Детские воспоминания. Тексты для подготовки к ОГЭ. Задание 13.3. Русский язык (из открытого банка ФИПИ)
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
Русский язык.
Тексты для работы над сочинениями на тему
«Роль детских воспоминаний в жизни человека»
из открытого банка ФИПИ
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
     Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
     На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.

(Из инструкции к демоверсии)
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ – это воспоминания о том времени, когда мы еще были маленькими. Это те события, явления, люди, которые произвели на нас большое впечатление и оставили неизгладимый след в нашей жизни.
 
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какой след в душе человека оставляют детские воспоминания?». Дайте определение понятию ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Текст 1.
(1)Я стою у реки. (2)Она идёт полноводно, ровно. (3)А где же весенний плеск?
(4)Надо закрыть глаза — и через узенько-узенькую щёлку, через деревья, глядеть на небо. (5)Лучше пройти за решётку сада, сесть где-нибудь на солнышке и так вот смотреть и слушать…
(6)Воробьи? (7)Это они чирикают, бойко, трескуче, радостно по весне.
(8)Великая лужа на чёрном дворе вся в блеске. (9)Бурая в ней вода. (Ю)Чуется белый ледок под нею. (И)Кругом: у заборов, у садовой решётки, у сараев, под брёвнами — голубовато снежком белеет. (12)0н уже сдал, исколот лучами солнца, сочится стеклянным блеском, день ото дня бледнеет, уходит в землю. (13)Гонит его перезвон пасхальный, звяканье сосулек. (14)Холодком покусывает с воды, но белые утки полощутся там, где поглубже; жёсткие их носы вылущивают что-то сочно, вспыхивают на солнце крылья…
(15)Какая радость — этот немножко страшный переход по доскам до сада! (16)В саду ещё спит зима, тяжёлая, большая; но снег надувается горбами и почернел, усыпан веточками, вороньими и куриными следами. (17)Под яблоньками сероватые проталинки, лужицы голубые — в них солнце и небо плещется. (18)Яблоньки черны-черны, корявы весенней голостью. (19)3ато тополя светлеют тугим и здоровым глянцем, и почки на них полнеют, золотятся.
(20)Слепит отовсюду. (21)Небо упало в лужу и уронило солнце. (22)Оно купается с облачками, с утками, брызжет в меня, на моё весеннее пальтецо, синее, с золотыми якорьками, только-только надетое, в новенькие калошки — белые огоньки на них. (23)Я жмурюсь и робко двигаюсь по доскам. (24)Нянька подталкивает в спину, несёт за мною лопаточку — ковырять снег в саду, гнать зиму.
(25)Вот и самая середина лужи. (26)Я иду еле-еле, чтобы идти подольше. (27)Солнце под моими ногами плющится — и вдруг… (28)Что это?! (29)Почему закачались доски?
(30)Я поднимаю голову и радостно узнаю Михайлу, который тесал лопаточку. (31)Он двигается навстречу и весь сияет. (32)Намасленная голова сияет на обе стороны, красное лицо сияет, и красная борода, как веник, и новая красная рубаха — пузырями. (ЗЗ)Михайла радостно надвигается на меня, раскидывает руки… (34)Он всё ближе, он меня свалит в лужу… (35)Но вот Михайла делается ниже, ниже. (36)Я вижу, что он садится, будто играет в коршуна, хватает меня и вдруг поднимает на страшную высоту над страшной лужей!
— (37)Держись! — рычит Михайла, раскачивая меня над лужей.
(38)Я слышу, как кричит нянька, — чёрный её платочек с красными и зелёными цветами, — но Михайла тискает меня ласково и урчит, урчит. (39)От него пахнет деревянным маслом, красной рубахой, пряниками, хлебом, овсом и чем-то ещё, таким приятным, тёплым… (40)Стружками даже пахнет, чурбачками.
(41)Он тихо ставит меня на доску. (42)Я, как во сне, в испуге, в радости непонятной.
(43)И столько плеска кругом, и блеска, и гомона! (44)Всё смеётся, звенит, играет…
(45)Этот весенний плеск остался в моих глазах — с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. (46)Остался живым в душе, с тысячами Михайлов и Иванов, со всем мудрёным, до простоты-красоты душевной, миром русского мужика, с его лукаво-весёлыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до чёрной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. (47)3наю, связан я с ним навсегда. (48)Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… (49)Вошло — и вместе со мной уйдёт.
(По И. С. Шмелёву*)
* Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950) – русский писатель, публицист, мыслитель.

Текст 2.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что дарят человеку детские годы?». Дайте определение понятию ДЕТСТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

— (1)Паныч! (2)А паныч? — послышался за окном торопливый шёпот.
(3)Вслед за шёпотом раздался осторожный, но настойчивый стук пальцев по стеклу. (4)Это вызывал меня наш старый повар Емельян Иванович, с которым мы уговорились идти ночью ловить раков. (5)Я встал и, стараясь не шуметь, отворил окошко. (6)Через минуту я уже очутился на земле, возле Емельяна Ивановича, дрожа спросонок и от волнения, возбуждаемого во мне предстоящим удовольствием.
— (7)Вы всё захватили, Емельян Иванович? (8)И сачок? (9)И мясо? (10)И лейку?
— (11)Тсс... не шумите, паныч... (12)Мамашенька проснутся, так нас обоих заругают... (13)Ну, идём, что ли.
(14)Мы пошли вдоль пустыря узкой дорожкой, между двумя стенами густого, высокого, гораздо выше человеческого роста бурьяна... (15)Мне было несколько жутко, но новизна впечатлений, а главное — их запретность придавали им такую острую прелесть, что даже и теперь, через двадцать пять лет, вспоминая об этой ночи, я испытываю радостное и тоскливое стеснение в груди.
(16)Вдруг я натолкнулся на Емельяна Ивановича. (17)Он стоял и копошился над чем-то в темноте. (18)Старик, видимо, старался что-то отвинтить. (19)Он отвечал мне с расстановками, тяжело пыхтя от усилий:
— Да вот хочу... ишь ты, как завернули... хочу... крышку снять с факела... заржавела, должно быть... ну, теперь пошла... пошла... готова!
(20)Я услышал чирканье спички, и керосиновый факел вспыхнул красным, коптящим, колеблющимся пламенем. (21)Лицо Емельяна Ивановича сделалось суровым и странно изменилось. (22)От густых бровей, носа и усов легли на него длинные, косые дрожащие тени. (23)Мы пошли дальше. (24)Теперь мне стало ещё жутче, чем в темноте. (25)Хорошо знакомые кусты бурьяна казались толпою обступивших лас со всех сторон призраков, тонких и расплывчатых.
(26)Скоро бурьян кончился. (27)Перед нами расстилалось поле. (28)3апах липы сменился острым запахом росистой травы и мёда. (29)Повеяло прохладой. (30)В степи громко и ритмично кричали миллионы кузнечиков.
(31)Мы спустились к узенькой речке, которая ровной, тёмной полосой протекала между невысокими, но крутыми берегами, поросшими густым лозняком. (32)Около берега вода мелодично и монотонно хлюпала, огибая заливчики и обнажившиеся корни кустов. (ЗЗ)Емельян Иванович выбрал между двумя ивами удобное сухое местечко и воткнул длинную палку факела в глинистое дно, недалеко от берега.
(34)Наши приготовления были несложны. (35)Мы обвязали тонкой бечёвкой крест-накрест большой кусок мяса; на аршин выше пристроили поплавок из сухой веточки, и затем Емельян Иванович опустил эту приманку в воду. (36)Я должен был с сачком, сделанным из моей старой соломенной шляпы, дожидаться, когда рак появится над водой, чтобы подхватить его.
(37)Река в этом месте была неширока, всего шагов десять или пятнадцать. (38)3вёзды отражались в воде, мерцая и расплываясь. (ЗЭ)Поплавок дрогнул и стал колыхаться.
(40)Я зашептал взволнованно:
— Емельян Иванович... (41)Клюёт! (42)Тащите!
(43)Но старик только покачал с досадою головой. (44)Поплавок продолжал двигаться, описывая круги и изредка коротко ныряя передней частью под воду. (45)Я, стараясь не дышать, упёршись ногами в торчащий из реки пень и протянув вперёд палку с сачком, мучился нетерпеливым ожиданием. (46)Вдруг поплавок совершенно исчез под водою. (47)Емельян Иванович медленно потянул верёвку вверх. (48)Через минуту я увидел казавшийся громадным кусок мяса и клешни вцепившегося в него рака.
(49)Емельян Иванович взял его двумя пальцами за спину и с торжеством поднял на воздух. (50)Рак продолжал щёлкать шейкой, водил в стороны передними лапами, сводя и разводя клешни, и шевелил длинными усами. (51)Емельян Иванович бросил его в лейку.
(52)После первого рака ловля пошла очень успешно. (53)То и дело старик вытаскивал из сачка чёрных уродов, радуясь им так же искренно и громко, как и я, десятилетний мальчишка. (54)И к каждому раку он непременно приговаривал что-нибудь забавное, прежде чем его опустить в лейку.
— (55)А, господин рачитель, попались? — спрашивал он с комическим злорадством. — (56)Пожалуйте, пожалуйте в компанию. (57)Там вам веселее будет.
(58)Или:
— Моё почтение, господин Раковский. (59)Ждали с нетерпением вашего приезда. (б0)Милости просим.
(61)Три или четыре рака от нас ушли. (62)В этих случаях мы горячились и осыпали друг друга едкими упрёками. (63)Но едва поплавок вздрагивал в воде, наша вражда мгновенно утихала, и мы снова с дрожащими от волнения руками шёпотом подзадоривали друг друга:
— О-о! (64)Вот как потянул! (65)Должно быть, громадный Раковецкий клюёт!
(66)В младенческом восторге мы называли наших жертв самыми чудовищными именами. (67)Необычное бодрствование, красота ночи и страсть рьяных рыболовов взволновали и опьяняли нас. (68)На меня нашло то странное, неподвижное очарование тишины, которое испытываешь только в самом раннем детстве. (69)Я глядел, не отрываясь, на красный огонь факела. (70)В голове у меня не было ни одного обрывка мысли, но ощущение чего-то стройного, прекрасного и нежного переполняло мою душу. (71)И в те же минуты мне казалось, что я чувствую, как мимо меня торжественно проплывает что-то огромное, как мироздание...
(72)Не время ли проходило около меня?..
(По А. И. Куприну*)
* Александр Иванович Куприн (1870–1938) – известный русский писатель, переводчик.





Текст 3.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы помним своё детство всю жизнь?». Дайте определение понятию ДЕТСТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

(1) Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше.
(2) Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:
(3) — Пап, смотри!
(4) Папа отложил газету и осмотрел ёжика. (5) Ёжик был курносый и симпатичный. (6)Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. (7)Кроме того, папа сам любил животных.
(8) — Хороший ёж! — сказал папа. (9)— Симпатяга! (10)Где достал?
(11) — Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик.
(12) — Подарил, значит? — уточнил папа.
(13) — Нет, мы обменялись, — сказал Славик. (14)— Он мне дал ёжика, а я ему билетик.
(15) — Какой ещё билетик?
(16) — Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ёжика на пол.
(17) — Откуда у тебя лотерейный билет?
(18) — Я его купил, — сказал Славик.
(19) — У кого?
(20) — У дяденьки на улице... (21)Он много таких билетов продавал. (22)По тридцать копеек... (23)Ой, смотри, папа, ёж под диван полез...
(24)— Погоди ты со своим ёжиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. (25)— Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. (26)А вдруг бы этот билет что-нибудь выиграл?
(27) — Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.
(28) — То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. (29)— Что выиграл?
(30) — Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся.
(31) — Что такое?! (32)— Папа как-то странно задрожал. (33)— Холодильник?! (34)Что ты мелешь?.. (35)Откуда ты это знаешь?
(36)— Как — откуда? — обиделся Славик. (37)— Я его проверил по газете... (38)Там первые цифирки совпали... и остальные... (39)И серия та же!.. (40)Я уже умею проверять, папа! (41 )Я же взрослый!
(42)— Взрослый?! — (43)Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. (44)— Взрослый?!.. (45)Меняешь холодильник на ёжика?
(46) — Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет.
(47) — Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. (48)— Кто?! (49)Кто этот мальчик?! (50)Где он?!
(51)— Он в соседнем доме живёт, — сказал Славик и заплакал. (52)— Его Сеня зовут...
(53)— Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — (54)Идём, быстро, оболтус. (55)Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю...
(56)— Нет... — ревел Славик. (57)— Не купишь... (58)Сенька так не хотел меняться, я его еле уговорил...
(59)— Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. (60)— Ну, быстро!..
(61)Сене было лет восемь. (62)Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой — ежа.
(63) — Где? — спросил папа, надвигаясь на Сеню. (64)— Где билет? (65)Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет.
(66) — У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал.
(67) — А где он?! — закричал папа. (68)- Что ты с ним сделал, ростовщик? (69)Продал?
(70) — Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал.
(71) — Не плачь, мальчик! — сказал папа, стараясь быть спокойным. (72)— Значит, ты сделал из него голубя. (73)А где этот голубок?.. (74)Где он?..
(75)— Он на карнизе засел... — сказал Сеня и показал на карниз второго этажа. (76)Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.
(77) Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.
(78) Два раза папа срывался, но потом всё-таки доползло карниза и снял маленького жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.
(79) Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.
(80) — Ты его когда купил? — спросил папа у Славика.
(81) — Ещё во втором классе, — сказал Славик.
(82) — А когда проверял?
(83) — Вчера.
(84) — Это же не тот тираж... — устало сказал папа.
(85) — Ну и что же? — сказал Славик. (86)— Зато все цифирки сходятся...
(87) Папа молча отошёл в сторонку и сел на лавочку. (88)Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги... (89)Он тяжело опустил голову.
(90)— Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. (91)— Ты не расстраивайся! (92)Сенька говорит, что он всё равно отдаёт нам ёжика...
(93)— Спасибо! — сказал папа. (94)— Спасибо, Сеня... (95)Он встал и пошёл к дому.
(96)Ему вдруг стало очень грустно. (97)Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.
(По Г. Горину*)
* Григорий Израилевич Горин (1940—2000) — российский писатель-сатирик, драматург, сценарист, телеведущий, автор ряда литературно-публицистических статей.

Текст 4.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем запомнилось вам ваше детство?». Дайте определение понятию ДЕТСТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

(1)— Комаров, перестань! (2)Слышишь, что тебе говорят, Комаров!
(З)Уже не в первый раз звучал за моей спиной этот скрипучий женский голос. (4)И всякий раз он призывал к порядку какого-то Комарова. (5)«Беспокойный мужчина, — подумал я о Комарове. (6)— Чего он там колобродит?»
(7)Я оглянулся. (8)Неподалёку от меня стоял четырёхлетний человек в белой панаме, лихо нахлобученной на одно ухо. (9)Из-под панамы серьёзно и чуть удивлённо глядели два круглых бутылочного цвета глаза. (10)Рожица у Комарова курносая, веснушчатая и самая продувная. (11)Над Комаровым склонилась рослая, грузная женщина в зелёном шёлковом платье. (12)Позади воспитательницы, подставив солнцу спины с острыми уголками лопаток, лежали двадцать—двадцать пять сверстников Комарова.
(13)А через несколько дней я снова встретился с Комаровым.
(14)Я возвращался с моря по крутой песчаной улице. (15)И вот когда я поравнялся со штакетником, одна из планок его вдруг сдвинулась в сторону, в широкой щели показалась маленькая, иссечённая белыми травяными порезами нога в сандалии, затем панамка, похожая на поварской колпак, загорелая, испачканная рука и, наконец, вся фигура моего пляжного знакомца. (16)Он вылез, осмотрелся кругом — я почувствовал на себе его настороженный взгляд и сделал вид, что он меня нисколько не занимает. (17)Тогда он аккуратно поставил планку на прежнее место и залился долгим, торжествующим смехом. (18)Не было никаких сомнений: Комаров совершил побег.
(19)Каюсь, я не взял Комарова за руку и не отвёл его к воспитательнице. (20)Улица была помечена знаками, запрещающими проезд, и Комарову ничто не грозило, к тому же и я был рядом.
(21)Правда, воспитательница переживёт несколько неприятных минут, но... поделом ей.
(22)Мне приходилось несколько раз в день проходить мимо этого детского сада, и я убедился, что здешняя воспитательница явно не в ладах с природой. (23)Она не доверяла молодым колючим сосенкам, кустарнику, приютившему густую тень, дальним уголкам сада, заросшим дикой малиной и ежевикой. (24)Из всей обширной территории сада она оставила своим питомцам лишь гладкий пятачок крокетной площадки. (25)И стоило кому-нибудь из ребят в погоне за жуком или просто в порыве любознательности нарушить запретную зону, как испуганный окрик немедленно настигал беглеца.
(26)«Пусть Комаров погуляет на воле, — решил я и предоставил ему свободу. (27)— Что-то он станет делать?»
(28)Внизу, по приморскому шоссе, звонко сигналя на поворотах, проносились легковые машины, отчаянно тарахтели мотоциклы, но Комарова, городского ребёнка, не привлекали знакомые городские шумы. (29)Комарова привлекал девственный мир, и он заковылял на бугор. (З0)Неожиданности подстерегали его здесь на каждом шагу. (31)Вот он наступил на какую-то дощечку, и из- под неё с упругим щелчком выскочила зелёная сосновая шишка. (32)Пролетев метра полтора, шишка приземлилась на краю дорожки, чуть поворочалась и улеглась спокойно. (ЗЗ)Это была цельная, крепенькая молодая шишка, верно, ещё никогда не виденная Комаровым, потому что такие шишки прочно держатся на ветках, а по цвету неотличимы от хвои. (34)К тому же она прыгала! (35)Лёгким, крадущимся шагом Комаров приблизился к шишке и прихлопнул её ладонью. (З6)Попалась!
(37)Он снова вышел на дорогу и вдруг замер, чуть шатнувшись назад, будто наскочил на невидимую преграду. (38)Я сразу понял, что поразило Комарова: он ненароком оказался лицом к подножию склона, где в бесконечной глуби бесшумно и грозно пенился прибой.
(39)3елёный коридор улицы острой стрелой летел в море.
(40)Сладкое, щемящее чувство высоты, пространства и полёта пронзило мальчика. (41)Он замахал руками, запрыгал, потом стал выкрикивать какие-то непонятные, как в детской считалке, слова, наконец, запел без слов и мелодии...
(42) И вдруг песня смолкла: Комаров, словно бессильный вместить всю мощь впечатлений, повернулся и быстро заковылял прочь...
(43) Лягушка, перескочившая ему дорогу, вернула Комарова к милой земной привычности. (44)Он побежал за лягушкой и догнал её у самой обочины. (45)Когда тень мальчика накрыла лягушку, она замерла, выгнув спину. (46)Комаров схватил её и, повернув на спинку, стал рассматривать бледное брюшко. (47)Он рассматривал долго, тыкал пальцем в упругую плёнку. (48)Верно, он искал стальной рычажок, с помощью которого скачет игрушечная лягушка. (49)Но у этой живот был совсем гладкий, и Комаров задумался. (50)Панама сползла ему на нос, но он не замечал этого, поглощённый новой загадкой жизни. (51)Он чуть сжимал и разжимал ладонь и как будто к чему-то прислушивался. (52)Лягушка не двигалась, её длинные сухие ножки торчали из кулака мальчика двумя хворостинками, но, верно, всё же его руке сообщился трепет жизни маленького тела.
(53) — Живая! — засмеялся он.
(54) Теперь Комаров взглядом опытного следопыта обозрел окрестный мир. (55)На высоком песчаном срезе обнажились корни сосен, тонкие корневые волоски шевелились на ветру, извивались, пуская струйки песка, и, конечно же, Комарову потребовалось выяснить, живые они или только притворяются, играют в одушевлённую, самостоятельную жизнь. (56) Вот он уже шагнул к песчаному срезу, но ему не суждено было провести это последнее исследование.
(57)Со всех сторон, замыкая беглеца в железный круг, двигалась облава. (58)Ведомые воспитательницей, шли её младшие помощницы, нянечки, медсестра с красным крестом на рукаве и старик сторож в валенках.
(59) — Вот он! — послышался крик, и с этим криком кончилась свобода Комарова.
(60) Комаров не понимал, чего шумят все эти люди, чего так жалобно причитают. (61)Он ощущал себя сильным и богатым, он хотел, чтобы всем было хорошо. (62)И когда воспитательница приблизилась к нему, он широким, великодушным движением протянул ей всю свою добычу: стебель крапивы, две зелёные шишки и живую лягушку.
(По Ю. Нагибину *)
* Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. Учился на сценарном факультете ВГИКа. Печатается с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны. В книгах Нагибина — картины войны и труда, воспоминания детства и зарубежные встречи, судьбы современников, людей русского искусства.




С3К1
Определение понятия и его комментарий

1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения)


 
ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ
Какова роль детских воспоминаний?
Это наши самые ранние воспоминания, и хорошие или плохие, они играют важную роль в формировании нашей личности, поведения и даже нашего физического здоровья во взрослом состоянии. Эти воспоминания действуют как своего рода эмоциональный компас, формируя наши реакции, убеждения и взгляды на мир.
А позитивные детские воспоминания – это залог здоровой психики, успешности, мотивированности и благополучия.
 

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
 
Яндекс.Метрика