Задания 2-3 ОГЭ 2024. Русский язык. Часть 2. Синтаксический анализ
Русский язык для школьников
 
 
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
ОГЭ. Часть 2
Синтаксический анализ. Задания 2-3

Единое задание на синтаксический анализ предложения в новой экзаменационной модели представлено двумя заданиями: на определение грамматической основы (задание 2) и на собственно синтаксический анализ структуры предложения (задание 3). Выполнение обоих заданий предполагается по одному микротексту.
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 2. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
(Из инструкции к демоверсии.)
 
Задания 2-3
Синтаксический анализ
Из книги "36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ"

1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Подснежник зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца: цветок пробивается из-под земли, когда снег еще не растаял, поэтому он и получил такое название. (2) Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, а немцы - снежным колокольчиком. (3) Подснежники можно встретить в Европе и в Западной Азии, в странах Средиземноморья, в Турции, в Крыму и на Кавказе. (4) Они растут на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах. (5) В южных краях подснежники зацветают уже в январе, в средней полосе оповещают о приходе весны в апреле.
1) В предложении 1 четыре грамматические основы.
2) Вторая часть предложения 2 - неполное предложение.
3) В предложении 3 грамматическая основа - "подснежники можно встретить".
4) Предложение 4 осложнено уточняющими членами предложения.
5) Предложение 5 односоставное неопределенно-личное.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Тёртые ракушки, измельчённое стекло, уголь, какао, соль — вот чем люди пытались почистить зубы в разные времена, нанося их гусиными перьями, листьями и тряпочками. (2)А в египетских гробницах найдены острые палочки, явно похожие на зубочистки. (3)Ухаживать за зубами начали давно: для свежего дыхания жевали смолу и веточки. (4)Японским самураям их кодекс строго-настрого предписывал начищать зубы утром и вечером, до и после еды. (5)А у китайцев ещё тысячу лет назад появились зубные метёлки из конского волоса, первая зубная щётка тоже была привезена в Европу из Китая.
1) люди пытались почистить (предложение 1)
2) найдены палочки (предложение 2)
3) ухаживать (предложение 3)
4) кодекс предписывал (предложение 4) 5) щётка привезена (предложение 5)

3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Кошки живут на Земле уже более 25 миллионов лет, и одним из самых ранних и самых известных представителей семейства кошачьих был саблезубый тигр, имевший клыки длиной свыше 20 сантиметров. (2)Эти огромные звери охотились на крупных травоядных животных, мгновенно убивая их ударами мощных клыков. (3)Между большими кошками много различий: к примеру, львы, тигры и леопарды рычат, а ягуары, снежные барсы и гепарды — нет. (4)Большинство больших кошек ест лёжа — снежные барсы кормятся сидя. (5)У всех больших кошек, кроме гепарда, втягивающиеся когти, все они плотоядные хищники, и большинство из них, за исключением льва, охотятся в одиночку.
1) Одна из грамматических основ предложения 1 — тигр был.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством.
3) В предложении 3 есть однородные члены с обобщающим словом.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) Первая часть сложного предложения 5 осложнена обособленным дополнением и обособленным определением.

4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Самая крупная кошка — тигр. (2)Существует несколько подвидов этого животного, причём все они находятся на грани исчезновения: к примеру, уссурийский тигр, самый крупный представитель кошачьих на земле, вес которого достигает 300 килограммов, обитает в холодных регионах России, и от суровых морозов его спасает толстый слой подкожного жира. (3)В тех краях добыть пропитание непросто, и в поисках добычи хищник-одиночка способен преодолевать огромные расстояния. (4)Толстая шуба уссурийского тигра имеет красновато-жёлтую окраску и зачастую светлее, чем у других его сородичей. (5)Белый цвет в его шкуре помогает тигру оставаться незаметным в сибирских снегах. 1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) В предложении 2 пять грамматических основ.
3) Во второй части сложного предложения 3 сказуемое составное именное.
4) Грамматическая основа предложения 4 — шуба имеет.
5) Предложение 5 односоставное безличное.

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)В старину книги писались от руки, и поэтому работа продвигалась медленно. (2)Книги были бесценными: на изготовление одной-единственной книги-рукописи уходило иногда пять-семь лет. (3)Писцы обладали чётким и красивым почерком, каждая буква тщательно вырисовывалась, подбирались чернила. (4)Переписанные листы украшали рисунками, переплёты делали из деревянных досок, которые обтягивали кожей, на обложках размещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. (5)В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».
1) Предложение 1 сложное.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — книги были.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Все простые предложения, входящие в состав предложения 4, односоставные безличные.
5) Предложение 5 — предложение с прямой речью.

6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Зрачок — это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. (2)Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. (3)При очень ярком свете она сужается, а зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. (4)При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. (5)3рачки могут расширяться, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например радостью или страхом.
1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 простые глагольные сказуемые.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена однородными сказуемыми.
5) Во второй части сложного предложения 5 сказуемое простое глагольное.

7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. (2)А вот происхождение этого слова знают далеко не все: если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка», «щенок». (3)Каникулой древние римляне называли Сириус — самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. (4)В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие, тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. (5)Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом: бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — знают не все.
3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) В первой части предложения 5 грамматическая основа — слово означает перерыв в занятиях.

8. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Здоровому взрослому ягуару нечего бояться в природной среде: пожалуй, единственное животное, способное справиться с ягуаром, — это гигантская анаконда. (2)Другое дело — люди: коренные обитатели джунглей Южной Америки иногда убивали ягуаров, но в большинстве своём всегда относились к ним с благоговением и не истребляли понапрасну. (3)Однако, став предметом охоты из-за своей красивой пятнистой шкуры, ягуар постепенно исчезает с лица земли. (4)Хотя торговля шкурами ягуара во всём мире запрещена, браконьеры всё ещё поставляют их на чёрный рынок. (5)Сокращению популяции ягуаров способствует и вырубка лесов — естественной среды обитания этих животных.
1) Первая часть сложного предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) В предложении 2 три грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
4) В первой части сложного предложения 4 составное именное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным приложением

9. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Дерево какао не очень высокое, со стручками, растущими не на ветвях, а главным образом на стволе. (2)Удивительно и то, что эти стручки, от оранжевых до коричневых, имеют разную степень зрелости, благодаря чему урожай их можно собирать каждый месяц. (3)Дерево какао плодоносит непрерывно и притом считается редкой «неженкой», поскольку боится яркого солнечного света, требует постоянно высокой температуры, не может без частых проливных дождей. (4)Растёт дерево какао в «поясе какао», расположенном вдоль экватора, прекрасно чувствует себя в экваториальных лесах Мексиканского залива. (5)Издавна индейцы, проживавшие на территории современной Мексики, начинали многие свои ритуалы с чаши горького напитка, приготовленного из стручков дерева какао.
1) В предложении 1 одна грамматическая основа.
2) Первая часть сложного предложения 2 представлена двусоставным предложением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством.
5) Предложение 5 осложнено обособленными определениями.

10. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Вулкан — это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и наполовину расплавленной породы — лавы. (2)Частицы пепла падают на землю, покрывая её толстым слоем и спекаясь в лёгкий серый камень. (3)За миллионы лет из слоев лавы формируются вулканические горы: часто они весьма высоки и имеют форму конуса с кратером на вершине. (4)Многие вулканы находятся на морском дне — благодаря подводным вулканам образовались целые острова. (5)Так, в 1963 году внезапно начал извергаться подводный вулкан близ южных берегов Исландии, выбрасывая в воздух клубы пара и дыма.
1) Сказуемое в первой части сложного предложения 1 составное именное.
2) Предложение 2 простое двусоставное, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами.
3) Одна из грамматических основ предложения 3 — горы формируются.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 осложнено вводным словом и однородными сказуемыми

11. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2)Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (3)Лексика изменяется с каждой эпохой. (4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.
2) Грамматическая основа предложения 2 — достижения заставляют исчезать бесследно.
3) Грамматическая основа предложения 3 — лексика изменяется.
4) Предложение 4 содержит косвенную речь.
5) Предложение 5 сложносочинённое

12. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)В тропических морях некоторые виды полипов образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы. (2)Скелеты кораллов, образующие мощные известковые рифы, создают препятствия для судоходства. (3)Рифообразующие кораллы часто поселяются вдоль берегов островов, окаймляя их со всех сторон. (4)Если остров погружается в воду, то кораллы, продолжая расти вверх, остаются у поверхности моря. (5)Впоследствии из таких рифов образуются характерные кольцеобразные острова — атоллы.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным приложением.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 две грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

13. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Древесная целлюлоза, которую получают из самых разных лесных пород: ели, сосны, эвкалипта, тополя, березы, каштана, является основным сырьём для производства бумаги. (2)Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы — механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. (3)Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идёт на производство, например, газет. (4)Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на мелкие щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением. (5)Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные обёрточные материалы.
1) Придаточная часть сложноподчинённого предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) Подлежащее в третьей части сложного предложения 2 выражено относительным местоимением.
3) Грамматическая основа предложения 3 — бумага идёт.
4) В сложном предложении 4 есть придаточное изъяснительное.
5) Предложение 5 структурно неполное.

14. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 бессоюзное сложное.
3) Предложение 3 простое безличное.
4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных.
5) В предложении 5 три грамматические основы.

ОТВЕТЫ:
1 – 12
2 – 124
3 – 24
4 – 12
5 – 135
6 – 23
7 – 12
8 – 45
9 – 125
10 – 123
11 – 13
12 – 124
13 – 12
14 – 14.
 

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
 
Яндекс.Метрика