Главная |
|
Зарубежная литература |
|
|
Портрет поэта А. А. Фета
работы художника И.Е.Репина. 1882 г. |
|
|
Портрет А. Фета работы К. К. Гампельна,
нач. 1850-х гг. (с фотографии, хранящейся в Литературном музее ИРЛИ)
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 1.
Стихотворении и поэмы 1839-1863 г. - СПб.: Академический проект, 2002.
|
|
|
А. Фет читает свои новые произведения.
Москва, 4 января 1884 г.
Рис. Е. С. Селивачевой.
(Музей-усадьба «Mypaнoвo»)
Источник: Фет А. А. «Был чудный майский день в Москве»: Стихи. Поэмы.
Страницы прозы и воспоминаний. Письма. М.: Моск. рабочий, 1989.
|
|
|
М. П. Фет, урож. Боткина.
Фотограф Ф. Г. Мебиус, 1858. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
Урок 56. А. А. Фет: жизнь, творчество, судьба. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Урок 57. Любовная лирика, импрессионизм поэзии А. А. Фета
УРОК 56
А. А. ФЕТ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЖЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ НАЧАЛО
В ЛИРИКЕ ПРИРОДЫ
Цель:
ознакомить учащихся со страницами жизни и творчества А. А. Фета; ознакомить с термином «чистое искусство»;
используя яркие факты биографии поэта, заинтересовать учащихся его личностью; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения;
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
портрет А. А. Фета, учебник, раздаточный материал, репродукция картины Ф. Васильева «Оттепель», тексты стихотворений А. А. Фета.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. А. Фета; понимают термин «чистое искусство»; определяют основные темы и мотивы лирики А. А. Фета; выразительно
читают стихотворения; участвуют в аналитической работе в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Вводно-ориентировочная беседа
• Расскажите, что вам известно об Афанасии Афанасьевиче Фете.
• Вспомните и прочитайте наизусть одно-два стихотворения А. А. Фета.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Великий русский лирик, обессмертивший стихами своё имя, Афанасий Афанасьевич Фет почти всю жизнь посвятил борьбе за право носить другую фамилию — Шеншин.
Стихотворчеству он всегда отводил второстепенную роль. Но Шеншиным стал именно благодаря поэзии. Феномен Фета заключался
в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам «чистого искусства». «Приступая к изучению поэта,— писал
В. Г. Белинский в пятой статье о Пушкине,— прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, то есть
те особости его духа, которые принадлежат только ему одному».
Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась
тайна его личности.
Литературная и личная судьба Афанасия Афанасьевича Фета — одного из самых светлых русских поэтов, певца природы, любви, многие стихотворения
которого с необыкновенной силой передают непосредственную радость бытия, сложилась непросто и подчас принимала трагический характер.
«Два мира властвуют от века, два равноправных бытия: один объемлет человека, другой — душа и жизнь моя» — писал Афанасий Фет на закате своей
жизни. И в этих строках отразилась его судьба.
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. А. Фета
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.)
Детство и юность.
Родился 5 декабря 1820 г. в Орловской губернии. Мать поэта — Каролина Шарлотта Фет,— будучи замужем, беременная сбежала из Германии в
Россию вместе с богатым помещиком Шеншиным. Отцом Фета был записан Шеншин, что с юридической точки зрения было незаконно (Шарлота Фет и Шеншин не состояли
в браке). Когда обман открылся, Фет превратился из богатого дворянина, русского подданного в иностранца сомнительного происхождения.
В 1837 г. Фет переехал в Москву, где был определён в пансион М. П. Погодина. Спустя год стал студентом Московского Университета. К старшим курсам
увлёкся поэзией. В 1840 г. вышел первый сборник его стихов — «Лирический пантеон», в 1842–1843 гг. стихи Фета публиковали во многих журналах.
Служба.
После окончания университета Фет выбрал дорогу, далёкую от литературы — он поступил на военную службу. Мотивы понятны: не давало покоя
клеймо иностранца. В 1845 году был зачислен в кирасирский полк. Отдалённость от Москвы негативно сказалась на литературной деятельности — о поэте
почти забыли, перестали печатать.
Во время Крымской войны Фет находился в составе войск, располагавшихся под Петербургом. Стал бывать в северной столице, благодаря чему сблизился
с Н. А. Некрасовым и И. С. Тургеневым, издававшими «Современник». Начался новый виток литературной карьеры: в 1850 г. вышел второй сборник стихов,
в 1856 — третий.
Успехи на военном поприще были гораздо скромнее: поэту так и не удалось дослужиться до звания, дающего дворянский титул. В 1856 г. он вышел в отставку.
Любовь.
Во время военной службы Фет страстно влюбился в бесприданницу
Марию Лазич. Однако не обладал средствами, чтобы содержать семью, поэтому жениться категорически отказывался. Они встречались около двух лет. Затем поэта
перевели на другое место службы. Вскоре он узнал, что возлюбленная погибла при странных обстоятельствах. Фет тяжело переживал потерю. Марии
Лазич посвящены шедевры любовной лирики поэта.
В 1857 г. он по расчёту женился на М. П. Боткиной. См. об истории знакомства с М. П. Боткиной ниже:
Хозяйствование.
В 1860 г. Фет купил хутор в родном Мценском уезде и стал хозяйственником. Он не отличался либеральными подходами к управлению, но
пользовался большим уважением среди крестьян и соседей-помещиков. В этот период (почти на 20 лет) Фет бросил литературу, лишь изредка писал заметки
о сельском хозяйстве для «Русского вестника». С 1867 по 1877 г. Фет служил мировым судьёй.
В 1873 произошло событие, к которому поэт стремился всю жизнь,— он получил дворянский титул и фамилию Шеншин.
Последние годы и смерть.
В 80-е годы Фет вернулся в Москву, а вместе с тем — в литературу.
С 1883 по 1891 гг. вышли три сборника — «Вечерние огни». В 1889 г. поэт пышно отпраздновал пятидесятилетие творческой деятельности.
Последние годы жизни были весьма тяжёлыми — его мучили приступы удушья, он почти ослеп. Поэт настолько устал от болезней, что даже предпринял
попытку самоубийства, которая спровоцировала смерть. 21 ноября 1892 г. Афанасий Фет скончался.
|
2. Объяснение учителя
(Учитель использует записи на доске или раздаточный материал:
«Особенности поэзии “чистого искусства”», «Основные темы поэзии “чистого
искусства”», «Природа в стихотворениях поэта». Учащиеся по ходу слушания делают записи в тетрадях.)
— Стихотворения Фета — это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста, за что поэта немало критиковали —
как можно писать о красотах природы, о любви в период серьёзных перемен?
Любовь и природа — главное в поэтическом мире Фета. Его невозможно упрекнуть в банальности — лирика Фета оригинальна и уникальна тем, что —
это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.
Его рифмы — лёгкие, почти воздушные. Достичь такой утончённости может только человек с незаурядным поэтическим талантом, превосходно владеющий
техникой стихосложения.
Творчество А. Фета относится к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это
значит, что в своём творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию.
Особенности поэзии «чистого искусства»
• Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
• Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
• Искусство не должно быть связано с жизнью.
• Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира.
• Это поэзия для избранных.
Основные темы поэзии «чистого искусства»
Основные темы поэзии «чистого искусства» |
Любовь |
Природа |
Искусство |
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота |
Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение
отзвука своим настроениям и чувствам |
Певучесть и музыкальность |
Природа в стихотворениях поэта
Природа в стихотворениях поэта |
Время года |
Как представлено в творчестве |
Русская весна |
Пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными
листьями распустившихся берёз, пчёлами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи |
Русское лето |
Сверкающим жгучим воздухом, синим, подёрнутым дымкой небом, золотыми переливами
зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью |
Русская осень |
Пёстрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в
безлистных кустах, стадами на вытоптанном жнивье |
Русская зима |
Бегом далёких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесённой снегом берёзе,
узорами мороза на двойном оконном стекле |
Явления природы у А. А. Фета описаны детальнее, конкретнее, чем у его предшественников.
В стихах А. А. Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орёл, соловей, лебедь, жаворонок, но и
таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др., и каждая птица показана в её своеобразии |
3. Аналитическая работа с текстами стихотворения (в группах)
(Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворения наизусть, анализируют их и презентуют.)
1-я группа. «Это утро, радость эта…» (см. текст ниже)
• Какие предметные реалии рисуют картину весны?
• Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
• Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
• Каким чувством проникнуто стихотворение? В чём состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?
• Какой характер придают стихотворению его «безглагольность» и многочисленные анафоры?
• Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
2-я группа. «Ещё весны душистой нега…» (см. текст ниже)
• Каким настроением проникнуто стихотворение?
• Проследите развитие лирического сюжета. В какой строфе выражена главная мысль стихотворения?
• С помощью каких изобразительно-выразительных средств автору удаётся передать ощущение возрождения природы?
• Рассмотрите репродукцию картины Фёдора Васильева «Оттепель».
Что общего у этого живописного полотна со стихотворением Фета?
Комментарий.
Васильев создал одно из главных своих произведений — «Оттепель», которая была представлена ранней весной 1871 г. на конкурсе в Обществе поощрения
художников и удостоилась первой премии. Эта картина несла большое социальное содержание, она вся пронизан тоской и грустью,
навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни. Картина исполнена в любимой художником тёплой золотисто-коричнево-оливковой гамме.
Построенная на сложных тональных взаимоотношениях, она восхищала современников изысканностью колористической гаммы и тонкостью письма. Вытянутая по
горизонтали композиция картины усиливала молчаливость и бесприютность равнинного пейзажа.
3-я группа. «Осень» (см. текст ниже)
• Расскажите, какую осень увидел мастер. А какую осень нарисовало ваше воображение? Похожа ли она на осень, описанную поэтом?
• Определите лейтмотив стихотворения.
• Какие этапы человеческой жизни образно нарисовал поэт в этой лирической картине?
• Сравните стихотворение А. А. Фета со стихотворением Ф. И. Тютчева «Осенний вечер».
Комментарий-подсказка.
Стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» и А. А. Фета «Осень» — это два разных видения, понимания осени. Ф. И. Тютчев словно оживляет её, образно наделяет
осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно
вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение. Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления… В осени
А. А. Фета мы слышим отголоски человеческой души. Лейтмотив стихотворения А. А. Фета — одухотворённость природы, переплетающейся, связанной
с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Русская культура сродни мозаике: в ней есть и очень крупные дорогие камни, почти бриллианты,— гении, чьи музыкальные, литературные или живописные
произведения известны во всём мире, есть камушки поменьше — те, чьи творения известны немногим, но от этого они не менее блистательны. Какое
место в ней занимает творчество А. А. Фета, как оценить огранку его таланта?
Такую оценку каждый читатель должен дать сам, но мозаика русской культуры без имени Фета была бы неполной.
Он был поэтом с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы. Этот поэт создал изумительные
произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Моё любимое стихотворение Фета (восприятие, оценка, истолкование)».
2. Опережающие задания (6 учащихся)
1) Подготовить сообщения об истории создания.
2) Выразительно читать стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…».
Следующий урок: Любовная лирика, импрессионизм поэзии А. А. Фета >>>
|
|
Мария Петровна Боткина[ 2]
Одиннадцать лет жизни отдал Фет военной службе (сначала в кирасирах в глухой херсонской провинции, а затем в лейб-гвардии уланском полку под Петербургом),
беспощадно обуздав себя и упорно стремясь к своей цеди. Но все оказалось напрасным: в 1856 году вышел указ нового императора Александра II, по которому
потомственное дворянство давал только чип полковника.
Чтобы его достигнуть, 36-летнему гвардейскому штабс-ротмистру Фету надо было служить, может быть, до конца жизни.
Это был роковой удар - и Фет отступил: 3 июня 1857 года он уволился в бессрочный отпуск, так и не достигнув своей цели: не
получив права на потомственное дворянство, не вернув себе фамилию Шеншина. И если это не стало для него окончательной жизненной катастрофой, то только
благодаря Москве, которая, как бы подав руку помощи, помогла ему найти новое жизненное русло.
В начале 1857 года, приехав в Москву, Фет стал появляться у своего старого знакомого, критика Василия Боткина в знаменитой ботнинской усадьбе на Маросейке.
Ещё студентом Фет не раз бывал в памятном многим литераторам боткинском флигеле. Близкими знакомыми и друзьями В. Боткина были Белинский, Грановский,
Станкевич, Бакунин, Тургенев, Некрасов, Григорович. Старший сын крупного московского купца-чаеторговца П. К. Боткина Василий Петрович получил прекрасное
образование, знал несколько европейских языков. Его обширные знания, разносторонние интересы и тонкий эстетический вкус привлекали к нему замечательных
деятелей русской культуры и литературы.
В семье Боткиных выросли знаменитый врач-терапевт С. П. Боткин, академик живописи М. П. Боткин, крупнейший коллекционер произведений живописи и председатель
Общества любителей художеств Д. П. Боткин.
Теперь Фета приводило в дом Боткиных желание общаться не только с Василием Петровичем, но и с его сестрой Марией Петровной.
8 апреля в пасхальную ночь, разговляясь у Боткиных, Фет написал в альбом Марии Петровны стихи:
«Победа! Безоружна злоба.
Весна! Христос встает из гроба,
Чело огнем озарено.
Все, что манило, обмануло
И в сердце стихнувшем уснуло,
Лобзаньем вновь пробуждено.
Забыв зимы душевный холод,
Хотя на миг горяч и молод,
Навстречу сердцем к вам лечу.
Почуя неги дуновенье,
Ни в смерть, ни в грустное забвенье
Сегодня верить не хочу».
Строки эти оказались гораздо значительнее, чем просто «стихотворение на случай»,- Фет как бы вписывал в альбом Боткиной свою судьбу.
Вскоре состоялась помолвка Фета и Марии Петровны. В. Боткин писал сестре 29 июля 1857 года из Диеппа: «... я со своей стороны нахожу Фета во всех отношениях
прекраснейшим и рассудительным человеком и смею надеяться, что ты несчастлива с ним не будешь. Свадьбу сыграли 16 августа в Париже. В сентябре
супруги были уже в Москве и поселились в новой квартире, которую Фет отыскал сам - в доме Е. Н. Сердобинской на Малой Полянке.
Он снова оказался в тех местах, где прошла его студенческая юность; жизнь делала круг, вернее, виток спирали. Бывший студент-стихотворец, так самобытно
заявивший о себе в 1840-е годы, стал теперь знаменитым поэтом, первым лириком эпохи 1850-х годов.
А. Е. Тархов
Источник: Фет А. А. «Был чудный майский день в Москве»: Стихи. Поэмы. Страницы прозы и воспоминаний. Письма. М.: Моск. рабочий, 1989.
( вернуться к уроку)
Это утро, радость эта…
А. А. Фет[ 3]
Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
1881 ( вернуться к уроку)
Ещё весны душистой нега…
А. А. Фет[ 4]
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Источник: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1959. ( вернуться к уроку)
ОСЕНЬ
А. А. Фет
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
8 октября 1883
Источник: Фет А. А. Стихотвоpения. — Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. ( вернуться к уроку)
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Ф. И. Тютчев[ 5]
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
10 Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1987. ( вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
2. Боткина Мария Петровна (1828—1894) — жена поэта А. А. Фета. Сестра
русского врача-терапевта, физиолога и общественного деятеля С. П. Боткина.
Вышла замуж за Фета в зрелом возрасте (28 лет). Брак был заключен по расчету, но оказался достаточно прочным. Мария Боткина пережила супруга на
2 года. ( вернуться)
3. "Это утро, радость эта…" – дата написания: 1881 г.
Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по
начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы
от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Эта строка раскрывает общий эмоциональный фон всего стихотворения. ( вернуться)
4. Ещё весны душистой нега... – впервые — в журнале «Современник», 1854, том XLV, № 5, отд. I, с. 6. ( вернуться)
5. Осенний вечер – написано Тютчевым в окт. 1830 г. на пути из Петербурга в Мюнхен.
Впервые — в журнале «Современник», 1840, том XIX, с. 187 с подписью «Ф. Т---в». ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
А. А. Фет в двуколке, запряженной осликом.
Воробьевка, 22 июля 1890 г. Фото С. Д. Боткина.
В 1890 году у Фета в Воробьевке С. Д. Боткиным сделано было несколько снимков;
из них два (Фет с Полонским в парке на скамье и Фет, катающийся на ослике) воспроизведены в «Новом Времени» 1914 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|