|
|
|
Русский язык. Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое красота»
из открытого банка ФИПИ |
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3 |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями
части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный
развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)
|
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
|
|
|
КРАСОТА – совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, вызывающего у наблюдателей эстетическое наслаждение. |
|
|
|
Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй
– из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое значение в жизни человека
имеет красота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно
представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке,
беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь,
много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.
(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет
пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать,
ненавидеть и любить человек...
(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались. (12)А две
поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот
баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с
обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер
постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.
(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовёшь, куда ведёшь...
(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно
закончили:
Кого ждала, кого любила я,
Уж не воротишь, не вернёшь...
(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство
душ.
(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый
час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них,
вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную
красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.
(По Ю.Т. Грибову*)
* Грибов Юрий Тарасович (1925–2018) – русский советский писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом
лета» и др.
Пример экзаменационного сочинения см. ниже
Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Что даёт человеку красота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
((1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов,
и синие лужи на мостовых курились паром.
(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...
(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.
(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.
(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.
(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.
(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко...
(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
(По Э. Ю. Шиму*)
* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский и российский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
Текст 3.
Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Какую роль красота играет в жизни людей?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Леонтий Назарович всю жизнь был обуреваем великой мечтой превратить родной городок в сплошной сад и цветник. (2)Каждый посаженный им куст акации или
сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания. (3)На деле всё это оказывалось
не совсем так, но Леонтий Назарович не смущался, и благородный его пыл от этого не ослабевал. (4)С весны до поздней промозглой осени он возился в скверах и
на прибрежном бульваре, а зимой писал историю своего городка.(5)Мне было интересно беседовать с Леонтием Назаровичем.
(6)Особенно увлекательной была его теория об исключительно благотворном влиянии растительности на человеческую психику.
‒ (7)Был ли у вас, ‒ спросил меня однажды Леонтий Назарович, ‒ какой-нибудь интересный случай, касающийся цветов и растительности? (8)Очень
ялюблю такие истории.
(9)Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке. (10)Мы приехали туда в сумерки. (11)Северное море шумело у широкой дамбы. (12)Тусклый туман
расползался над водой. (13)Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. (14)В тесной гавани на рыболовных ботах были
развёрнуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочонки из-под рыбы, и женщины и дети, одетые во всё чёрное, стучали по булыжной
набережной деревянными туфлями ‒ сабо́.
(15)Быстро темнело. (16)На дамбе зажёгся старый маяк и начал равномерно швырять по горизонту вертящийся луч своего огня. (17)Вслед за маяком на дамбе невдалеке
от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами. (18)Сюда приезжали кутить из Гааги, Амстердама и даже из Брюсселя. (19)Мы подошли к
ресторану. (20)Около него стояла огромная грузовая машина, окружённая толпой детей. (21)Лакеи во фраках выгружали из машины вазоны с гиацинтами.
(22)Свет маяка проносился над цветами, и они казались совершенно фантастическими по своей окраске. (23)Там были гиацинты точно из воска и старого золота,
из бирюзы и снега, из красного шёлка и чёрного бархата.
(24)Дети смотрели на цветы как зачарованные. (25)Высокий шофёр стоял, прислонившись к капоту машины, и будто нечаянно толкнул одного из лакеев. (26)Лакей уронил
вазон. (27)Шофёр поднял золотой гиацинт с комом земли, отряхнул землю и протянул цветок худенькой девочке с длинной светлой косой, особенно заметной на её
чёрном платье.
(28)Девочка присела, схватила цветок и побежала с ним к посёлку. (29)За ней бросились, смеясь и перекликаясь, все дети.
(30)Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки
о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.
(31)Лакей в упор посмотрел на шофёра. (32)Шофёр усмехнулся и пожал плечами. (33)Потом они засмеялись, дружелюбно похлопали друг друга по плечу и разошлись.
(34)А в ресторане за матовой стеклянной стеной пел джаз и пахло гиацинтами и травянистой весной.
‒ (35)Да, ‒ сказал Леонтий Назарович, выслушав этот рассказ, ‒ у нас в жизни человеческой многое ещё не обдумано.
‒ (36)Что, например? ‒ спросил я.
‒ (37)Да я всё об этих цветах, ‒ ответил задумчиво он. ‒ (38)Жизнь человеческая должна быть украшена. (39)Обязательно. (40)Цветы и всё прочее, отрадное для
души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. (41)От этого человек становится великодушнее.
(По К.Г. Паустовскому*)
*Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Текст 4.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно уметь видеть красоту окружающего мира?» Дайте определение понятию КРАСОТА МИРА
и проиллюстрируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
(1)Не могу точно сказать, когда случилось это чудо. (2) Во всяком случае, если не в день летнего солнцестояния, 21 июня, то очень близко к нему.
(3)Я тогда проснулся ещё до рассвета, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством лёгкой свежести и со сладкой уверенностью, что там,
за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо.
(4)Я распахнул окно и сел на подоконник. (5) В ещё холодном воздухе чувствовались ароматы трав, листьев, коры, земли. (6)В тёмных паникадилах каштанов ещё путались
застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. (7)Но деревья уже проснулись и поёживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве
деревья не видят и не слышат?
(8)Я внимательно, с удивлением прислушался к странным, непонятным, мощным и звонким звукам, от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха. (9)Я не вдруг понял,
что это пели петухи. (10) Прошло много секунд, пока я догадался. (11) Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки
изумительной чистоты, красоты и звонкости. (12) И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо
надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы. (13)
Повсюду звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. (14) Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным
и могучим хором!
(15)Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. (16) Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух.
(17) Что за странное, что за необыкновенное утро! (18) Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть всего земного шара?
(19) Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные
радости любви и бурную радость петушиного боя? (20) И наконец, может быть, думал я сегодня, перед самым длинным трудовым днём лета, тучи на востоке задержали солнце
на несколько мгновений, и петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бега?
(21) Вот и солнце. (22) Ещё никогда никто ни человек, ни зверь, ни птица не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда всё в мире
становится из бледно-розового розово-золотым, золотым. (23) Вот уже силы, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поёт великолепное славословие золотой огонь
пронизал всё: и небо, и воздух, и землю. (24) Напрягая последние бесчисленный петушиный хор! (25) И теперь я уже не понимаю, звенят ли золотыми трубами солнечные
лучи или петушиный гимн сияет солнечными лучами.
(26) Великий Золотой Петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве. (27) Целый день Я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.
(28) Часа в два мне пришлось зайти в один дом. (29) Посреди двора стоял огромный петух. (30)В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира,
блестели зелёные и голубые отливы его доспехов воронёной стали, развевались атласные ленты: красные, чёрные и белые.
(31) Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:
— Это вы так хорошо пели сегодня на заре?
(32) Он кинул на меня недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. (33) Не
ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»
(34) Я не обиделся. (35) Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. (36)Моё сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха,
воспевающего своего золотого бога. (37)Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюблённым в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870 -1938) – известный русский писатель, переводчик.
|
|
|
ПРИМЕР ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ
к тексту 1
(по Грибову Ю. Т.)
Сочинение-рассуждение на тему «Какое значение в жизни человека имеет красота?»
Красота – это качества человека, которые украшают его. Прежде всего она должна быть не снаружи, а внутри людей. В сердце каждого по-настоящему красивого
человека должна жить любовь, доброта, бескорыстность. Но какое значение в нашей жизни имеет красота?
В тексте Ю. П. Грибова люди вдохновились видами окружавшего их пейзажа и почувствовали в себе эту вечную красоту своей души. Человек, находясь
наедине с природой, раскрывает своё истинное лицо. Природа пробуждает в людях любовь и умиротворение. В такой среде человек забывается и начинает чувствовать
свою красоту. Благодаря всему этому, люди, которые раньше были разными, смогли сблизиться.
В моей жизни был момент, когда наш класс был недружен. Мы всегда с завистью относились друг к другу. Но в нашей жизни появился красивый человек – наш классный
руководитель. Душа его наполнена лишь светлыми чувствами. Именно классный руководитель смог разбудить в нас внутреннюю красоту, и мы, считая себя абсолютно разными,
стали одинаковыми: в наших сердцах не осталось места для злости. В них поселилась любовь.
Таким образом, красота души человека занимает одно из главных мест в нашей жизни. Она определяет наше отношение ко всему окружающему и проявляет лучшие
качества, живущие в нас.
КОММЕНТАРИЙ
В этой работе раскрывается содержательное поле понятия «красота», выделяются характерные признаки, которые, по мнению экзаменуемого, важны
для человека, для «внутренней красоты» – любовь, доброта, бескорыстность.
Сформулированное в первом абзаце определение отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности. Таким образом, очерчивается
объём данного понятия (качества человека) и раскрывается значение душевной красоты человека как внутренней ценности.
|
|
|
С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ
1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал
его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести
словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические
оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый
может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия,
то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание
которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение,
не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим
объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого
аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности
обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления
смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос
теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не
прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
|
|
КРАСОТА |
Красота – это понятие неоднозначное, и каждый человек видит её в чем-то
своём. Для кого-то красота – это окружающая его природа: реки, горы, леса, миловидные пейзажи, восход солнца или закат. Кто-то красоту видит в
человеке, кто-то ищет красоту в живописи, музыке, архитектуре…
Красота – это совершенство, которое проявляется в гармонии. Видя красоту, человек испытывает чувство восторга, наслаждения.
Красота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Какое значение в жизни человека имеет красота?
1) Красота, на мой взгляд, имеет огромное значение в жизни человека. Радость жизни
открылась перед человеком, когда он научился слышать, видеть и чувствовать красоту
окружающего мира.
2) Красота, мне кажется, вызывает любовь ко всему окружающему миру, вдохновляет на подвиги и достижения. Благодаря ей в душе создаётся гармония.
Что даёт человеку красота?
1) Красота окружающего мира необходима, потому что она даёт нам многое: радует наш взор, волнует сердца, развивает и обогащает чувства, делает нас добрее, отзывчивее.
2) Красота окружающего мира не только радует глаз, она делает наши души чище, добрее,
внимательнее. Грустного человека красота наполняет радостью, весёлого – восторгом,
испытавшего горе успокаивает. Есть еще одно важное свойство красоты: она объединяет
людей, сплачивает их.
|
|
|
|
*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников
9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|