Воображение. Фантазия. Тексты для подготовки к ОГЭ. Задание 13.3. Русский язык (из открытого банка ФИПИ)
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
Русский язык.
Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое воображение» и «Что такое фантазия»
из открытого банка ФИПИ
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
     Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
     На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.

(Из инструкции)
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

ВООБРАЖЕНИЕ – это способность сознания человека представлять то, чего нет в реальной жизни.
Воображение очень хорошо развито у детей, но с возрастом человек теряет эту замечательную способность.
 
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое воображение», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что дает человеку воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Это была небольшая уютная лужайка, окружённая кустами боярышника и кривыми акациями. (2)Мы помещались на краю лужайки в большой яме, посредине которой весело пылал костёр, а по краям, на свежей траве и листьях, располагалась шайка из пяти человек: предводитель Илья Лохмачёв, и мы – Гичкин, Луговой, Прехин и малыш Петя.
(3)Лохмачёв ходил, заломив фуражку набок, изогнувшись боком и насвистывая всё время разные грубые марши. (4)Голос имел сиплый, и разговор его как раз подходил к голосу.
– (5)Разрази меня гром, если я не голоден как собака!
(6)Сегодня в нашей компании был ещё посторонний мальчик, и поэтому Лохмачёв старался казаться ещё страшней, грубей и заносчивей.
– (7)Если на днях у Хрустальных скал найдут разбитый бриг и вся команда будет висеть на реях, ты помалкивай. (8)А если проболтаешься, тебя постигнет участь Одноглазого Джима, – сказал он ошеломлённому Постороннему Мальчику.
– (9)Какого Одноглазого Джима? – спросил заинтересованный Гичкин.
– (10)Гром и молния! (11)Они не знают, как я расправился с Одноглазым Джимом в Южной Америке!
– (12)Да ты разве был в Южной Америке?
– (13)Был, – сказал хладнокровно Лохмачёв, поглядывая на костёр. – (14)Два года назад. (15)С отцом. (16)Он был торговцем невольниками.
– (17)Да как же так: ведь твой отец служит в казначействе чиновником?
– (18)Ну, и служит. (19)Что тут удивительного: нельзя же заниматься всё время одним делом.
– (20)А со львами тебе приходилось иметь дело?
– (21)Изредка. (22)Однажды я привязал мустанга к кусту алоэ и погнался за львицей, не заметив, как два львёнка подобрались к коню и растерзали в пять минут.
– (23)Маленькие были львята? – спросил Посторонний Мальчик странным тоном.
– (24)Маленькие...
– (25)Тогда ты говоришь неправду. (26)Маленькие львята не могут растерзать лошадь.
– (27)Каррамба! – вскричал свирепо Лохмачёв. – (28)Не хотите ли вы, господинчик, сказать, что я лгу? (29)0, лучше бы вам тогда и на свет не родиться!
– (30)Я говорю только, что маленькие львята лошади не растерзают.
– (31)Да ты откуда это знаешь?
– (32)Видел...
– (33)Что видел? (34)Где видел?
– (35)В Берлине... (36)Мы с отцом были в зоопарке. (37)Я видел, как сторож вынимал голыми руками за шиворот двух львят и они держали себя как котята.
(38) Странно: все рассказы Лохмачёва об Америке и мустангах сразу потускнели перед Берлином Постороннего Мальчика.
(39) Наглый, развязный Лохмачёв и сам это почувствовал.
– (40)Ты говоришь вздор! (41)Моим львятам было уже по три месяца, а твои, вероятно, только что родились.
– (42)Нет... (43)Я спрашивал у сторожа, и он сказал, что им уже по пять месяцев.
– (44)Как же ты спрашивал, – захохотал Лохмачёв, – если в Берлине сторож – немец?
– (45)Потому что я говорю по-немецки, – коротко объяснил Посторонний Мальчик.
– (46)Врёшь ты! – неожиданно сказал Лохмачев. – (47)Ни в Берлине ты не был, ни львят не видел, и по-немецки ты не говоришь.
– (48)Я не вру, – сказал Посторонний Мальчик, пожимая плечами. – (49)А вот ты просто выдумываешь всё. (50)Если ты был в Америке, по-индейски говорить умеешь?
– (51)Ха-ха! (52)Получше, чем ты по-немецки.
– (53)Ну, ладно, – усмехнулся таинственный Посторонний Мальчик. – (54)Идём же!
– ...(55)Перед нами стоял высокий медно-красный мужчина с чёрными длинными волосами. (56)Вот, господа, – сказал Посторонний Мальчик звонким смелым голосом. – (57)Это индеец-сиукс. (58)Лохмачёв, поговори с ним на его языке. (59) Ты же разговариваешь.
(60) Лохмачёв побледнел, потом покраснел и, опустив голову, выскочил из номера.
(61) Весёлой гурьбой отправились мы на свою излюбленную лужайку...
(62) Костёр уже погас, солнце склонялось к западу.
– (63)Урра! – крикнули мы. – (64)Да здравствует новый атаман!
(65)Лохмачёв упёр руки в боки и разразился страшным хохотом.
– (66)Бунт? (67)Ну, ладно! (68)Вы ещё повисите у меня на реях. (69)Кто ещё остался мне верен?
(70) И раздался неожиданно для нас тонкий голосок:
– Я!
(71) Это был Петя.
– (72)Ага. (73)Молодчага. (74)Лихой разбойник. (75)Отчего же ты не хочешь покинуть своего старого атамана?
(76)И добросердечный малыш Петя отвечал:
– Потому что мне тебя жалко.
(По А. Т. Аверченко*)
* Аверченко Аркадий Тимофеевич (1880-1925) – русский писатель, сатирик и театральный критик.



Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Насколько важно воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой.(2)На каждой бутылке была наклейка. (3)На наклейках кривым старческим почерком было написано: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря».
(4)Бутылок было много. (5)Но сколько мы ни разглядывали эту воду, во всех бутылках она была одинаково жёлтая и скучная на вид.
(6)Мы приставали к учителю географии Черпунову, чтобы он разрешил нам попробовать воду из Мёртвого моря. (7)Нам хотелось узнать, действительно ли она такая солёная. (8)Но пробовать воду Черпунов не позволял.
(9)Старшеклассники рассказывали, что на квартире у Черпунова устроен небольшой географический музей, но старик к себе никого не пускает. (10)Там были будто бы чучела колибри, коллекция бабочек, телескоп и даже самородок золота.
(11)Наслушавшись об этом музее, я начал собирать свой музей. (12)Он был, конечно, небогатый, но расцветал в моём воображении как царство удивительных вещей. (13)Разнообразные истории были связаны с каждой вещью — будь то пуговица румынского солдата или засушенный жук-богомол.
(14)Однажды я встретил Черпунова в Ботаническом саду.
—(15)Пойди сюда! — подозвал меня Черпунов и протянул толстую руку. — (16) Садись, рассказывай. (17)Ты, говорят, собрал маленький музей. (18)Что же у тебя есть?
(19)Я робко перечислил свои незамысловатые ценности. (20)Черпунов усмехнулся.
—(21)Похвально! — сказал он. — (22)Приходи ко мне в воскресенье утром. (23)Посмотришь мой музей.
(24)В воскресенье я надел новенький гимназический костюм и пошёл к Черпунову. (25)Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (26)С листьев стекал туман. (27)Внизу на Днепре трубили пароходы. (28)Я поднялся на крыльцо и потянул рукоятку звонка. (29)Внутри флигеля пропел колокольчик. (30)Встречать меня вышел сам Черпунов.
(31)Чудеса начались уже в передней. (32)В овальном зеркале отражался красный от смущения маленький гимназист, пытавшийся расстегнуть озябшими пальцами шинель. (33)Я не сразу понял, что этот гимназист — я сам. (34)Я расстёгивал пуговицы и смотрел на раму от зеркала.
(35)Это была не рама, а венок из стеклянных, бледно окрашенных листьев, цветов и гроздьев винограда.
— (36)Венецианское стекло, — сказал Черпунов. — (37)Посмотри поближе. (38)Можешь даже потрогать.
(39)Я осторожно прикоснулся к стеклянной розе. (40)Стекло было матовое, будто присыпанное пудрой. (41)В полоске света, падавшей из соседней комнаты, оно просвечивало красноватым огнём.
— (42)Совсем как рахат-лукум, — заметил я.
(43) Черпунов показал мне на портрет на стене. (44)Он изображал бородатого человека с измождённым лицом.
—(45)Ты знаешь, кто это? (46)Один из лучших русских людей. (47)Путешественник Миклухо-Маклай. (48)Он был великий учёный и верил в добрую волю людей. (49)Он жил один среди людоедов на Новой Гвинее. (50)Безоружный, умирающий от лихорадки. (51)Но он сумел сделать столько добра дикарям и проявить столько терпения, что, когда за ним пришёл наш корвет «Изумруд»-, чтобы увезти его в Россию, толпы дикарей плакали на берегу, протягивали к корвету руки и кричали:«Маклай, Маклай!» (52)Так вот, запомни: добротой можно добиться всего.(53)Потом Черпунов показал мне звёздный глобус, старые карты с «розой ветров», чучела колибри с длинными, как маленькие шила, клювами.
— (54)Ну, на сегодня довольно, — сказал Черпунов. — (55)Ты устал. (56)Можешь приходить ко мне по воскресеньям.
(57)В следующее воскресенье я не пошёл к учителю, потому что среди недели он заболел и перестал ходить в гимназию.(58)Совсем скоро учитель умер. (59)Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:
— Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей?
— (60)Ну как же! — ответили мы. — (61)Великолепно помним.
— (62)Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. (63)Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? (64)Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения. (65)Черпунов очень ценил его. (66)Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. (67)Воображение создало искусство. (68)Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Текст 3.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3) Давайте в Робинзона.
– (4)Нет... скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.
– (9)Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.
– (10)Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.
(12)Она была страшная плакса.
– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.
(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?
(По Л.Н. Толстому*) * Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий русский писатель и мыслитель.

Текст 4.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль воображение играет в жизни ребёнка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1) Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету.
(2) Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их кроткие бормочущие слова.
(3) Егор хотел узнать, что означают эти слова ветра, о чём они говорят ему, и он спрашивал, обратив лицо к ветру:
— Ты кто? (4}Что ты мне говоришь?
(5)Ветер умолкал, будто он сам слушал в это время мальчика, а потом снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова.
— (6)Ты кто? — спросил ещё раз Егор, не видя никого.
(7)Никто ему не ответил более; ветер ушёл, и листья уснули. (8)Егор подождал, что будет теперь, и увидел, что уже наступает вечер.
(9)Он поднял жука, ползшего по траве домой на ночлег, и посмотрел в его маленькое неподвижное лицо, в чёрные добрые глаза, глядевшие одновременно и на Егора, и на весь свет.
— (10)Ты кто? — спросил Егор у жука.
(11) Жук не ответил ничего, но Егор понимал, что жук знает что-то, чего не знает сам Егор.
(12) Мальчик повернул жука животом вверх, чтобы увидеть, кто он такой.
(13)Жук молчал; он со злой силой шевелил жёсткими ножками, защищая жизнь от человека и не признавая его. (14)Егора удивила настойчивая смелость жука, он полюбил его и ещё более убедился, что это не жук, а кто-то более важный и умный. (15)И он пустил жука в воздух, чтобы тот улетел по своему делу.
(16)Усохший лист упал с дерева. (17)Он когда-то вырос на дереве из земли, долго смотрел на небо и теперь снова возвращался с неба в землю, как домой после долгой дороги.
(18)Уже совсем свечерело; в избах зажглись огни. (19)Дома мать дала Егору поужинать, потом велела ложиться спать.
(20)Но Егор не хотел спать: он хотел ещё жить, играть с кем-нибудь, он хотел, чтобы уже сразу было утро за окном и можно было встать с постели.
(21)Но на дворе стояла ночь, только начавшаяся, долгая...
(22)В избе стало тихо. (23)Мать легла, отец уже спал давно. (24)Егор прислушался, привстал с постели, думая о том, что сейчас делается в тёмном поле и кто там идёт один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу. (25)Наверно, кто-нибудь идёт по пустой дороге и не боится ничего. (26)Кто он такой?
(27)Мальчик оделся и ушёл босой наружу. (28)Клён шевелил ветвями, собираясь тронуться в путь, лопухи тёрлись о плетень, и корова жевала в сарае. (29)Ясные звёзды светились на небе; их было так много, что они казались близкими, поэтому ночью под звёздами было так же не страшно, как днём среди полевых цветов.
(30) Егор миновал поле с дремлющими, шепчущими подсолнечниками и по брошенной, забытой дороге направился к оврагу.
(31) Овраг был старый, он зарос бурьяном и кустарником. (32)Когда Егор очутился на дне оврага, то увидел, что здесь было тише и темнее, чем наверху: ни травинка, ни лист не шевелились тут, и ему стало страшно.
— (ЗЗ)Звёзды, глядите на меня, — прошептал Егор, — а то я боюсь один!
(34) Но из оврага было видно только три звезды, и те слабо мерцали на далёкой, уносящейся высоте, точно они удалялись и меркли там, во тьме.
(35) Егор потрогал траву, увидел камешек, потом покачал лопух, такой же, как на своём дворе, и оправился от страха: ничего, они ведь все живут здесь и не боятся, и он будет с ними. (З6)Вскоре он заметил маленькую пещеру, вырытую в склоне оврага, и залез туда. (37)Ему захотелось теперь подремать немного: он уморился за день.
(38)Егор открыл глаза и вновь зажмурил их: свет солнца освещал всю деревню и всю землю. (39)Он снова открыл глаза и увидел шею матери, у которой покоилась его голова.
— (40)Ты зачем сбежал в овраг? — спросила мать. — (41)Мы спозаранку тебя искали.
(42)Егор рассказал, что видел в овраге. (43)Мать задумалась и тихо сказала:
— Тебе это приснилось.
(По А. Платонову*)
* Андрей Платонов (настоящее имя — Андрей Платонович Климентов; 1899-1951) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, военный корреспондент.

Текст 5.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно обладать воображением?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)B доме жило много старых вещей. (2)Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.
(3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.
(4) Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. (5)На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. (б)Шотландия. (7)Делал мастер Гальвестон».
(8)Шкатулку принесли в комнату, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. (9)Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. (10)Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
(11)Это была музыкальная шкатулка. (12)Мы завели её, но она не играла.
(13)Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена.
(14)3а вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне.
(15)Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. (16)Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку. (17)Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и рассказывал им их будущую жизнь. (18)Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а всё остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.
(19)С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (20)Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. (21)А когда мы что-нибудь сколачивали — стол в беседке или новую скворечню — и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. (22)И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:
Прощай, земля, — корабль уходит в море!
(23)Прощай навек, мой тёплый отчий дом...
(24) Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
(25) Но как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия: «В милые горы ты возвратишься...»
(26) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка.
(27)В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. (28)Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. (29)Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. (ЗО)Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.
(31) Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.
(32) Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Текст 6.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Артур Грэй родился капитаном, хотел быть им и стал им. (2)Его семья принадлежала к высшему обществу, была богата. (3)Родители потакали всем желаниям своего единственного сына. (4)Мальчик любил играть один на задних дворах замка. (5)Эти обширные пустыри, с остатками высоких рвов, с заросшими мхом каменными погребами, были полны бурьяна, крапивы, репейника и скромнопёстрых диких цветов. (6)Грэй часами оставался здесь, исследуя норы кротов, сражаясь с бурьяном, подстерегая бабочек и строя из кирпичного лома крепости, которые бомбардировал палками и булыжником.
(7)Ему шёл уже двенадцатый год, когда все намёки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и стали неукротимым желанием. (8)Это случилось в библиотеке.
(9)Когда дух исследования заставил Грэя проникнуть туда, его поразил пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стёкол. (Ю)Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода. (И)Тёмные ряды книжных шкафов местами примыкали к окнам, заслонив их наполовину, между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. (12)Там — раскрытый альбом с выскользнувшими внутренними листами; там — свитки, перевязанные золотым шнуром, стопы книг угрюмого вида, толстые пласты рукописей, насыпь миниатюрных томиков, трещавших, как кора, если их раскрывали; здесь — чертежи и таблицы, ряды новых изданий, карты, разнообразие переплётов, грубых, нежных, чёрных, пёстрых, синих, серых, толстых, тонких, шершавых и гладких. (13)Шкафы были плотно набиты книгами.
(14)Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. (15)Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. (16)Струи пены стекали по его склону. (17)Он был изображён в последнем моменте взлёта. (18)Корабль шёл прямо на зрителя. (19)Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. (20)Пена летела в воздух. (21)Паруса, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам.
(22)Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на палубе спиной к зрителю. (23)Она выражала всё положение, даже характер момента. (24)Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. (25)3авёрнутые полы его кафтана трепались ветром; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал — но что? (26)Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана?
(27)Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он рассматривал картину. (28)Вдруг показалось ему, что слева подошёл, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. (29)Грэй знал это. (ЗО)Но он не погасил воображения, а прислушался. (31)Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. (32)Всё это Грэй слышал внутри себя. (33)Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла.
(34)Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину. (35)Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. (36)В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море.
(По А. Грину*)
* Александр Грин (настоящее имя — Александр Степанович Гриневский; 1880-1932) — русский советский писатель, поэт, создатель вымышленной страны, в которой происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных романтических книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

Текст 7.
Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль воображение играет в жизни ребёнка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. (2)Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им в этот солнечный весенний день было грустно. (З)Только что прочли они в первый раз в жизни «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. (4)Раз написано — значит, настоящая правда.
— (5)Что ж, всё-таки удрал он в конце концов благополучно. — сказала со вздохом Катюша.
(6)Ей уже надоело кукситься: раз окончание хорошее, не стоит и горевать.
— (7)Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили... (8)Правда?
— (9)И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. (10)Впрочем, она сейчас же и передумала:
— Нет, знаешь, сечь их не надо. (11)Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны... (12)Марш! (13)На все четыре стороны. (14)Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте Георгиевскую медаль. (15)А теперь вон с моих глаз!»
— (16)Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.
(17)Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам.
(18)Сёстры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада.
(19)В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. (20)На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья... (21)Они переглянулись и поняли друг друга без слов.
— (22)А где ж мы пленных возьмём? — спросила младшая.
— (23)Мишку посадим...
— (24)А кто будет вторым пленником, Костылиным?
(25)Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом: он всё понял.
— (26)Ми-ша!
— (27)Чего надо? — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.
— (28)Играть иди!
(29)Через минуту Миша, дожёвывая баранку, стоял перед сёстрами.
— (ЗО)Во что играть будем?
— (31)В «Кавказского пленника». (32)Ты будто Жилин, русский офицер, из крепости к своей маме едешь. (ЗЗ)Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу. (34)А мы тебя в плен возьмём и в яму посадим, понял?
— (З6)Сажайте, что ж.
(36) Мишка спрыгнул, уселся, Тузик за ним.
(37) Пленники вели себя очень странно: катались весело по дну ямы, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.
— (38)Стоп! — закричала Валя. — (39)Я вас сейчас рыжему татарину продам...
— (40)Продавай, ладно, — равнодушно отозвался Мишка. — (41)Как дальше играть-то?
— (42)Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай... (43)Мы теперь татарские девочки... (44)А мы тебе за это лепёшки бросать будем.
— (45)Из чего лепить-то?
(46)Валя слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда и матрёшку — всё, что на скорую руку в детской собрала.
(47) Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (ещё вкуснее лепёшек!).
(48) Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.
(49)Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. (50)Кричали девочки, сердились, приказывали. (51)Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть.
(52)Часа через два вернулась мама девочек.
— (53)Дети! (54)Ау... (55)Валя! (56)Ка-тю-ша!
(57)И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:
— Мы здесь! (58)В оранжерее!..
(59)Побежала мать на голоса. (60)И что же! (61)Сидят, прижавшись плечом к плечу, в яме все четверо: Мишка, Тузик и девочки, — и у всех глаза от удовольствия блестят.
— (62)Что вы здесь делаете?
— (63)Мы кавказские пленники.
— (64)Какие там пленники! (65)Сейчас же домой!..
(66) Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошёлся.
(67) Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. (68)Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? (69)Ведь превесёлая же, право, штука.
(По С. Чёрному*)
* Саша Чёрный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг; 1880-1932) — писатель, поэт, журналист, переводчик.



ФАНТАЗИЯ – способность выдумывать, представлять что-либо; творческое воображение.
 
Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое фантазия», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужна фантазия?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Мальчику хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело. (8)Он привычно спросил:
– Нравится?
– (9)Очень, – ответил мальчик.
– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако словно кит. (16)Очень красивый хвост.
(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
(19)Мальчик уткнулся в окно.
(20)Лётчик тронул его за плечо:
– Молодец! (21)Здо́рово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.
– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.
(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.
– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.
– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.
– (44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.
(47)Мальчик ничего не ответил.
– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.
(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.
(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.
(По В.К. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли фантазия человеку?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.
– (2)Скучно, – сказала девочка. – (3)Мы там недавно были.
– (4)Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.
– (5)Жарко, – ответила девочка. – (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а девочка – лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.
– (11)Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.
(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:
– Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…
– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.
– (16)Да, тяжёлое ваше дело.
(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
– (19)А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.
– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.
– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.
– (25)Нас не трое, – сказал второй мальчик. – (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.
– (28)Димка у нас странный, – сказала девочка.
– (29)Чем же он у вас странный?
(30)Она засмеялась.
– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.
– (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36)Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда – добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю – никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
– (45)С морем? – удивился я.
– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.
(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.
(51)Ребята повернулись в его сторону.
– (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! – сказал Димка. – (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.
(57)Мальчишки тут же вскочили.
– (58)А она нас не укусит? – спросила девочка.
– (59)Трусиха! – сказал первый мальчик.
– (60)Девчонка! – поддержал его второй. – (61)Пошли, Димка, без неё.
– (62)Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил: – Эта змея – обыкновенный уж. (63)Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи – безвредные змеи.
(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…
(По В.К. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

Текст 3.
Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужна фантазия?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1) Пепе лет десять, он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица, пёстрые лохмотья болтаются на узких плечах, в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от солнца и грязи.
(2) Он похож на сухую былинку — дует ветер с моря и носит её, играя ею, — Пепе прыгает по камням острова, с восхода солнца по закат, и ежечасно откуда-нибудь льётся его песенка о милой, родной Италии.
(3) Его всё занимает: цветы, густыми ручьями текущие по доброй земле, ящерицы среди лиловых камней, птицы в чеканной листве олив, в малахитовом кружеве виноградника, рыбы в тёмных садах на дне моря и туристы на узких, запутанных улицах города.
(4) Множество интересных историй можно рассказать о Пепе. Однажды какая-то синьора поручила ему отнести в подарок её подруге корзину яблок из своего сада.
— (6)Заработаешь сольдо1! — сказала она.
(6)Он с полной готовностью взял корзину, поставил её на голову себе и пошёл, а воротился за сольдо лишь вечером.
— (7)Ты не очень спешил! — сказала ему женщина.
— (8)Но всё-таки я устал, дорогая синьора! — вздохнув, ответил Пепе. — (9)Ведь их было более десятка!
— (10)В полной до верха корзине? (И)Десяток яблок?
— (12)Мальчишек, синьора.
— (13)Но яблоки?
— (14)Сначала мальчишки: Микеле, Джованни...
(15)Она начала сердиться, схватила его за плечо, встряхнула:
— Отвечай, ты отнёс яблоки?
— (16)До площади, синьора! (17)Вы послушайте, как хорошо я вёл себя: сначала я вовсе не обращал внимания на их насмешки: пусть, думаю, они сравнивают меня с ослом, я всё стерплю из уважения к синьоре, к вам, синьора. (18)Но когда они начали смеяться над моей матерью, ага, подумал я, ну это вам не пройдёт даром. (19)Тут я поставил корзину, и — нужно было видеть, добрая синьора, как ловко и метко попадал я в этих разбойников, вы бы очень смеялись!
— (20)Они растащили мои плоды?! — закричала женщина.
(21)Пепе, грустно вздохнув, сказал:
— О нет. (22)Но те плоды, которые не попали в мальчишек, разбились о стены, а остальные мы съели, после того как я победил и помирился с врагами...
(23)Женщина долго кричала, извергая на голову Пепе все проклятия, известные ей, — он слушал её внимательно и покорно, время от времени прищёлкивая языком, а иногда с тихим одобрением восклицая:
— О-о, как сказано! (24)Какие слова!
(25) А когда она, устав, пошла прочь, он сказал вслед ей:
— Но, право, вы не беспокоились бы так, если б видели,, как метко попадал я прекрасными плодами вашего сада в грязные головы этих мошенников, — ах, если б вы видели это! — вы дали бы мне два сольдо, вместо обещанного одного!
(26) Грубая женщина не поняла скромной гордости победителя — она только погрозила ему железным кулаком.
(27) Но всего лучше Пепе, когда он один стоит где-нибудь в камнях, вдумчиво разглядывая их трещины, как будто читая по ним тёмную историю жизни камня.
(28)В эти минуты живые его глаза расширены, подёрнуты красивой плёнкой, тонкие руки за спиною и голова, немножко склонённая, чуть-чуть покачивается, точно чашечка цветка. (29)Он что-то мурлычет тихонько, он всегда поёт.
(30)Хорош он также, когда смотрит на цветы: лиловыми ручьями льются по стене глицинии2, а перед ними этот мальчик вытянулся струною, будто вслушиваясь в тихий трепет шёлковых лепестков под дыханием морского ветра. (31)Смотрит и поёт.
(32)Издали, как удары огромного тамбурина, доносятся глухие вздохи моря.
(ЗЗ)Играют бабочки над цветами — Пепе поднял голову и следит за ними, щурясь от солнца, улыбаясь немножко завистливой и грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на земле.
(34)А когда море спокойно, как зеркало, и в камнях нет белого кружева прибоя, Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых водорослей, плавно ходят рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползёт краб. (35)И в тишине над голубою водой тихонько течёт звонкий, задумчивый голос мальчика:
— О море... море...
(36) Взрослые люди, кто подобрей, кто более внимательно присматривается друг к другу, говорят о мальчике:
— Пепе будет нашим поэтом...
(37) Пасквалино же, столяр, старик с головою, отлитой из серебра, и лицом точно с древней римской монеты, мудрый и всеми почитаемый Пасквалино говорит своё:
— Дети будут лучше нас.
(38) Очень многие верят ему.
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков; 1868-1936) — выдающийся русский советский писатель и драматург.


С3К1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО КОММЕНТАРИЙ

1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью; его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переводя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
2) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной многомерности обозначенного явления действительности;
3) противопоставление или сопоставление с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит экзаменуемый, определяющим в нём является ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Без ответа на данный вопрос теряют смысл все приводимые в последующем примеры-аргументы.
_________________
0 баллов ставится, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение понятия, но не прокомментировал его (не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
экзаменуемый дал неверное определение понятия (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения),
или
определение понятия в работе экзаменуемого отсутствует (независимо от наличия ответа на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
 
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – это свойственная людям психологическая черта, позволяющая прокрутить в голове несуществующие образы, что может быть полезным в целом...
Воображение – способность воображать, мысленное воспроизведение чего-нибудь, фантазия, способность творчески мыслить, фантазировать. Воображение – это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Для чего человеку нужно воображение?
1)Если бы у человека не было воображения, то человечество бы лишилось произведений искусства, науки и творчества. Не было бы сказок, поэзии, новых технологий, архитектуры, живописи, музыки, литературы, кино, декоративно-прикладного искусства. Воображение позволяет проникать в прошлое и будущее и связывает их в своем творчестве.
2) Без воображения невозможно не только творчество, но и мышление, которым обладает человек. Оно помогает человеку представлять идеи, которые потом он воплощает в жизнь. Кроме этого, воображение позволяет человеку перенестись в прошлое или будущее.
 
ФАНТАЗИЯ
Фантазия – это представляемая человеком ситуация или желание, которые не соответствуют реальности, ведь фантазировать – это значит мечтать.
Фантазия – это мысленный процесс, благодаря которому человек способен представить в своей голове различные места и предметы, не существующие в реальности.

Нужна ли фантазия человеку? Зачем человеку нужна фантазия?
1) Фантазия нужна человеку, чтобы открыть дверь в неизвестное пространство. Всё, что нас окружает в современном мире, является результатом фантазий других людей. Для того чтобы что-либо изобрести, его необходимо сначала представить или вообразить. Без фантазии наша жизнь была бы серой и убогой. Фантазия развивает воображение человека.
2) Фантазия необходима каждому человеку, особенно ребёнку. Без неё мы бы остались в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы новые машины, не было бы музыки, живописи, литературы…У ребёнка, умеющего фантазировать, богатый внутренний мир.
3) Благодаря фантазии человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
 

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика