КОСТЮМ И ВРЕМЯ
Костюм во все времена - одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей.
Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Нельзя представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков,
Обломова - без привычного халата, купчих у Островского - без их неизменных салопов, тургеневских мужичков - без их армяков и зипунов. Но вот беда: многие виды
одежды, обуви, головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению! В театре, в кино- и телефильмах мы эти одеяния видим (хотя
можем и не знать их названия), в книге же, если нет иллюстраций, об этих важных принадлежностях внешности героя приходится только догадываться. При этом по
сравнению с читателями тех времен мы многое теряем…
Дворяне XVIII века легко узнаваемы на любом изображении благодаря костюму и прическе: напудренный парик с косичкой, расшитый кафтан, панталоны по икры, чулки и
башмаки на толстом высоком каблуке. На дамах - тоже парики и длинные пышные платья по самую щиколотку, нередко с ФИЖМАМИ, то есть на каркасе из
китового уса. Никто не перенесет эти костюмы в другую эпоху, даже не столь уж далекую от XVIII века.
Кстати, самая важная и заметная часть тогдашнего мужского туалета, надеваемая на плечи, именовалась КАФТАНОМ, а вовсе не камзолом, как это можно
прочитать у многих современных литераторов. КАМЗОЛ надевался под кафтан, то была, как правило, безрукавка наподобие современного жилета, но длиннее;
в камзоле без кафтана или фрака в свет не выезжали.
"Горе от ума". Действие 2, явление 1.
Художник Д. Кардовский. 1912
См. иллюстрации Д.Кардовского к пьесе "Горе от ума" А.С.Грибоедова
Вспомните: в "Капитанской дочке" Пушкина Гринев и Швабрин перед дуэлью "сняли мундиры, остались в одних камзолах". В камзолах драться на шпагах было гораздо легче.
Поединок Гринева и Швабрина
Иллюстрации Д. А. Шмаринова к "Капитанской дочке" А. С. Пушкина
Когда с Петром I из Западной Европы пришло верхнее одеяние, то, недолго думая, назвали его не французским "роб" или немецким "рокк", а привычным русским словом
"кафтан", хотя кроенный в талию европейский кафтан, расшитый и нарядный, из бархата или плотного шелка, сильно отличался от русского кафтана - просторного,
долгополого одеяния, которое до самого XX века можно было видеть на крестьянах, купцах, ямщиках… Как вид одежды кафтан, по назначению одинаковый, четко разделялся
по виду, покрою и ткани на западноевропейский и русский.
Вообще же русский костюм развивался по двум линиям: костюм народный, дошедший из глубины веков, который видоизменялся очень медленно, и костюм имущих классов
общества - здесь царствовала, по словам Пушкина, "лихая мода - наш тиран, недуг новейших россиян". Городская мода не только меняла фасоны, но и вводила в обиход
новые предметы туалета, с непривычными на первых порах названиями. Чаще всего они приходили в Россию с Запада, реже - с Востока. Западноевропейский костюм влиял
на народный, постепенно вытеснял национальную одежду, а к нашим дням почти совершенно вытеснил ее, даже в деревнях.
|