И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
К.А.Горбунов. Портрет И.С.Тургенева. 1838-1839.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988
 
 
 
 
Рассказ И.С.Тургенева "Бирюк"
(уроки литературы в 7 классе)
 
Портрет певицы Полины Виардо Гарсия. 1844. Худ. К. П. Брюллов
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике


УРОК 44
И. С. ТУРГЕНЕВ: ЖИЗНЬ, СУДЬБА, ТВОРЧЕСТВО.
СБОРНИК «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА»
И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель:

ознакомить учащихся с биографией И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного); показать своеобразие творческого метода писателя; изучить идейно-художественное своеобразие сборника «Записки охотника» как одного из великих произведений автора и его влияние на русскую литературу; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока, сборник рассказов «Записки охотника».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И. С. Тургенева, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; составляют тезисы лекции учителя; знают об идейно-художественном своеобразии сборника «Записки охотника» как одного из великих произведений автора и его влиянии на русскую литературу.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

• Прокомментируйте слова писателя: «Моя биография — в моих произведениях».

• Какие из прочитанных произведений И. С. Тургенева вам особенно запомнились? Почему?

• Расскажите о влиянии А. С. Пушкина на творчество И. С. Тургенева. С какими произведениями поэта перекликается повесть И. С. Тургенева «Ася»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х гг., Иван Сергеевич Тургенев занимает особое место. Он был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими «Записками охотника», которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Когда начинающие литераторы обращались к Тургеневу за советами, он никогда не открывал им секреты своего мастерства, а серьёзно говорил: «Вы должны себя делать, человека из себя делать».

Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 1840-х гг.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве И. С. Тургенева

(Учащиеся составляют тезисы.)

— В творческом развитии Тургенева обычно выделяют три крупных периода.

Первый период (1836–1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника».

В нём также можно выделить два этапа:

• 1836–1842 гг.— годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля;

• 1843–1847 гг.— время напряжённых творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И. С. Тургенева было влияние В. Г. Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842–1844 гг. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В. Г. Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и ещё одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо[2], гастролировавшей в Петербурге.

Любовь к этой женщине — не только факт из биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана с её семьёй, Францией, кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Ги де Мопассан).

Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»). Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретёр» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

Второй период (1848–1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф. М. Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л. Н. Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первом выпуске журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника», растянувшуюся на пять лет.

Третий период (1862–1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник» и с «молодым поколением» (вызвана публикацией романа «Отцы и дети»). Хлёсткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М. А. Антонович. Тургенев очень болезненно воспринимал полемику, не утихавшую вокруг романа. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман — «Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860–1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к сборнику «Записки охотника» и дополнил его новыми рассказами.

Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях И. С. Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу. Основная тема всего творчества писателя — жизнь русской деревни, помещичьих усадеб, крестьянских общин. К этой теме писатель обращался и в своих знаменитых романах — «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». Тургенев — прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу, своё Спасское-Лутовиново.

2. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— «Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашёл новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России.

Проникнутые духом антикрепостнического протеста и демократической гуманности, «Записки охотника» сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды» и, вместе с другими произведениями И. С. Тургенева, значительно повысили нравственный и умственный уровень русской интеллигенции.

Основные художественные особенности
сборника рассказов «Записки охотника»


• В книге нет единого сюжета; каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

• беллетристические элементы сведены к минимуму; каждое событие имеет ряд событий-прототипов; образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

• весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного к природе и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

• большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее открытие сентименталиста Н. М. Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок…» с гоголевскими образами помещиков в «Мёртвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — слагаемые русской жизни, как бы застигнутой врасплох писателем-охотником.

3. Комментированное чтение фрагментов рассказов
(«Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Лес и степь», «Бежин луг» и др.)

4. Аналитическая беседа

• Какие иллюстрации к рассказу «Бирюк» вам известны? Так ли вы представляли себе героев? Какой вы дали бы отзыв на одну из иллюстраций?

• В чём суть рассказа «Бежин луг»? Что хочет сказать писатель?

• Как помогают понять это пейзажные картины — описание ночи, наступающего утра, характеры и рассказы мальчиков?

• Приведите примеры тяжёлого положения народа, жестоких притеснений со стороны помещиков в рассказах «Бурмистр», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» и др.

• Как вы понимаете утверждение В. Г. Белинского, что И. С. Тургенев «зашёл к народу с такой стороны, с какой к нему до него никто ещё не заходил»?

• Почему «Записки охотника» не просто обвинительный акт крепостничеству, а по словам А. И. Герцена, «поэтически написанный»?

• Почему «Записки охотника» можно рассматривать как выполнение «аннибаловой клятвы» (Твёрдая решимость быть непримиримым в отношении чего-то. Здесь имеется в виду отношение И. С. Тургенева к крепостному праву) писателя?

5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов
(работа в парах)

• Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает И. С. Тургенев красоту и силу народных характеров, их единство с природой; подтвердите правоту В. Г. Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы.

• Какую роль в «Записках охотника» играет природа? Зачем нужны огромные, дивной красоты пейзажи в антикрепостнических рассказах?
(Тургенев добивается эффекта, построенного на контрасте. Природа совершенна, прекрасна, гармонична. А человеческое общество — уродливо, дико, мерзко.)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Острота художественной зоркости И. С. Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. «Наше время,— говорит он,— требует уловить современность в её преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывает. Шесть его романов не только попадают в «настоящий момент» общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают.

Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперёд, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX в. В «Записках охотника», в «Дворянском гнезде» уже предчувствуется эпос Л. Н. Толстого, «мысль народную», духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В романе «Отцы и дети» художник предвосхищает мысли Ф. М. Достоевского, характеры будущих его героев.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Опережающее задание (2 учащихся)
Подготовить сообщение об истории создания романа «Отцы и дети».

Следующий урок: И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Поли́на Виардó ( 18 июля 1821, Париж — 17 или 18 мая 1910, Париж) — испано-французская певица, вокальный педагог и композитор.
Выступала в различных театрах Европы и много концертировала. Была знаменита партиями Фидес («Пророк» Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Россини).
Газета «Северная пчела» замечала в 1853 году: «Вероятно, есть певицы, одаренные лучшим голосом, но невероятно, чтобы какое-нибудь пение в мире могло оставить такие неизгладимые и глубокие впечатления, как пение Виардо. Каждая музыкальная фраза, ею исполненная, носит печать дарования и вдохновения».
Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Сергеевича Тургенева, её близкого друга. Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры.
Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав её исполнение в «Севильском цирюльнике». В 1845 г. он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырём детям Полины, как к своим собственным, и обожал её до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ. (вернуться)

 
Полонский Я.П. Спасское-Лутовиново. Усадебный дом И.С.Тургенева. 1881.
... Известный поэт Яков Петрович Полонский не был профессиональным живописцем, но его небольшим этюдам, написанным на родине Тургенева, в Спасском-Лутовинове в 1881-1882 годах, суждено было занять заметное место в биографии писателя.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988.
 
И. С. Тургенев в Группе сотрудников журнала "Современник"
... Важнейший момент в литературно-общественной биографии Тургенева отражает широко известная фотография С.Л.Левицкого, на которой запечатлены крупнейшие русские писатели - сотрудники журнала "Современник". Это одна из первых групповых фотографий в России, сделанная в ателье именитого петербургского фотографа. Появление здесь И.С.Тургенева рядом с И.А.Гончаровым, Л.Н.Толстым, Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Островским естественно и закономерно.
В начале 1856 года с издателями "Современника" Н.А.Некрасовым и И.И.Панаевым было заключено "обязательное соглашение", по которому И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович и А.Н.Островский должны были печататься "исключительно" в "Современнике".
 
Бирюк. Иллюстрация К. В. Лебедева к "Запискам охотника". 1884
См. подробнее: Иллюстрации К. В. Лебедева к "Запискам охотника"

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика