|
|
|
Русский язык. Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое сила характера»
из открытого банка ФИПИ |
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3 |
|
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями
части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный
развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)
|
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). |
|
|
|
СИЛА ХАРАКТЕРА — это умение человека справляться с трудностями, добиваться поставленных целей, несмотря на обстоятельства.
Далеко не каждый из нас способен проявить настойчивость, взять ситуацию под свой контроль, ведь такая задача стоит зачастую больших усилий. |
|
|
|
Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила характера», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй
– из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1.
Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Рота уже залегла перед броском. (2)Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто
горели сухие дрова. (3)Ухнули мины. (4)Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились,
одеревенели, рука жёстко согнулась в локте. (5)Алька выпустил автомат.
(6)«Наверное, кость раздробило...»
(7)Он попытался вытащить руку из рукава, но она не поддавалась. (8)Алька зажал её между колен, потянул – боли не было, но рука не двигалась. (9)Решив, что
она держится на каком-нибудь случайно не перебитом сухожилии, Алька стал неторопливо снимать шинель. (10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно,
он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. (11)Он был раненый, выбывший из игры!
(12)Наконец он сбросил шинель, закатал рукава гимнастёрки и нательной рубахи – чуть выше локтя сочилось сукровицей отверстие величиной с клюквину.
(13)Внезапно в памяти возник смех легкораненых, одновременно конфузливый и счастливый смех, и он засмеялся тоже, ругая свою поспешную решимость расстаться
с рукой, и пошёл, покачивая её на весу, как младенца, будто жалея.
(14)Шёл он, не торопясь, ни о чём не думая, в умиротворении и гордости: он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать!
(15)Миновал горящую «тридцатьчетвёрку», которая стояла чёрная, закопчённая и пустая, а вокруг пахло горелой резиной и раскалённым железом. (16)Башня,
покрытая густым слоем сажи, валялась метрах в десяти: её сорвало взрывом и отбросило от танка. (17)И Степан упал где-то здесь...
(18)Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причём не в сторону лазарета...
(19)Стыд огнём ударил Альке в лицо! (20)Он оглянулся воровато и тут же осознал, что он открыт для пуль и осколков.
(21)Алька бросился на землю. (22)В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.
(23)Алька смотрел на неё зачарованно, а мина висела в некоем остановившемся пространстве – времени.
(24)Неожиданно что-то грубо-живое разрушило это жуткое очарование – это Степановы руки дёрнулись, поползли из воды к голове, бороня пальцами мокрую землю.
(25)Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану,
лежащему рядом...
(26)Оглянувшись, Алька вновь увидел свою роту, залёгшую перед новым броском шагах в пятидесяти от него, увидел и поднявшегося уже капитана Польского.
(27)Услышал, как он закричал: «Вперёд!»
– (28)Степан, потерпи, я сейчас... – сказал Алька Степану твёрдым уверенным голосом, левой рукой поднял пулемёт, уложил его ствол на правую, неподвижную и
согнутую в локте, и побежал на фланг роты: там – теперь он их видел отчётливо – за соломенным плетнём залегли немцы.
(29) Алька бежал, не помня себя, не чувствуя боли, стрелял на бегу и кричал, кричал слова, которые кричат все солдаты во время атаки и которые почему-то
так помогают в бою.
(30)Удар! (31)И как будто резинкой пропахали по волосам ото лба к темени...
(32)Очнулся Алька в госпитальной палате. (33)Над ним склонилась знакомая медсестра, взгляд её был упругим и ласковым, как поглаживание.
– (34)Степана доставили? (35)Сержанта Елёскина?..
(36)Медсестра ответила неторопливым кивком.
– (37)То-то, – назидательно и удовлетворённо прошептал Алька и попросил пить.
(По Р. П. Погодину*)
* Радий Петрович Погодин (1925-1993) – русский советский писатель, поэт и сценарист, художник.
|
Текст 2.
Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ХАРАКТЕРА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Когда особенно важна сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Учёный Эгмонт Дрэп поселился в городе Коменвиль ради тишины и покоя. (2) Лет пятнадцать назад он начал писать двухтомное научное исследование. (3)
Он не интересовался ничем, кроме сочинения и своей дочери Тавинии Дрэп.
(4) Она жила у родственников. (5)Ей было шесть лет, когда умерла мать. (6)Раз или два в год её привозили к нему.
(7) Год от года беспорядок в тесной квартире Дрэпа увеличивался.
(8) Но увеличивалась также и стопа его рукописи.
(9)Дрэп взглянул на телеграмму. «(10)Мой дорогой папа, — значилось там. — (11)Я буду сегодня в восемь. (12)Целую крепко. (13)Тави». (14)Дрэп собрался
на вокзал. (15)Два дня назад им была сунута в шкаф мелкая денежная купюра.
(16) Но он забыл, куда сунул её. (17)0н увидел в мыслях милое лицо Тави и засмеялся. (18)Дрэп бросился искать деньги, погрузив руки во внутренности полки,
куда складывал всё написанное. (19)Упругие слои бумаги сопротивлялись этому. (20)Он вынул из-под стола корзину для сора и стал втискивать в неё рукопись.
(21)Ему казалось, что не было в его жизни времени, когда не было бы в его душе или на столе этой научной работы. (22)Она родилась, росла и развивалась с ним,
как развивается и растёт человек. (23)Он и она были одно. (24)Взглянув на часы и увидев, что осталось всего пять минут, учёный выбежал на улицу.
(25)Через несколько минут после этого Тави Дрэп была впущена в
квартиру отца швейцаром. «(26)Он уехал, барышня, — сказал слуга, — и, я думаю, отправился встречать вас». (27)Девочка вошла в кабинет. «(28)Это конюшня,
— сказала она. — (29)Как ты одинок, мой бедный труженик! (30)А завтра ведь Новый год!»
(31)Вся трепеща от любви и жалости, она переодела своё хорошенькое платье и принялась за уборку. (32)Тави разыскала скатерть, спешно перемыла посуду, наконец,
затопила камин, туго набив его бумагой, вытащенной из мусорной корзины. (ЗЗ)Затем вскипятила кофе.
(34)С ней была её дорожная провизия, и она разложила её покрасивее на столе, представляя, как удивится Дрэп, как будет
ему приятно и хорошо. (35)Он вошёл. (Зб)Она обняла его, теребя, как ребёнка. «(37)Папа! — кричала она, пока он гладил и целовал дочь. — (38)Ты ничего не
видишь?» (39)Он увидел. (40)Стол был накрыт чистой скатертью, над кофейником вился пар. (41)Пол был выметен, мебель расставлена поуютнее. (42)В камине
пылал огонь. (43)Умилённый Дрэп нежно посмотрел на неё:
— Где же ты взяла дров?
— (44)В той корзине. (45)Тут было столько бумаги.
(46)Тогда он понял. (47)Он стал разом седеть. (48)Ему казалось, что наступил внезапный мрак. (49)Если Дрэп в эти мгновения не помешался, то лишь благодаря
счастливому голосу девочки. (50)Она смотрела на него с улыбкой и трогательной заботой.
— (51)Хорошо ли тебе, папа? — сказала она. — (52)Я торопилась к твоему приходу, чтобы ты отдохнул. (53)Но отчего ты плачешь? (54)Не плачь, мне горько!
(55)Сердце Дрэпа всё ещё жгла боль невыносимой потери многолетнего труда, но радость
дочери оттого, что она принесла в дом отца чистоту и тепло, эта светлая детская радость помогла ему преодолеть потрясение, и он нашёл в себе силы заговорить.
«(56)Да, — сказал он, отнимая от лица руки, — я больше не пролью слёз. (57)Это смешно, что есть движения сердца, за которые стоит, может быть, заплатить
целой жизнью. (58)Я только теперь понял это. (59)Работая, — а мне понадобится ещё лет пять, — я буду вспоминать твоё сердце и твои заботливые ручки.
(бО)Довольно об этом».
По А. Грину *
Грин Александр (1880-1932) — русский писатель-прозаик, поэт, создатель вымышленной страны, в которой происходит действие многих его произведений,
в том числе самых известных романтических книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».
|
|
|
С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ
1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал
его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести
словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические
оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый
может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия,
то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание
которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение,
не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим
объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого
аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности
обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления
смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос
теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не
прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
|
ПРИМЕРЫ |
Пример № 1.
Не раз в жизни нам приходилось встречаться с тем, что, обвиняя кого-то в жестокости или бессердечности, люди нарекали человека «бесчеловечным существом», а его действия – «бесчеловечными». Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот, она внесет в жизнь смысл.
|
|
В этой работе экзаменуемый раскрывает содержательное поле понятия «человечность», соотнося его с противоположным по смыслу понятием, описывая его характерные признаки, анализируя семантику внутренней формы. Хотя сформулированное определение («…человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка…»), конечно, не включает в себя всех признаков данного понятия, но оно отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности.
Комментирование заключается в том, что, во-первых, очерчивается объем данного понятия (круг явлений, фактов, которые охватываются понятием), во-вторых, раскрывается оценочный смысл человечности как ценности. |
Пример № 2.
Что такое человечность? На этот вопрос большинство людей ответит так: это одно из лучших качеств человека, которое призывает его помогать другим людям, даже если вы незнакомы, это умение поддержать в трудную минуту, проявлять к старшим, совершать подвиги, не смотря ни на какие препятствия и преграды. Можно сказать, что человечность синонимична со словом «добро». Ведь так оно и есть, под словом «человечность» скрываются все добрые качества и поступки людей.
|
|
Предлагая свое толкование понятия, экзаменуемый дает ему развернутую характеристику, соотносит с близким по значению понятием, и это позволяет не только выявить смысловую сущность «человечности», но и выразить свое понимание этой ценности. Анализируя фрагмент этой работы, легко можно понять, в чем заключается содержательная функция комментария: он раскрывает нравственный смысл данного понятия, показывает привлекательность предложенной ценности, ее место в иерархии других категорий. |
|
|
*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников
9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|