|
Швейцер Виктория Александровна
(р. в 1932 г.) |
|
ДОМ В ТРЕХПРУДНОМ
(фрагмент главы из книги «Быт и бытие Марины Цветаевой»)[ 1] |
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном —
Превратившийся теперь в стихи![2]
Марина Цветаева
Еще и теперь можно найти в самом центре Москвы, между Бульварным и Садовым кольцом, Трехпрудный переулок — даже
название не изменилось! Пойдите от площади Пушкина по Большой Бронной в сторону Никитских ворот — второй переулок направо будет Трехпрудный. Он не выходит
ни на одну большую улицу, затерялся среди других таких же переулочков. Зато от него рукой подать до памятника Пушкину, Тверского бульвара и
Никитских, до Патриарших (теперь - Пионерских) прудов...
Но не ищите в Трехпрудном старинного, шоколадного цвета особняка, стоявшего когда-то под номером восемь, — больше шестидесяти лет дома, где родилась Марина
Цветаева, не существует. Нам осталось описание его, сделанное ее старшей сестрой Валерией:
”В доме одиннадцать комнат, за домом зеленый двор в тополях, флигель в семь комнат, каретный сарай, два погреба, сарай со
стойлами, отдельная, через двор, кухня и просторная при ней комната, раньше называвшаяся ’’прачечная”. На дворе, между нами и
соседями, в глухом палисаднике под деревьями, был крытый колодец с деревянным насосом. От ворот, через весь двор, к дому и
кухне шли дощатые мостки.
Летом двор зарастал густой травой, и жаль было видеть, как водовоз, въезжавший во двор со своей бочкой, приминал траву колесами.
Кроме тополей, акаций, во дворе росла и белая сирень возле флигеля и деревцо калины у черного хода.
Жил у нас тогда дворник Лукьян, рязанский мужик, скучавший по своей деревне. Он во дворе завел себе уток, топтавшихся
у колодца, под крышей сарая построил домики для голубей, и были они у него совсем ручные, садились ему на плечи.
В те годы флигель наш сдали купеческой семье, имевшей магазины на Тверской. Они держали корову, и пастух по утрам
трубил и гнал стадо к Тверской заставе, в Петровский парк.
У ворот наших стоял столетний серебристый тополь, его тяжелые ветви, поверх забора, висели над улицей...
Вход в дом был со двора. Парадное крыльцо имело полосатый тамбур, в белую и красную полоску; темные ступени вели к
тяжелой двери с медной ручкой старинного звонка-колокольчика.
В доме лучшими комнатами были просторный, высокий белый зал с пятью большими окнами, рядом с ним, вся в темно-красном, большая гостиная. Дальше кабинет отца
с большим, тяжелым письменным столом, большим диваном и книжными полками по стенам. Остальные комнаты были ниже, потому что над ними был
еще мезонин, четыре комнаты которого выходили окнами во двор.
С улицы дом казался одноэтажным.. .”
В этом доме родилась и прожила почти двадцать лет, до замужества, Марина Цветаева; его она ’’любила и воспела”, по ее собственному выражению; он был самым
родным из ее своих мест на свете: дом в Трехпрудном, Таруса, Коктебель...
Трудно представить себе, что такой дом мог находиться в центре большого столичного города меньше ста лет назад; скорее
это похоже на помещичью усадьбу. Валерия Цветаева помнила дом еще до рождения Марины, но мало что менялось в обстановке
в те годы. Разве что корову перестали держать во времена Марининого детства да дворники были другие... Даже электричества не
было до самого Марининого отъезда.
Я привела подробное описание дома в Трехпрудном потому, что сама Цветаева, греясь его теплом всю жизнь, ни разу не показала его в таких бытовых деталях.
Возможно, виною была ее близорукость: она не присматривалась к вещам и людям, а прислушивалась к ним. Это стало ее сущностью: минуя внешнее, она во
всем искала внутреннего ритма и смысла. В собственном детстве - тоже. Она оставила замечательную прозу о своем детстве, где
слова ’Трехпрудный”, ”дом в Трехпрудном” неизменно повторяются в контексте самых светлых воспоминаний. Это был мир детства, мир с матерью, определивший очень
многое в судьбе поэта.
’’...’’Трехпрудный” — моих вещей — Трехпрудный переулок, где стоял наш дом, но это был целый мир, вроде именья (Hof), и целый психический мир — не меньше,
а может быть и больше дома Ростовых, ибо дом Ростовых плюс еще сто лет...”[3]
Называя в письме всем знакомую по ’’Войне и миру” семью Ростовых, Цветаева давала своему адресату не совсем верный ключ.
Без сомнения, дом в Трехпрудном был особым психическим миром, но именно им он и отличался от дома Ростовых; ’’плюс еще сто лет” сыграли в этом решающую роль.
Глава дома в Трехпрудном не был помещиком, как Илья Ростов. Иван Цветаев был разночинец, попович, человек труда - профессор. И как ни мила нам,
вслед за Толстым, семья Ростовых, как ни гармонична в своих чувствах, поступках и отношениях, никто из них не мог бы сказать о себе, как отец Цветаевой: ”Я всю
жизнь провел на высокой ноте!” За сто лет гармония постепенно начала уходить из мира, не было ее и в семье Цветаевых. Может быть, ей на смену пришли
высота и интенсивность духовной жизни, определявшие психический мир дома в Трехпрудном.
Марина Цветаева родилась 26 сентября (ст. ст.) 1892 года.
Ее появление было большим разочарованием для матери, мечтавшей о сыне и уже выбравшей ему прекрасное имя Александр.
Кормили Марину кормилицы, несколько раз менявшиеся. Одна из них была цыганка. Марина росла здоровой и крупной, называли ее в детстве ласкательно - Маруся, Муся.
Через два года появилась у нее сестра Анастасия, Ася. Еще раз не оправдалась надежда матери на сына. Мать кормила Асю сама, но девочка была слабой и часто
болела. Может быть поэтому мать больше над ней дрожала и, как казалось Марине, любила.
Ко времени, когда Марина начала осознавать себя и окружающее — с двух лет, по ее словам, - обстановка в семье уже сложилась. Это оказалось совсем не просто в
доме, где всего за год до Марии Александровны была другая хозяйка, где сохранялся ее уклад и росла ее восьмилетняя дочь. Вероятно, Мария Александровна допустила
какие-то промахи и не смогла привязать к себе падчерицу, а напротив, настроила ее против себя. Субъективно, но и с желанием понять, вспоминала Валерия Цветаева
о появлении мачехи: ’’Была она человек лояльный, прямой, но характера резкого, несдержанного и к другим нетерпимого.
Грубых, обидных наказаний ко мне не применяли никогда, но и тепла, ласки никогда не было. Получилось между нами отчуждение, и я стала как-то дичать.
Позже поняла я, что Мария Александровна, до двадцати двух лет жившая очень замкнуто, взялась за непосильную для себя задачу: войти в чужое гнездо, стать
матерью чужих детей, доброй женой человека мало знакомого, вдвое старше себя...
И сразу же начались метания: чужое гнездо разорить, на свой лад его переделать так, чтобы от прежнего духу не осталось; ясно стало, что чужих детей
почувствовать родными - бремя тяжелое, нет к тому ни навыка, ни большой охоты; сживаться с добрым, но чужим человеком, — вот к чему свелась неиспользованная
молодость да еще при требовательном, крутом нраве...” Даже если это заключение не совсем справедливо - а я думаю, что охота
привязать к себе детей мужа у Марии Александровны была, вот навыка действительно не было, — важно другое: отношение падчерицы к ней и к ее попыткам сближения,
может быть, неумелым. Это отношение к мачехе Валерия Цветаева пронесла через всю жизнь.
Дом действительно перестраивался на новый, цветаевско-мейновский, не-иловайский лад. Можно представить себе, что ’’иловайский” уклад был веселее и легче - дом
не знал еще смерти. Символом перемен сменилась музыка в доме: если при Варваре Димитриевне звенели песни, романсы, оперные арии, то теперь его наполняли звуки
Бетховена, Гайдна, Шумана, Шопена. Легкость и простота навсегда оставили дом в Трехпрудном с появлением новой хозяйки...
Валерию отдали в Екатерининский Институт благородных девиц, маленький Андрюша остался дома. Он рос вместе со сводными сестрами, и Мария Александровна относилась
к нему, как к родным дочерям, возможно, менее требовательно и строго.
Я говорила, что Марина Цветаева ни разу не описала внешность матери. Это не совсем так; в эссе ”Мать и музыка” есть набросок портрета матери за роялем:
”... вижу ее коротковолосую, чуть волнистую, никогда не склоненную, даже в письме и в игре отброшенную голову, на высоком стержне шеи между двух таких
же непреклонных свеч...” Эта мгновенная зарисовка кажется мне по-особому значительной вероятно потому, что она - единственная. Это психологический портрет:
непреклонность - главная черта характера матери, как воспринимала ее старшая дочь, рояль - самая сильная страсть материнской жизни.
Непреклонность определяла отношение матери к детям и характер их воспитания, бывшего полностью в ее руках. Она была сдержана и внешне не ласкова. Это не значит,
что она была равнодушна к дочерям, нет, она их горячо любила и связывала с ними свои несбывшиеся надежды. Но воспитание строилось по определенным, непреклонно
проводившимся в жизнь принципам. Они отчасти повторяли те, по которым она росла в доме отца. Строгость и замкнутость, в которых ее воспитывали, теперь были
помножены на ее собственную романтически-страстную натуру, на ее неосуществившуюся жизнь. Она мечтала, что дочери, наследовав ее любовь к искусству и высокие
стремления, не повторят ее судьбу, выйдут в мир искусства, шагнуть в который ей не позволили обстоятельства.
Марина предназначалась в пианистки, она обладала незаурядными музыкальными способностями. У нее был абсолютный слух, большая, легко растяжимая рука и...
добросовестность. Не чувствуя любви к музыкальным занятиям, она никогда не пыталась от них увильнуть или сократить положенное ей матерью время за
роялем. Позже Цветаева писала, что собственные ’’экзерсисы” не доставляли ей радости и удовольствия, потому что она рано научилась любить музыку в прекрасном
исполнении матери. Однако, она делала большие успехи и признавалась, что, проживи мать дольше, стала бы пианисткой. Мария Александровна стала заниматься с нею
с четырех лет, тогда же Марина научилась читать, тогда же принялась рифмовать все со всем — кто из детей не рифмует? — о чем мать записала в дневнике
провидчески: ’’Моя четырехлетняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова — в рифмы. Может быть, будет — поэт?”
Раз и навсегда было определено, что важно лишь духовное: искусство, природа, честь и честность. Религия не навязывалась.
Отец был религиозен, но без какого бы то ни было ханжества, мать верила в Бога по-своему. Семья посещала Университетскую церковь. Дети росли в сознании,
что Бог — есть; этого казалось достаточно.
Все, что могло душевно, духовно, интеллектуально развить и направить детей, было им предоставлено: разноязыкие гувернантки, книги, игрушки, музыка, театр...
Они начали говорить почти одновременно на трех языках: русском, немецком и французском. На их воспитание не только ”не жалели средств”, как тогда
говорили, мать и сама отдавала детям много внимания и времени.
Она начала учить дочерей музыке, читала с ними на языках, которыми они занимались, говорила с ними обо всем, что любила и
чем жила. Зато ’’чужие дети” - на бульваре, куда цветаевских детей водили гулять, или даже жившие у них во флигеле - были
строго запрещены. В знакомые семьи мать почти не ездила, и в Трехпрудном никто не бывал с детьми. Мария Александровна боялась заразных детских болезней, но
еще больше чужого ’’дурного” влияния.
Поднявшись к ним в детскую или взяв их к себе вниз, она проводила с ними часы за чтением или рассказами. Неповторимые и незабываемые вечера, когда, прижавшись
к ней с двух сторон, Марина и Ася взахлеб слушали рассказы матери о ее детстве и юности, о дедушкином имении, о поездках с ним за границу или
о книгах, которые она когда-то прочла, а они еще прочтут, об ушедших - а может никогда и не бывших? - героях древности, о поэтах... В такие вечера мать научила
Марину любить и тосковать о том, что было и никогда не вернется: в книгах ли, в жизни. ”Я все в моей жизни полюбила прощанием”, — скажет потом Цветаева.
Эти часы близости с матерью, когда, накрывшись меховой шубой, они сливались в одно целое, они называли журавлиным словом ’’курлык” и помнили всю жизнь. Мать
читала им книги своего детства, для них покупали ’’Вечерние досуги”, выписывали ’’Родник”. Марина увлекалась писателями, которых мы теперь
едва помним: Е. Сысоевой, Евгенией Тур, графиней де Сегюр. Но мать читала им и Чехова, Короленко, Марка Твена, по-французски — ’’Без семьи” Г. Мало, над судьбой
героев которого Марина долго горевала. Читались и сказки: Перро, братья Гримм, Гофман, Андерсен. Марининой любимой была ’’Снежная королева” — она
хотела быть или казалась себе такой же свободной и смелой, как Маленькая разбойница... Мать рано познакомила их с Пушкиным, Данте, Шекспиром. Но роднее всего была
Германия, немецкие романтики с их пристрастием к средневековью и рыцарству, героической истории и легендам. Сначала Марина узнала их в переводах, потом и в
оригинале. Ундина, Лорелея, Лесной Царь стали частью ее существа.
Как когда-то сама мечтала запастись духовным ’’материалом” на всю жизнь, так теперь Мария Александровна стремилась передать его детям, ’’запасти” и их. Ей важно
было внушить им свои представления о мире. Ее общение с ними было перенасыщено, но марининой души хватало. Многого еще не понимая,
она жадно впитывала все материнские рассказы, позже оценив бездонность и материнской души, и своей восприимчивости: ”0, как мать торопилась с нотами, с буквами,
с Ундинами, с Джен Эйрами, с Антонами Горемыками, с презрением к физической боли, со Св. Еленой, с одним против всех, с одним — без всех,
точно знала, что не успеет... так вот — хотя бы это, и хотя бы еще это, и еще это, и это еще... Чтобы было чем помянуть! Чтобы сразу накормить — на всю жизнь!
Как с первой и до последней минуты давала — и даже давила! — не давая улечься, умяться (нам — успокоиться), заливала и забивала с верхом — впечатление на
впечатление и воспоминание на воспоминание — как в уже не вмещающий сундук (кстати, оказавшийся бездонным), нечаянно или нарочно? .. Мать точно заживо похоронила
себя внутри нас - на вечную жизнь. Как уплотняла нас невидимостями и невесомостями, этим навсегда вытесняя из нас всю весомость и видимость. И какое счастье,
что все это было не наука, а Лирика, — то, чего всегда мало... Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики.. .”
Материальное, внешнее считалось низким и недостойным, Мария Александровна хотела внушить презрение к нему. Это было тем легче, что семья была богатая и недостатка
ни в чем не ощущалось. ’’Деньги - грязь” — это материнское отношение Марина унаследовала. Как и ее в детстве, мать строго-ненарядно одевала и причесывала
своих дочерей. Это должно было отучить их от ’’внешнего” . Их приучали не хотеть вкусного, сладкого. Это не значит, что к столу не давали фруктов или пирожных.
Иногда мать водила их в кондитерскую и угощала вкусным чаем или горячим шоколадом с пирожными. Но дома конфеты были под замком, а просить — им не запрещали,
нет; дети сами никогда не просили, зная с младенчества, с каким презрением и негодованием посмотрит мать в ответ на такую просьбу: ’’Мать нам словами никогда
ничего не запрещала. Глазами - все”. Просить вообще считалось стыдным, недостойным — это они восприняли как безусловное правило жизни. Кажется, легче было взять
тайком, чем попросить. Мария Александровна стремилась искоренить в детях проявления жадности, зависти, ложь — всегда ли ей это удавалось?
Но материнские правила жизни оставили глубокий след в душе Марины. ’’Это был дом молчаливых запретов и заветов”, - вспоминала она. Но тем жарче и молчаливее
жаждали дети запретного. Впрочем, спартанство, привитое им матерью, помогало им потом переносить выпавшие на их долю лишения.
Детство катилось стремительно и оставило по себе воспоминание счастья. Зимой — Москва. Родной дом, где знаешь каждый закоулочек и различаешь скрип каждой двери
и любой ступеньки, ведущей на ’’детский” верх. И все же он полон таинственности, он меняется в разное время суток, в нем можно мечтать и делать
открытия без конца. Знакомые ежедневные прогулки: на Тверской бульвар к памятнику Пушкину или на Патриаршие пруды, — Марина предпочитает Тверской, потому что,
еще не зная о поэте, она уже любит памятник Пушкину. Иногда поездки с матерью в магазины, покупка книжек, картинок, тетрадей для рисования,
красок, карандашей... Изредка — театры. Сквозь окна — крики разносчиков, точильщиков, старьевщиков. Ни с чем не сравнимые, хватающие за сердце звуки шарманки...
Жар и треск печей.
И — праздники. Особенно Рождество, с ожиданием подарков, с елкой, которую до сроку прячут от детей, а потом она является —
ярко наряженная, с зажженными свечами, со сладостями — каждый раз как будто неожиданно... Уют и тепло родного дома — такого у Цветаевой больше не было.
Летом — полудеревенская Таруса... |
|
*Источник: Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой.
– М.: Молодая гвардия. 2009. |
|
1. Швейцер Виктория Александровна – историк литературы. Родилась в 1932 году в Москве.
Окончила филологический факультет МГУ в 1955 году. Работала в сельской школе, подрабатывала внештатно на Московском радио, в детской редакции ЦТ, в музее им.
В. В. Маяковского и секторе Маяковского в Институте мировой литературы им. М. Горького, была литературным секретарем в аппарате Московской организации
Союза писателей РСФСР. Летом 1966 года уволена с работы за сбор подписей в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля.
Эмигрировала в 1978 году. До эмиграции печатала статьи о творчестве М. И. Цветаевой в журнале «Новый мир». Подготовила к печати «Воронежские тетради»
О. Э. Мандельштама (1980), участвовала в издании пятитомника стихов М. И. Цветаевой. Автор книги «Быт и Бытие Марины Цветаевой» (М.: «Интерпринт», 1992),
переизданной в 2002 году в издательстве «Молодая гвардия».
Книга Виктории Швейцер – исследование, написанное на основе многолетней работы в архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьезного и плодотворного
анализа ее творчества. Многие материалы, составившие книгу, публикуются впервые.
Виктория Швейцер живет в США, где больше 25 лет преподает в Амхерст-колледже, часто приезжает в Москву. ( вернуться)
2. – из письма Цветаевой М. И. - Тесковой А. А., 20 января 1936 г.:
Еще в 1909 году — совсем девочкой — я писала.
Засыхали в небе изумрудном
Капли звезд — и пели петухи…
Это было в доме старом, в доме — чудном…
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном —
Превратившийся теперь в стихи! ( вернуться)
3. – из письма Цветаевой М. И. - Тесковой А. А., 20 января 1936 г. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|