*Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – русский писатель.
Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Почётный член Московского университета (1880). Почётный доктор
Оксфордского университета (1879).
Современники Тургенева неоднократно подчёркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. Иван Сергеевич сам
неплохо рисовал и был иллюстратором собственных произведений.
«Как своеобразное явление художественной культуры рассматриваются… рисунки Тургенева. …Рисунки Тургенева оригинальны…»
(Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время [Текст, изоматериал]: альбом / [авт.-сост. Пищулин Юрий Петрович]. – Москва:
Советская Россия, 1988. – С. 5.).
«Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках… Рисунки представляют собой портреты действующих
лиц трех рассказов, входящих в цикл «Записок охотника»: «Однодворец Овсяников», «Касьян с Красивой Мечи» и «Гамлет Щигровского уезда».
Боклевский Пётр Михайлович (1816-1897) – русский художник, график.
Пётр Михайлович Боклевский посвятил себя книжной иллюстрации. Высшим достижением художника считаются ироничные,
яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов, в том числе, И. С. Тургенева.
«Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И. С. Тургенева П. М. Боклевский проиллюстрировал в 1862 году, «Записки охотника» – в 1859- 1869 году, «Муму» – в 1859 году.
«Записки охотника» пленили художника своей яркостью, и он дал несколько рисунков к ним: появились «Хорь и Калиныч», «Ермолай и
Валетка», «Касьян с Красивой Мечи», были созданы Лиза, Лаврецкий, Рудин и Инсаров, а впоследствии – типы из «Отцов и детей» – «Братья Кирсановы»,
Одинцова, Базаров, Кукшина и Фенечка.
Иллюстрации к «Запискам охотника» до нас, к сожалению, не дошли. Всего было 10 – 12 рисунков. Известен лишь карандашный набросок к последним рассказам
– портрет «Старика из Ананьева».
Не сохранились также первоначальные рисунки к роману «Дворянское гнездо».
Рисунки к роману «Отцы и дети» известны по многочисленным авторским повторениям 1870 – 1890 годов.
О популярности рисунков художника говорит и тот факт, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались героями,
вышедшими из-под руки П. М. Боклевского. Учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.
Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) – живописец. Профессор (1881). Член Академии художеств (1898).
Павел Осипович писал батальные и жанровые полотна, делал рисунки и иллюстрации.
Выполнил иллюстрации к романам И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
Произведения П. О. Ковалевского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.
Архипов Иван (Жан) Дмитриевич (1926) – график. Член Союза художников СССР.
Иван Дмитриевич Архипов иллюстрировал и оформлял книги для Детгиза: «Отцы и дети» И. С. Тургенева (1955) и другие.
«Приятно отличается от многих изданий романа «Отцы и дети» книга, изданная Детгизом с иллюстрациями молодого художника И. Д. Архипова.
Наряду со страничными иллюстрациями книгу оживляют небольшие рисунки пером, расположенные прямо в тексте. Разумеется, такие рисунки
без сочетания с большими иллюстрациями не могут претендовать на раскрытие в полной мере произведения писателя, однако они являются тем
необходимым дополнением, которое помогает придать образное лицо книге и делает иллюстративный цикл более завершенным.
Эти рисунки отличаются остротой характеристик героев, хорошо помогают восприятию текста и подготавливают внимание к страничным
иллюстрациям».
Работы художника хранятся во многих региональных музеях и частных собраниях. (Круглый, И. А. Иллюстрации советских художников к произведениям
И. С. Тургенева [Текст, изоматериал] / И. А. Круглый. – Орёл : Орловское книжное издательство, 1959. – 196 с.
Боровский Давид Борисович (1926-2004) – живописец, график, театральный художник.
Уже в 1954-1956 годах принимал участие в оформлении собрания сочинений И. С. Тургенева, создал рисунки для 4, 5, 6
томов – очень крепкие, описательные, рисунки станкового, «оконного» типа, выполненные соусом и угольным карандашом.
И. С. Тургенев стал для художника писателем всей его жизни.
В 1962 году художник выполнил свою лучшую иллюстрационную работу зрелого периода – оформление повести И. С. Тургенева «Вешние воды».
Художник и в дальнейшем иллюстрировал Тургенева, дополняя уже сложившийся тургеневский мир новыми образами.
«Им выполнены рисунки к 12 произведениям писателя. В их числе серии к романам, повестям, а также к отдельным рассказам» (Круглый, И. А. Иллюстрации советских
художников к произведениям И. С. Тургенева [Текст, изоматериал] / И. А. Круглый. – Орёл : Орловское
книжное издательство, 1959. – 196 с.).
Произведения Боровского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также во многих
провинциальных музеях и музеях-усадьбах городов, связанных с жизнью И. С. Тургенева и дорожащих памятью о нём: Орле, Спасском-Лутовинове,
Туле, Клине, французском Буживале.
Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – художник. Профессор (1870).
Василий Григорьевич Перов написал картину «Старики-родители на могиле сына» на сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».