|
|
|
Русский язык. Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое чудо»
из открытого банка ФИПИ |
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3 |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции к демоверсии 2024 г.)
|
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
|
|
|
ЧУДО - это нечто магическое и непредсказуемое, чего не бывает в обыденной жизни, то особое явление, которое исполняет заветную мечту или делает то,
что казалось невозможным. |
|
|
|
Как Вы понимаете значение слова ЧУДО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Можно ли делать чудеса своими руками?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй – из прочитанного текста
или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1.
(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами,
расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло
солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт
и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.
(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему не чувствовал никакой связи
между алым убранством и прямой целью Грэя.
– (8)Теперь, – сказал Грэй, – когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас
своими мыслями, как обещал в Лиссе. (9)Заметьте, я не считаю вас глупым или упрямым, нет; вы образцовый моряк, а это много стоит. (10)Но вы, как и большинство,
слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни. (11)Они кричат, но вы не услышите. (12)Я делаю то, что существует, как старинное представление о
прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка. (13)Скоро вы увидите девушку Ассоль, которая не может, не должна иначе выйти
замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах: за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. (14)Такое предсказание в детстве она
услышала от волшебника Эгля.
(15)Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. (16)Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого,
кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину. (17)Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. (18)Когда
для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в
состоянии. (19)Новая душа будет у него и новая – у тебя. (20)Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную
певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого невезучего коня, тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. (21)Но есть не меньшие
чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. (22)Владеть этим – значит владеть всем. (23)Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль –
останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. (24)Поняли вы меня?
(25)Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом. (26)«Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. (27)Не
было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. (28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех
мыслей, которые опережают слова.
(По А.С. Грину*)
* Грин Александр Степанович (1880–1932) – русский советский писатель-прозаик, поэт, создатель вымышленной страны, в которой происходит действие многих его
произведений, в том числе самых известных романтических книг – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».
Текст 2.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно хранить в душе веру в чудо?» Дайте определение понятию ВЕРА В ЧУДО и прокомментируйте его,
ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
(1)От праздничных расходов у чиновника Плешихина осталось немного денег. (2)Он остановился у витрины игрушечного магазина и, разглядывая игрушки, подумал:
«Куплю-ка я что-нибудь особенное своему Ваньке!»
(3)Зашёл в магазин.
— (4)Дайте что-нибудь этакое для мальчишки восьми-девяти лет! (5)Когда ему показали несколько игрушек, он пришёл в восторг от искусно сделанного жокея на
собаке: собака перебирала ногами, а жокей качался взад и вперёд и натягивал вожжи, как живой. (6)Долго смотрел на него Плешихин, смеялся, удивлялся и просил завести
снова и снова.
(7)Возвращаясь, ног под собой не чувствовал от радости, что напал на такую прекрасную вещь. (8)Дома, проходя мимо детской, услышал голоса. (9)Приостановился...
— (10)0 чём они там совещаются? (11)Мечтают, наверное, ангелочки о сюрпризах, гадают, кому какие достанутся подарки... (12)Обуреваемы любопытством, будет ли ёлка...
(13)О, золотое детство!
(14)Разговаривали трое: Ванька, Вова и Лидочка.
— (15)Я всё-таки, — говорил Ванька, — стою за то, чтобы взрослых не огорчать. (16)Ёлку хотят устроить? (17)Пусть забавляются! (18)Но я думаю, что с нашей стороны
требуется всё-таки самая простая деликатность: мы должны сделать вид, что нам это нравится, что нам весело, что мы в восторге. (19)Ну... можно даже попрыгать вокруг
ёлки и съесть пару леденцов.
— (20)А по-моему, просто, — сказал прямолинейный Вова, — нужно выразить настоящее отношение к этой пошлейшей ёлке и ко всему тому, что отдаёт сюсюканьем наших
родителей.
— (21)Братцы! — умоляюще сказал добросердечный Ванька. — (22)Ради Бога, не показывайте вида. (23)Вы смотрите-ка, как я себя буду вести — без неумеренных восторгов,
без переигрывания, но просто сделаю вид, что я умилён, что у меня блестят глазки и сердце бьётся от восторга. (24)Сделайте это и вы, порадуем стариков.
(25)Плешихин открыл дверь и вошёл в детскую, сделав вид, что он ничего не слышал.
— (26)Здравствуйте, детки! (27)Ваня, погляди-ка, какой я тебе подарочек принёс!
(28)Он развернул бумагу и пустил в ход жокея верхом на собаке.
— (29)Очень мило! — сказал Ваня, захлопав в ладоши. — (30)Спасибо, папочка.
— (З1)Тебе нравится?
— (32)Конечно! (33)Почему же бы этой игрушке мне не нравиться? (34)Сработана на диво, в замысле и механике много остроумия, выдумки. (35)Очень, очень мило.
— (36)Ванечка! (37)Милый мой! (38)Ну, будь же со мной откровенен... (39)Скажи мне, как ты находишь эту игрушку и почему у тебя такой странный тон?
(40)Ванька смущённо опустил голову.
— (41)Видишь ли, папа... (42)Если ты позволишь мне быть откровенным, я должен сказать тебе: ты совершенно не знаешь психологии ребёнка, его вкусов и влечений.
(43)По-моему, ребёнку нужна игрушка примитивная, какой-нибудь обрубок или тряпичная кукла без носа и без глаз, потому что ребёнок — большой фантазёр и любит иметь
работу для своей фантазии, наделяя куклу всеми качествами, которые ему придут в голову; а там, где за него всё уже представлено мастером, договорено механиком, там
уму его и фантазии работать не над чем.
(44)Понурив голову, молча слушал сына чиновник Плешихин.
— (45)Так... (46)И ёлка, значит, как ты говорил давеча, тоже традиция, которая нужнее взрослым, чем ребятам?
— (47)Ах, ты слышал? (48)Ну что же делать? (49)Во всяком случае, мы настолько деликатны, что ни за что не дали бы вам почувствовать той фальши и того вашего положения,
которые для постороннего ума так заметны...
(50)Чиновник Плешихин прошёлся по комнате раза три, задумавшись.
(51)На губах Ваньки промелькнула страдальческая гримаса.
— (52)Папа, ты устал, заработался, измотался, истратился, у тебя настроение подавленное, сердитое... (58)Нужно на ком-нибудь сорвать злость! (54)Правда, я даже не
сержусь. (55)«Понять, — сказал философ, — значит простить».
(56)Однако автор принуждён заявить, что всё рассказанное — лишь сонное видение чиновника Плешихина... (57)Заснул чиновник — и пригрезилось.
(То А. Т. Аверченко*)
* Аркадий Тимофеевич Аверченко (1880–1925 ) – русский писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журнала «Сатирикон».
|
|
|
С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ
1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал
его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести
словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические
оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый
может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия,
то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание
которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение,
не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим
объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого
аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности
обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления
смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос
теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не
прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
|
|
ЧУДО |
Можно ли делать чудеса своими руками?
Чудо можно сделать не только своими руками, но и своими поступками. Человек может показать фокусы – это чудо, может излечить от физической и душевной боли – это тоже
чудо. Но не только в этом проявляется чудо: оно – в улыбке, в любви, в рождении ребёнка, в
дружбе…
|
|
|
*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х
классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация
выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|