*Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) – русский исторический и церковный живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Среди первых известных работ художника в области иллюстрирования книг – иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» Тургенева, датированные 1883-1884 годами,
видимо, связанные с желанием художника почтить память ушедшего из жизни писателя. Совершенствуясь в качестве иллюстратора, Лебедев
взялся за сложную работу именно над тургеневскими текстами. Эти живописные иллюстрации, выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием тургеневского слова,
вызвали необычайно широкий интерес у читающей публики, что удивило самого автора. Вскоре они были изданы отдельным альбомом, а его обложку весьма оригинально
оформил сам Клавдий Васильевич. Он изобразил в центре обложки портрет великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.
Один из таких альбомов в 1960 году был подарен Орловскому объединенному государственному литературному музею И.С. Тургенева накануне 150-летнего
юбилея писателя. Ряд иллюстраций из этого альбома представлены в экспозиции музея. Среди них наиболее известны: «Бирюк», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бежин луг».
Написанные в эстетике школы передвижничества, эти картины волнуют зрителя правдивыми сценами быта крестьянской Руси. Вглядываясь в иллюстрацию к
рассказу «Бирюк», и юный посетитель, и маститый исследователь могут окунуться в атмосферу нелегкой, трагической жизни главного
героя, чтобы посочувствовать ему.
Иллюстрация превосходно дополняет эти пронзительные строки: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок.
Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на
столе, печально вспыхивая и погасая. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Значимым является тот факт, что самому
художнику, родившемуся в крестьянской семье, познавшему нужду, были близки эти трогательные тургеневские строки.
Близкий друг, соратник Клавдия Васильевича Лебедева Владимир Егорович Маковский подтверждает это своими воспоминаниями: «Вначале он брал сюжеты из крестьянской
среды и московской бедноты, но в этих картинах никогда не было рассудочного повествования, которое так часто встречалось в то время у других художников,
подходивших к тем же сюжетам «извне», со стороны. К.В. писал то, что любил, как «свое» кровное, родное, и потому в его произведениях нет ничего надуманного,
фальшивого, подчеркнутого».
Не меньше впечатляет, вселяет в душу тоску от понимания драматического положения крестьянства, иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Несмотря на многофигурность
композиции, помещики, которых изображает Лебедев, не вызывают столь ярких чувств, как сейчас говорят, «не цепляют» зрителя. Особое внимание привлекают именно
образы крестьян: их истрепанная заплатанная одежда, изможденные лица, понурые головы, вызывают сочувствие, сострадание. Тургенев так описал сцену, изображенную
Лебедевым: «В нескольких шагах от двери, подле грязной лужи, в которой беззаботно плескались три утки, стояло на коленях два мужика…». Тяжелый осадок остается
на душе…
Совсем иной и по настроению, и по колориту предстает другая работа художника, которая среди посетителей музея пользуется особой «популярностью» — иллюстрация
к самому любимому читателем рассказу «Бежин луг». Акварель с одноименным названием тонко и весьма живо изображает знакомую со школьных лет сцену. Здесь
художник использует совсем иной «метод воздействия» на зрителя – поэзию деревенской жизни. Рассматривая работу, так и хочется вспомнить знаменитые строки:
«Это <…> были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун <…>. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой
праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками
и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. <…> Кругом не слышалось почти никакого шума. <…>Всех мальчиков было пять». По сути, это одна из первых
иллюстраций к рассказу, ставшему одним из самых любимых в отечественной литературе.
В Орловском музее изобразительных искусств хранится подлинная акварель Лебедева, иллюстрация к рассказу «Бежин луг», приобретенная музеем уже в 1980-е годы.
Нужно заметить, что до сих пор иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» считаются непревзойденными.
К.В. Лебедев предстает истинным почитателем творчества великого классика, и сюжеты «Записок охотника» художник выбирает для иллюстрирования не случайно.
Клавдий Васильевич, выходец из народа, знал, насколько появление антикрепостнических «Записок» Тургенева взволновало всю читающую Россию и страны зарубежья,
какое влияние они оказали впоследствии на русский общественный уклад, и какую цену Тургенев заплатил за издание первого двухтомника. Лебедев, по-видимому,
считал долгом внести свой вклад в дело увековечения памяти И.С. Тургенева и его знаменитого произведения.
Иллюстрациями к произведениям Тургенева не исчерпывается художественное наследие К.В. Лебедева. Среди работ художника, хранящихся в
Третьяковской галерее, полотна на исторические темы, которые были востребованы в конце 19-начале 20 веков: «Боярская свадьба», «К сыну», «Марфа Посадница.
Уничтожение новгородского вече», «На родине» и др.
К концу 19 века. К.В. Лебедев приобрел известность не только в России, но и за ее пределами. В 1896 году его
работы экспонировались в Чикаго. В течение 6 лет Клавдий Васильевич путешествует по России, желая запечатлеть неповторимые пейзажи родины.
Лебедева сумели оценить и при Дворе. Он был приглашен к участию в издании коронационного альбома императора Николая II и выполнил для него две акварели:
«Причащение государя Императора» и «Посещение Троице-Сергиевой лавры». Его работу «Христа ради (юродивый)», представленную на выставке передвижников,
приобрел сам Император Николай II.
По материалам сайта Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева.