|
|
|
Русский язык. Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое раскаяние»
из открытого банка ФИПИ |
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3 |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями
части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный
развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)
|
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
|
|
|
РАСКАЯНИЕ – это чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия,
признание своей вины в чём-либо.
Это способность осознать и исправить последствия своих нехороших поступков. |
|
|
|
Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое раскаяние», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один примерт приведите из прочитанного текста, а второй
– из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Что такое раскаяние?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Женя и Пожаров медленно шли по берегу.
– (2)Вы мне одного парнишку напомнили, – с усмешкой сказал Пожаров, – тоже такой мечтательный был, такой выдумщик...
(3)Это ещё было, когда я техникум окончил, меня тогда начальником пионерлагеря на лето послали. (4)Так вот, был у нас Саша Бабуров, звали Бабуром,
и друг у него был – Митя Кукушкин. (5)Надо сказать, я был неплохим начальником лагеря: вожатых не стеснял, но требовал порядка, чтобы мне обо всём,
что происходит в лагере, ежедневно докладывали. (6)И вот стал замечать, что вожатые лукавят. (7)Я, например, запретил ходить на рыбную ловлю, а они
ходят, только мне не говорят. (8)Или, например, подрались двое; вожатые знали, что я прикажу немедленно отправить их домой, и опять скрыли.
(9)«Мы, говорят, их помирили, они извинились друг перед другом, ну и, дескать, о чём же говорить?» (10)А я этого терпеть не могу, вы решили
так, а я, может, решу иначе.
(11)Женя с удивлением и любопытством взглянула на Пожарова и тотчас отвела глаза. (12)Незнакомый, почти неизвестный ей человек проглянул в этих речах.
(13)А Пожаров, увлечённый воспоминаниями, продолжал:
— И вот тогда придумал я гениальную вещь. (14)Я наметил нескольких ребят, по одному из отряда – таких, самых исполнительных, принципиальных, которые не
обманут, не подведут. (15)И тихонько с каждым переговорил. «(16)Будешь моим тайным помощником, – сказал я каждому из них, – и чтоб никто об этом не знал,
только ты и я. (17)И каждый вечер будешь приходить ко мне, но так, чтобы никто не видел и никто не слыхал, и будешь мне рассказывать всё, что случилось
в лагере». (18)И представьте себе – получилось! (19)Ребятам это нравилось, вроде игры какой-то: ходят они по лагерю, смотрят за всеми, а те даже и не
знают, что за ними смотрят.
— (20)Это их товарищи, а они и не знают?.. – сдержанно сказала Женя.
— (21)Ну да, ну да! – оживлённо продолжал Пожаров. – (22)Не хвалясь, скажу – здорово придумано было. (23)Удивляются все, бывало: нашалят чего-нибудь,
а начальник лагеря уже знает, и то одному взыскание, то другому. (24)И всё в точку. (25)По линеечке ходили.
— (26)А когда же про парнишку? – так же сдержанно спросила Женя.
— (27)А, про Бабурова-то! (28)Таким разведчиком сделал я и его друга, Митю Кукушкина. (29)Отличный мальчишка был, честный, докладывал обо всём
безукоризненно, ничего не пропускал. (30)И всё было бы хорошо, если бы не этот Бабур. (31)Вдруг вздумалось ему убежать ночью на пруд, вечно что-то
ему лезло в голову. (32)То сидел часами около диковинного цветка какого-нибудь: хотелось поглядеть, как этот цветок раскрывается. (33)То с ёлки
сорвался: понадобилось ему, видите ли, узнать, как у дятла устроено гнездо. (34)А тут взбрело в голову ночью в пруду искупаться, не днём, а ночью,
среди звёзд поплавать. (35)Митя его отговаривал, чуть не плакал. (36)Но Бабур всё-таки побежал. (37)*Никто ведь не узнает, – говорит, – только ты один».
(38)Только ты один!
(39)Пожаров повторил эту фразу и засмеялся, а Женя вдруг увидела, как противно распахнулся его рот.
— (40)А что Мите делать? (41)Он же обязан прийти и мне рассказать, он слово дал! (42)Конечно, пришёл, правда, почему-то пасмурный такой, и всё мне
рассказал. (43)Ну, я ему говорю: «Ладно, не хмурься, я понимаю, что друга выдавать нелегко, но это твой долг!» (44)Ну, а Бабура я наутро же поставил
перед линейкой и в тот же день отчислил. (45)Но вот что странно: Митя этот сам попросился домой, отец приехал и взял его из лагеря...
(46)Женя смотрела на Пожарова и будто видела его в первый раз! (47)Она никак не могла понять: неужели человек, совершая те или иные поступки, всегда
думает только о себе и своих целях, неужели желания и убеждения других людей совсем не важны?..
(По Л. Ф. Воронковой*)
* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906-1976) – советская писательница, автор многих детских книг.
Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Почему важно уметь признавать свои ошибки?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1) В классах – особенно там, где одни мальчишки – часто бывает по два командира. (2)Один – какой-нибудь образцово-показательный активист, другой –
ребячий император, утверждающий свою власть крепкими кулаками и презрением к школьным порядкам. (3)Чаще всего это амбал-второгодник. (4)Но в нашем
классе амбала не было, и Ким Блескунов успешно верховодил всюду. (5)Он-то и приговорил Турунчика к публичной казни.
(6) Дело было в конце сентября. (7)Мишка Рогозин и Нохря перед уроком рисования натёрли классную доску парафиновой свечкой – фокус известный: мел
скользит, следов не оставляет. (8)Конечно, крик, скандал: «Кто это сделал?!»
(9) Два дня разбирались, и завуч наконец как-то выведала виновников.
(10)Ну, досталось им, как водится, и в школе, и дома... (11)И кто-то пустил слух, что наябедничал завучихе Юрка Турунов. (12)Не знаю, почему так решили.
(13)Может, просто потому, что был Турунчик робкий и безответный. (14)Конечно, он беспомощно мигал и бормотал:
— Да вы чего... я никому... (15)Меня даже не спрашивали...
(16)Но от этого уверенность в его вине только крепла. (17)Коллектив – большая сила, и для пущего единения нужно ему общее дело. (18)А если нет дела,
то хотя бы – общий враг. (19)Кимка внёс в это настроение конкретность:
— Завтра после уроков будем Турунчика бить.
(20)Все шумно поддержали его. (21)Только Илюшка Сажин сказал:
— Все на одного? (22)Так нельзя.
— (23)Нельзя, если честная драка, – разъяснил Блескунов. – (24)А тут не драка, а наказание. (25)Фискалов били сообща во все времена, книжки читать надо...
(26)Кимка назначил для исполнения приговора «бригаду». (27)Десять человек.
(28)Ты... (29)Ты... (30)И... – он глянул на меня, – ты. Патефон.
(31)Почему я согласился? (32)Мало того, даже обрадовался.
(33)На следующий день мы зорко следили, чтобы Турунчик не сбежал. (34) А после уроков повели его в дальний угол двора, за длинное здание мастерской.
(35) Турунчик похныкивал и упирался, но очень вяло: видать, совсем обмяк со страху. (36) 3а мастерской торчал высохший тополь, который завхоз дядя
Гриша не успел ещё спилить на дрова. (37)Турунчика заставили обнять корявый толстый ствол.
(38) Суетливо связали приговорённому кисти рук снятым с него же чулком. (39) Я держался в сторонке, ощущая незнакомое до той поры замирание: смесь
боязни и стыдливого сладковатого любопытства. (40)Турунчик молчал, только что переступал рыжим брезентовым полуботинком и босой, голой до колена
ногой. (41)Блескунов достал из новенького портфеля орудие возмездия. (42)Это была велосипедная камера – сложенная вдвое, слегка надутая и перевязанная
в нескольких местах. (43)Турунчик был в хлопчатобумажном полинялом свитере сизого цвета – широком и обвисшем. (44)Свитер легко задрали выше лопаток.
(45)Майку тоже вздёрнули почти до шеи и велели держать Валерке Котикову – маленькому и послушному. (46)Блескунов размахнулся и огрел Турунчика
камерой – с упругим резиновым звоном. (47)Потом он протянул чёрную колбасу Нохре:
— Теперь ты. (48)Надо, чтобы каждый по разу.
(49)Шумно дыша, полез вперёд Гаврилов:
— Я следующий... (50)Можно, я ещё за Котика, а то он не сумеет? (51)А я хочу...
(52)Меня обволакивала обморочная слабость. (53)Но – вот ведь какая гнусность! – я тоже... хотел. (54)Понимал в глубине души, какое это грязное дело,
но щекочущее желание было сильнее. (55)Злости на Турунчика у меня не было ни малейшей, и, чтобы оправдать себя, я мысленно повторял: «Он же сам виноват,
он же сам виноват...»
(56)В резину вцепился Гаврилов... (57)И в этот миг я услышал тяжёлый топот.
(58) Несколько старшеклассников стремительно выскочили из-за мастерской, и впереди – Игорь Яшкин, известный в школе футболист и художник.
(59)Я первый оказался у него на пути. (60)Голова моя как бы взорвалась белыми искрами от оглушительной оплеухи. (61)Я покатился в пыль, был поднят
за шиворот и упругим пинком отправлен в колючие сорняки у забора. (62)Горела щека, гудело награждённое пинком место. (63)Мелко тряслись колени.
(64)И всё же... всё же сквозь страх и стыд, сквозь обиду на Яшкина я чувствовал растущее облегчение.(65)Я словно очнулся. (66)До чего же хорошо,
что я не успел! (67)Вовремя данная благодатная затрещина встряхнула мне душу и всё расставила в ней на нужные места. (68)Уже и обиды на Яшкина не
было. (69)Только отвращение к себе. (70)С меня словно сваливалась грязная корка...
(71)А Блескунов на следующий день как ни в чём не бывало сказал Турунчику:
— Говори спасибо этому Яшкину. (72)А то задали бы тебе полную порцию...
— (73)Всё равно я не ябеда, – тихо сказал Турунчик.
(74)Но ему не поверили. (75)Или сделали вид...
(По В. П. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 году) – известный советский и российский детский писатель.
Текст 3.
Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Что такое раскаяние?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)В нашем классе когда-то висели картины. (2)Их давно сняли, но в стенах осталось шесть больших железных крюков. (3)Эти крюки вызвали у нас одну «удачную мысль».
(4)Наш класс осуществил её с блеском и ловкостью.
(5)Шестерых самых лёгких и маленьких ростом гимназистов, в том числе и меня, подвесили за туго затянутые кушаки к крюкам. (6)Костыли больно давили на поясницу.
(7)Спирало дыхание.
(8)В класс влетел учитель латыни Субоч. (9)В это время все остальные гимназисты сделали между партами «стойку» — стали вниз головой, вытянув вверх ноги и опираясь
руками на парты.
(10)Субоч разогнался и не мог остановиться. (11)Он швырнул на стол журнал, и в ту же минуту весь класс с грохотом перешёл в «исходное положение» — стал на ноги и сел
на места. (12)А мы, шестеро, отстегнули кушаки, упали на пол и тоже сели за парты.
(13)Наступила звенящая зловещая тишина. (14)Всё было в полном порядке. (15)Мы сидели с невинным видом, как будто ничего не случилось. (16)Субоч начал бушевать.
(17)Но мы отрицали всё начисто. (18)Мы упрямо доказывали, что ничего не было, никто не висел на стенах и класс не делал никакой «стойки». (19)Латинист растерялся.
(20)Выражение тревоги появилось у него на лице: Субоч был очень мнительный.
(21)Потом он сорвался с места и вылетел из класса. (22)До конца урока мы просидели одни, стараясь не шуметь. (23)Мы были встревожены удачей «психологического опыта»
и боялись, что после этого Субоч действительно повредится в уме.
(24)Но всё окончилось проще. (25)Слух о «психологическом опыте» разнёсся по гимназии и вызвал завистливое восхищение. (26)Гимназисты младшего классы решили повторить
этот опыт с одним из своих учителей. (27)Но, как известно, гениальное удаётся только раз.
(28)Субоч всё узнал и пришёл в ярость. (29)Он произнёс обличительную речь. (30)В этой речи учитель сделал неожиданный поворот. (31)Он стыдил нас не за то, что мы
ввели его в обман, а за то, что мы осмелились вести себя так недостойно на уроке самого великолепного из всех языков мира.м
— (32)Латинский язык! — восклицал он! — (33)Язык Овидия и Горация! (34)Тита Ливия и Лукреция! (35)Марка Аврелия и Цезаря! (36)Перед ним благоговели Пушкин и Данте,
Гёте и Шекспир! (37)В латинском языке нет словесного мусора. (38)Он весь литой. (39)А вы? (40)Вы издеваетесь над ним! (41)Вы позволяете себе превращать занятия
этим языком в балаган. (42)Ваши головы начинены дешёвыми мыслями! (43)Мусором! (44)Всякой белибердой! (45)Стыдитесь!
(46)Субоч гремел. (47)Мы были подавлены тяжестью этих обвинений и картиной собственного ничтожества.
(48)Примирение вскоре было достигнуто. (49)А потом наступил и величайший триумф «золотой латыни». (50)Стараясь загладить свою вину перед Субочем, мы яростно засели
за латынь. (51)И вот пришёл наконец тот памятный день, когда Субоч вынужден был поставить всем, кого он вызвал, по пятёрке.
— (52)Счастливое стечение обстоятельств! — усмехнулся в усы учитель.
(53)И на следующем уроке, как он ни придирался к нам и ни гонял нас по «тёмному тексту», снова должен был поставить всем по пятёрке. (54)Субоч сиял.
(55)Но радость его была отравлена некоторой тревогой.
(56)После третьего урока, когда опять все получили пятёрки, Субоч помрачнел.
(57)Блистательное знание латыни приобретало характер скандала. (58)Поползли вздорные слухи. (59)Злые языки обвиняли Субоча в том, что он создаёт себе славу лучшего
латиниста.
(60)Всё это кончилось тем, что Субоч не выдержал общего недоверия и устроил нам общественный экзамен. (61)Он пригласил на один из уроков помощника попечителя учебного
округа, директора, инспектора Варсапонта и знатока латыни ксёндза Олендского.
(62)Субоч придирался к нам неслыханно и лукаво. (63)Он всячески старался запутать нас и ошеломить. (64)Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошёл
блестяще.
(65)Директор похохатывал и потирал руки. (66)Варсалонт ерошил волосы. (67)Помощник попечителя снисходительно улыбался.
(68)После экзамена мы, конечно, раскисли. (69)Мы не могли выдержать такого напряжения. (70)Снова появились четвёрки и тройки, но слава лучшего латиниста осталась
за Субочем. (71)Ничто уже не могло её поколебать).
(По К. Г. Паустовскому*)
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
|
|
|
С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ
1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал
его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести
словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические
оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый
может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия,
то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание
которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение,
не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим
объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого
аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности
обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления
смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос
теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не
прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
|
ПРИМЕРЫ |
Пример № 1.
Не раз в жизни нам приходилось встречаться с тем, что, обвиняя кого-то в жестокости или бессердечности, люди нарекали человека «бесчеловечным существом»,
а его действия – «бесчеловечными». Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само
слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать,
понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым
необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот,
она внесет в жизнь смысл.
|
|
В этой работе экзаменуемый раскрывает содержательное поле понятия «человечность», соотнося его с противоположным по смыслу понятием, описывая его характерные признаки, анализируя семантику внутренней формы. Хотя сформулированное определение («…человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка…»), конечно, не включает в себя всех признаков данного понятия, но оно отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности.
Комментирование заключается в том, что, во-первых, очерчивается объем данного понятия (круг явлений, фактов, которые охватываются понятием), во-вторых, раскрывается оценочный смысл человечности как ценности. |
Пример № 2.
Что такое человечность? На этот вопрос большинство людей ответит так: это одно из лучших качеств человека, которое призывает его помогать другим людям, даже если вы незнакомы, это умение поддержать в трудную минуту, проявлять к старшим, совершать подвиги, не смотря ни на какие препятствия и преграды. Можно сказать, что человечность синонимична со словом «добро». Ведь так оно и есть, под словом «человечность» скрываются все добрые качества и поступки людей.
|
|
Предлагая свое толкование понятия, экзаменуемый дает ему развернутую характеристику, соотносит с близким по значению понятием, и это позволяет не только выявить смысловую сущность «человечности», но и выразить свое понимание этой ценности. Анализируя фрагмент этой работы, легко можно понять, в чем заключается содержательная функция комментария: он раскрывает нравственный смысл данного понятия, показывает привлекательность предложенной ценности, ее место в иерархии других категорий. |
|
|
*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников
9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|