Е.Е.Лансере работал над над иллюстрациями к повести "Хаджи-Мурат" с 1912 по 1914 год. По словам А.Н.Бенуа, "рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь".
Художник побывал в тех местах, где разворачивалось действие толстовской повести. Он посетил Северный Кавказ, побывал в дагестанских аулах, затем отправился в Закавказье. 19 ноября 1914 года К.А.Сомов записал в дневнике: "Вечером собрание у Лансере; было мило, все свои. Рассматривали Жениного "Хаджи-Мурата".(Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 136.)
В повести Л.Н.Толстого 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой из них Лансере выполнил заставку и концовку. Среди них есть как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Присутствуют иллюстрации и в тексте. Следует отметить прежде всего разворот, занимающий верхнюю часть страниц 102-103, на котором изображена Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. В левой части рисунка – основание Александровской колонны и стоящая около него полицейская будка, в правой части – летящие по площади сани.
Среди иллюстраций немало портретов, все они – документальные. В основу помещенного в конце вступления к повести портрета молодого офицера Льва Николаевича Толстого положены фотографии 1851 и 1855 годов. Другие портреты – князя М.С.Воронцова, княгини М.В.Воронцовой, князя Лорис-Меликова и др. – выполнены по живописным изображениям или дагерротипам. Они сравнительно небольшие, но нередко расположены на отдельной полосе с широкими чистыми полями.
Оценивая оформление "Хаджи-Мурата", Алексей Алексеевич Сидоров писал: "Это действительно одновременно и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника-исследователя, историка, человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя красоту ее (традиция “Мира искусства“) и правдивость, познавательную ценность иллюстрации". (Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории. М., 1969. С.214.)