|
|
|
Русский язык. Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое благодарность»
из открытого банка ФИПИ |
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3 |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции к демоверсии 2024 г.)
|
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
|
|
|
БЛАГОДАРНОСТЬ – это чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное
внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства. |
|
|
|
Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое благодарность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Как характеризует умение быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож,
а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? – спросила она парня.
– (7)Шофёр, – ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос.
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята
катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким
и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– Здравствуйте, Виктория! (32)Вы, наверное, не помните меня? (33)Я Назаров.
(34)Сергеева внимательно посмотрела на парня. (35)Она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42) Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить,
можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? – спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную
воду!
– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: «Вон! (58)Вон отсюда!» (59)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (60)Но
кричал-то он на Сергееву.
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
Текст 2.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно всегда испытывать благодарность к жизни?». Дайте определение понятию БЛАГОДАРНОСТЬ
и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
(1)Люди окружили Жизнь тесной толпой, как грязные нищие богатую купчиху на улице, стонали, жаловались и злобно плакали, прося милостыню внимания к себе, болезненно
изрыгали хулу друг на друга и на Жизнь, ползая у ног её в судорогах жадности своей, в гнусном бешенстве нищенских желаний.
(2)Извиваясь и прыгая, точно скользкие серые жабы и холодные змеи, они выли воем безумия и не видели солнечного лица Жизни. (3)А оно, источая радужное сияние,
наклонилось над ними с мудрой улыбкой, и молчала Жизнь, терпеливо слушая отвратительную музыку стонов и жалоб.
— (4)Ты однообразна, ты бедна! — скучно злясь, говорил ей пресыщенный. (5)Я был всюду на земле, всё изведал, видел все развалины прошлого, знаю тревоги и надежды
настоящего — что мне будущее? (6)Вот уже нет на земле ничего, что желал бы я видеть, что хотел бы иметь. (7)Ты вся исчерпана мною. (8)Ты — бедна, ты — нищая!..
(9)Раб умолял её:
— Сделай так, чтобы сильные не попирали волю мою тяжёлыми ногами своими, если ты справедлива! (10)Я истощён трудом невольника, я не имею хлеба, сколько нужно мне,
умирают от голода дети мои, и нет ни у кого жалости ко мне. (11)Внуши сильным чувство жалости к слабому, пощади угнетённого, если ты справедлива!
— (12)Зачем ты существуешь? — спрашивал мудрец. — (13)Какой смысл заключён в пёстром хаосе игры твоей? (14)Чего ради мучаются все эти люди? (15)Отвечай, если ты
разумна!
— (16)Ты воплощение не разума, а безумия! — вторил мудрецу поэт. — (17)Ты грубо издеваешься над лучшим из чувств человека, над любовью, которой обязана ты
существованием своим, жалкое создание насмешливого дьявола!
— (18)Укажи мне место на лоне твоём! — горестно взывал неудачник. — (19)Я хотел быть пахарем на нивах твоих — и не имею сил для этого. (20)Я хотел быть проводником
разума, но не знаю, где истина и что могу проповедовать. (21)Хотел я изображать красками многообразное лицо твоё, но не имею таланта. (22)О, зачем ты создала меня
с короткими пальцами? (23)Музыкантом хочу я быть! (24)Что же делать мне? (25)Научи, если ты мудрая!..
— (26)Почему я слеп? — спрашивал слепой, судорожно искривив мёртвое лицо своё. — (27)Зачем ты слепым создала меня?
(28)И даже глухонемые что-то мычали, быстро двигая пальцами.
(29)Только дети были веселы.
(30)Кружились люди в пляске злобного раздражения, растравляя боль и раны друг друга едкою горечью жалоб своих. (31)И звучал в хоре стонов истощения беззаботный смех
детей, как журчание отдалённого источника, приносившего в жертву Жизни милый смех радостного опьянения силами её.
(32)Сквозь этот рой одиноко шёл старик, направляя медленный шаг свой к солнцу, нисходящему с небес. (33)Он шёл спокойно, молча, и шум вокруг не будил его внимания.
(34)Он смотрел вперёд, и глаза его мягко улыбались.
— (35)Старик! — закричали ему. — (36)Скажи и ты свои жалобы...
(37)Он, отрицая, качнул головой.
— (38)Не имею я жалоб в сердце моём! — сказал он. — (39)Был я всегда другом Жизни и другом её ухожу к закату дня моего. (40)Я черпал полными пригоршнями из океана
щедрот её, и душа моя полна любви к ней. (41)Красив и богат был день мой, как игра солнца на вершинах снежных гор или звёздное небо в тёплую ночь лета. (42)Я любил,
и не раз было тяжко ранено сердце моё, но и страданиями горжусь, ибо искренни и чисты были они. (43)Я люблю все цветы и все краски земли, и человек во все дни мои
был для меня чудеснейшею из загадок, и любоваться им не устал я!
(44)Видел я тёмное в нём — и болела душа моя гневом и горечью. (45)Видел светлое — и радовался. (46)Я боролся с ним, видя злое в нём, и негодовал на неразумие его,
но и в гневе не терял уважения к нему! (47)И никогда не искал я внимания людей к себе, ибо не то ценно, что мне дадут, но только то, что я могу дать. (48)И неважно,
что скажут обо мне, но — что я подумаю о человеке.
(49)То, что всем было нужно от души моей, я всем отдавал искренно. (50)То, что только мне было нужно, я хранил глубоко в сердце своём, не отягощая внимания близких
скорбью духа своего в часы уныния.
(51)И не делился я с людьми слезами и стонами, но всегда отдавал им все богатства смеха и радостей своих. (52)Раны сердца моего не болели долго: я не растравлял их.
(53)И ещё знаю я: всё, что есть безобразного, издохнет, подобно псу прокажённому. (54)Я взял всё, что мог, от Жизни и ещё возьму из щедрот её, ибо ещё не угас день,
хотя круто наклонился к закату путь мой. (55)Но и во тьму забвения я сойду с бодрой улыбкой благодарности. (56) Я жил прекрасно, я нашёл свой путь. (57)Прощайте!
(58)Он спокойно пошёл к закату дня своего. (59)А дети, смеясь и играя, побежали за ним.
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков; 1868–1936) – русский советский писатель, драматург.
|
|
|
С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ
1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал
его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести
словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические
оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый
может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия,
то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание
которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение,
не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим
объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого
аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности
обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления
смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос
теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не
прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
|
_________________
|
|
БЛАГОДАРНОСТЬ |
Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь
выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а
доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу.
Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро. Благодарный человек помнит добро и отвечает на него тем же.
Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства.
Как характеризует умение быть благодарным?
Человек, который умеет благодарить, – это счастливый человек, потому что простое спасибо отдаёт добро в ответ. Умеющий благодарить не только учится познавать
себя, но открывает в себе любовь к окружающему миру, а также делает счастливым другого человека, не обижая того своим невниманием. Кроме это, признательность
характеризует человека с положительной стороны: он воспитан, порядочен, добр, внимателен к людям.
ТЕМА БЛАГОДАРНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В. Шаламов «Лида»
А. Платонов «Юшка»
Ч. Айтматов «Первый учитель»
О. Генри "Дары волхвов".
|
|
|
|
*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х
классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация
выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|