1. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на основе опорного текста) последовательно использовано понятие «пример» без дифференциации на
пример-иллюстрацию и пример-аргумент. Предполагается, что подобная дифференциация в большей степени характерна для ЕГЭ по русскому языку.
2. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Экзаменуемый имеет право использовать различные способы работы с
прочитанным текстом – не только в виде цитаты или ссылки на номера предложений, но и, например, в виде сжатого выборочного пересказа.
3. Переформулировано задание 13.1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
4. В формулировку задания 13.3 в соответствии с критериями оценивания включена возможность приводить экзаменуемым примеры только из прочитанного текста. При
этом введено ограничение видов примеров из жизненного опыта: «Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман,
компьютерная игра».
5. Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» во всех форматах развёрнутого ответа переименован в «Логичность речи»;
скорректировано понятийное наполнение критерия «Композиционная стройность».
6. Приведена к единообразному представлению система оценивания грамотности и фактической точности речи в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В частности, увеличено с 2 до 3
максимальное количество баллов по критериям ГК1 «Соблюдение орфографических норм», ГК2 «Соблюдение пунктуационных норм», ГК3 «Соблюдение грамматических
норм» и ГК4 «Соблюдение речевых норм».
7. Уменьшено (по аналогии с ЕГЭ) с 10 до 8 количество баллов расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку.
8. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 33 до 37. ( вернуться)
|
|
|
| |