|
|
|
Русский язык. Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое любознательность»
из открытого банка ФИПИ |
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3 |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями
части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный
развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)
|
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
|
|
|
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее
стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.
Любознательный человек отличается интересом и вниманием к собеседнику. |
|
|
|
Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любознательность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй
– из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение
на тему «Какие открытия помогают нам сделать книги?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Благодетельная судьба скоро послала мне неожиданное новое наслаждение, которое произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний
круг моих понятий. (2)Против нашего дома жил в собственном же доме С. И. Аничков, старый богатый холостяк, слывший очень умным и даже учёным человеком.
(3)Аничкова не любили, а только уважали и даже побаивались его резкого языка и негибкого нрава. (4)К моему отцу и матери он благоволил и иногда давал
взаймы денег, которых больше никто просить у него не смел.
(5)Он услышал как-то от моих родителей, что я мальчик прилежный и сообразительный, очень люблю читать книжки, но что читать нечего. (6)Старик, ярый
сторонник просвещения, естественно, был покровителем всякой любознательности. (7)На другой день вдруг присылает он человека за мною; меня повёл отец.
(8)Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне...
(9)О счастие!.. (10)«Детское чтение для сердца и разума», изданное безденежно при «Московских ведомостях» Н. И. Новиковым!
(11) Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, побежал домой, оставив своего смущённого отца беседовать с
Аничковым. (12)Помню, однако, благосклонный и одобрительный хохот хозяина, загремевший в моих ушах и постепенно умолкавший по мере моего удаления.
(13)Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через сени в детскую, лёг в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть
– и сразу же позабыл всё меня окружающее. (14)Когда отец воротился и со смехом рассказал матери всё происходившее у Аничкова, она очень встревожилась,
потому что и не знала о моём возвращении. (15)Меня отыскали лежащего с книжкой. (16)Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего
не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать. (17)Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слёзы. (18)Угроза, что книги
отнимут совсем, заставила меня удержаться от слёз, встать и даже обедать. (19)После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера.
(19) Разумеется, мать положила конец такому исступлённому чтению: книги заперла в свой комод и выдавала мне по одной части, и то в назначенные ею часы.
(20) Я читал свои книжки с восторгом и, несмотря на разумную бережливость матери, через месяц с небольшим прочёл всё. (22)В детском уме моём произошёл
совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... (23)Я узнал в «Рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя
и происхождение снега. (24)Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали
ещё любопытнее.
(По С. Т. Аксакову*)
* Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – известный русский писатель.
Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение
на тему «Почему важно быть любознательным?», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение.
(1)Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. (2)Около этого городка сажали сосновые леса.
(3)Однажды я побывал в лесничестве. (4)Оно помещалось на окраине городка над рекой. (5)Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага
тенистый сад. (6)По дну оврага протекала речушка. (7)Она была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. (8)В этих зарослях была протоптана
к воде тропинка, а около неё стояла скамейка. (9)В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного
посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчётся над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.
(10)В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.(11 )В омуте у наших ног плавала необыкновенно зелёная ряска.
(12)На чистых местах цвёл водокрас – белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. (13)Выше омута на крутом берегу островами
разросся кипрей.
— (14)Кипрей – это наш помощник, – заметил Михаил Михайлович.
— (15)А чем он вам помогает? (16)До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.
— (17)Потому его и прозвали в народе иван-чаем, – объяснил Михаил Михайлович. – (18)А помогает он нам вот чем...
(19) Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. (20)Недавно ещё его считали сорной травой. (21)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей,
что вырастал рядом с молодыми сосенками. (22)Делали это они потому, что считали, будто растение заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
(23) Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожили кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают
в начале осени, начисто погибают. (24)Учёные, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.
(25)Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (26)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет, потому что рядом
с ним стоит тёплый воздух. (27)Этот цветок выделяет из себя теплоту.
(28) И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.
(29) Это их сторож. (30)Их защитник, их нянька. (31)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит
теплотой. (32)Самоотверженный цветок! (33) И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их,
как ватным одеялом, глубоким снежком.
— (34)Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву, так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
— (35)Вы думаете, один кипрей такой замечательный? – спросил меня Михаил Михайлович. – (36)Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные
вещи, что вы просто ахнете. (37)Что ни цветок, то прямо рассказ.
(38) Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – всего не перечтёшь. (39)Нет у нас лучших друзей, чем растения.
(40)Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое,
что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.
(41) На следующий день я ходил вместе с Анютой в Моховой лес, видел заросли кипрея в молодых посадках, и с тех пор я начал относиться к цветам кипрея
и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.
(42) Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. (43)Анюта высушила её мне в сухом песке. (44)От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску. (45)У себя
в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. (46)Называлась она «Русские народные сказки». (47)И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу,
я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простого и скромного цветка, бывает интереснее самых волшебных сказок.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Текст 3.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «О чём можно узнать, общаясь с животными?» Дайте определение понятию ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ и ответьте на вопрос,
сформулированный в теме сочинения.
(1)Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая, живая мангуста. (2)И вот наш пароход у острова Цейлон. (3)Я хотел скорей бежать на берег, скорей найти, где они
продаются, эти зверьки. (4)И вдруг к нам на пароход приходит местный человек, все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят.
(5)И кто-то крикнул: «Мангусты!» (6)Я бросился, всех растолкал и вижу: у торговца в руках клетка, а в ней два серых зверька.
(7)Я сейчас же расплатился и перевёл дух: совсем запыхался от радости.
(8)Я просунул палец через прутья клетки. (9)И просунуть-то не успел, как уж слышу: мой палец схватили. (10)Схватили маленькие лапки, цепкие, с коготками.
(11)Быстро-быстро кусает меня мангуста за палец. (12)Но совсем не больно: это она нарочно, так играет. (13)А другая забилась в угол клетки и глядит искоса чёрными
блестящими глазами.
(14)Мне скорей захотелось взять на руки, погладить эту, что кусает для шутки. (15)И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста — юрк! — и уж побежала по каюте.
(16)Она суетилась, бегала по полу, всё нюхала, сама на колени ко мне взобралась и тут свои фокусы показывает: то свернётся, то вмиг расправится, то хвост трубой,
то вдруг голову просунет меж задних ног. (17)Она так ласково, так весело со мной играла!
(18)Наутро мы были уже в море. (19)Я всю свою каюту увесил гирляндами бананов. (20)Это для мангуст. (21)Буду давать понемногу — надолго хватит.
(22)Но вот раз ночью я проснулся от крика на палубе. (23)Тревожно, испуганно кричали люди. (24)Я быстро оделся и выбежал. (25)Кочегар Фёдор кричал, что, когда шёл
он с вахты, из груды индийских деревьев, которые были погружены на корабль, выползла змея и сейчас же назад спряталась. (26)Вот и ходи тут ночью!
(27)Все примолкли. (28)И вдруг повернулись ко мне.
— (29)А ну, зверюшек сюда, мангустов ваших!
(30)Кто-то сбегал ко мне в каюту и уже нёс сюда клетку. (31)Я открыл её, где видны были чёрные ходы между стволами. (32)Я видел, как первой юркнула в проход ручная.
(33)И следом за ней дикая.
(34)Вдруг кто-то крикнул:
— Гляди, гляди! (85)Хвост!
(36)Но хвост был не змеи, а мангусты. (37)Потом показались задние лапки.
(38)Лапки цеплялись за дерево. (39)Видно, что-то тянуло мангусту назад.
— (40)Помогите кто-нибудь! (41)Видите, ей не по силам! — крикнул Фёдор. (42)Никто не помогал, все пятились назад. (43)Вдруг мангуста изловчилась: видно было, как она
вся извилась, цепляясь за брёвна, рванулась и вытянула за собой змеиный хвост. (44)Хвост мотнулся, вскинул вверх мангусту и брякнул её о палубу.
(45)Но моя мангуста — это была дикая — мигом вскочила на лапы. (46)Она держала змею за хвост, впилась в неё своими острыми зубками. (47)Змея сжималась, тянула дикую
снова в чёрный проход. (48)Но мангуста упиралась всеми лапками и вытаскивала её всё больше и больше.
(49)Змея была толщиной в два пальца, и она била хвостом о палубу, как плетью, а на конце держалась мангуста, и её бросало из стороны в сторону. (50)Вот и ручная
прыгнула на палубу, она впилась в шею змеи сбоку. (51)3мея извивалась, рвалась, она стучала мангустами по палубе, а они держались, как пиявки.
(52)Все бросились на помощь мангустам, и кто чем стали молотить по змее.
(53)Я еле оторвал от змеи своих зверьков. (54)Мы усадили их в клетку. (55)Они кричали и рвались, хватали зубами решётку.
(56)С этих пор все стали очень любить моих мангуст и таскали им поесть, что у кого было. (57)Ручная перезнакомилась со всеми, и её под вечер трудно было дозваться:
вечно гостит у кого-нибудь.
(58)А дикая потом совсем приручилась, и я привёз мангуст к себе домой.
(По Б. С. Житкову*)
* Борис Степанович Житков (1882-1938) — русский и советский писатель, путешественник, исследователь.
Текст 4.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно быть любознательным?». Дайте определение понятию ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ и прокомментируйте его,
ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
(1)Каждый раз, когда приближалась осень, среди нашего окружения начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (2)Зима у
нас, в Мещёрской стороне, длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
(3)Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, любопытный мальчик лет пятнадцати. (4)Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с
Урженского озера. (5)Он часто приносил какие-либо дары леса: то кошёлку белых грибов, то решето поздней осенней брусники, а то прибегал просто так – погостить у
нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света». (6)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (7)Корни он обложил сырым мхом и обернул
плотной тканью.
— (8)Зачем ты её выкопал, чудак? — спросил Рувим.
— (9)Вы же часто говорили, что вам жалко лета, — пробурчал Ваня. — (10)Вот я и выкопал вам берёзу, чтобы на всю студёную зиму вам летняя память была. (11)Оно,
конечно же, весело поглядеть на зелёный лист, когда на дворе снег валит как из мешка.
(12)Мы принесли из сарая деревянную кадку, насыпали её доверху отборной землёй и пересадили в неё маленькую берёзу. (13)И вот когда в саду всё же поселилась осень,
листья нашей берёзы по-прежнему оставались зелёными и живыми. (14)Она, казалось, всё молодела. (15)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.
(16)Как-то ночью пришёл первый заморозок. (17)Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпа́лись с них частым и печальным дождём. (18)В
натопленной комнате в доме же было тепло, сонно. (19)А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь
пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
(20)Комнатная теплота не спасла берёзу! (21)Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах,
на сырых по осени просторных полянах.
(22)Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. (23)Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым
солнцем и багровым пламенем весёлых печей. (24)Но наша последняя надежда, последняя память о лете исчезла вместе с первым зимним днём.
— (25)Это закон, — сказал нам лесничий. — (26)Закон природы. (27)Деревьям необходимо сбрасывать на зиму листья. (28)Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья,
они бы погибали от многих вещей: от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы
много вредных для дерева солей. (29)И наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и
дерево погибло бы от зимней засухи, от жажды.
(30)Тогда мы высадили нашу берёзу в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц любимого всеми журнала «Вокруг света».
(31)Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете, наша попытка победить законы природы…
(По К.Г. Паустовскому*)
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
|
|
|
С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ
1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал
его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести
словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические
оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый
может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия,
то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание
которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение,
не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим
объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого
аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности
обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления
смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос
теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не
прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
|
ПРИМЕРЫ |
Пример № 1.
Не раз в жизни нам приходилось встречаться с тем, что, обвиняя кого-то в жестокости или бессердечности, люди нарекали человека «бесчеловечным существом»,
а его действия – «бесчеловечными». Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само
слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать,
понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым
необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот,
она внесет в жизнь смысл.
|
|
В этой работе экзаменуемый раскрывает содержательное поле понятия «человечность», соотнося его с противоположным по смыслу понятием, описывая его характерные признаки, анализируя семантику внутренней формы. Хотя сформулированное определение («…человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка…»), конечно, не включает в себя всех признаков данного понятия, но оно отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности.
Комментирование заключается в том, что, во-первых, очерчивается объем данного понятия (круг явлений, фактов, которые охватываются понятием), во-вторых, раскрывается оценочный смысл человечности как ценности. |
Пример № 2.
Что такое человечность? На этот вопрос большинство людей ответит так: это одно из лучших качеств человека, которое призывает его помогать другим людям, даже если вы незнакомы, это умение поддержать в трудную минуту, проявлять к старшим, совершать подвиги, не смотря ни на какие препятствия и преграды. Можно сказать, что человечность синонимична со словом «добро». Ведь так оно и есть, под словом «человечность» скрываются все добрые качества и поступки людей.
|
|
Предлагая свое толкование понятия, экзаменуемый дает ему развернутую характеристику, соотносит с близким по значению понятием, и это позволяет не только выявить смысловую сущность «человечности», но и выразить свое понимание этой ценности. Анализируя фрагмент этой работы, легко можно понять, в чем заключается содержательная функция комментария: он раскрывает нравственный смысл данного понятия, показывает привлекательность предложенной ценности, ее место в иерархии других категорий. |
|
|
*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников
9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|