Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»
Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»
Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»
Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»
Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского
Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя
УРОК 26
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя
(обзор с обобщением ранее изученного).
Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
Цель: ознакомить учащихся с нравственной проблематикой сборника «Петербургские повести»; дать обзорную характеристику сборника, повести
«Шинель» как центральной повести цикла; раскрыть образ «маленького человека» в повести; показать основные средства эпического изображения
в «Петербургских повестях» (переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости);
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие учащимися художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, сборник «Петербургские повести», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о нравственной проблематике цикла «Петербургские повести»; дают обзорную характеристику сборника,
повести «Шинель» как центральной повести цикла, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; раскрывают образ
«маленького человека» в повести; выполняют сопоставительную работу в группах, парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводная беседа: «погружение» в тему урока
• Каков Петербург в изображении русских писателей?
• Чем отличаются «Петербургские повести» Н. В. Гоголя от его предыдущих произведений?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным.
В декабре 1828 г. он вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. Недавний выпускник Нежинской
гимназии был убеждён, что ему предначертано свыше особое служение на пользу Отечества. Он ехал в Санкт-Петербург «для поднятия труда важного, благородного».
В мечтах он представлял себе «весёлую комнатку окнами на Неву». Его письма родным перед отъездом полны самых радужных надежд. По мере приближения к столице
нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми
овладел восторг. Но вскоре по приезде восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить
петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.
Позже Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не
таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи,
которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали».
126
С этого времени этот город занимает большое место не только в его жизни, но и творчестве. Впервые образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 г. в «Пропавшей
грамоте» и «Ночи перед Рождеством». Образ северной столицы здесь ещё несколько условен и как бы декоративен. Гоголю понадобилось ещё два года прожить
в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей, которые так и назвались «Петербургские повести».
IV. Работа над темой урока
1. Комментарий учителя к циклу «Петербургские повести»
— «Петербургские повести» Н. В. Гоголя — необыкновенная книга: в ней содержится литературный портрет одного из самых таинственных городов мира,
созданный гениальным пером одного из самых загадочных и проницательных писателей. Этот образ создавался постепенно, с середины 1830-х до начала
1840-х гг., и складывался он как бы из отдельных фрагментов: три повести, в которых молодой писатель впервые и с разных сторон заглянул в душу северной
столицы — «Невский проспект», «Портрет» (в первой редакции), и «Записки сумасшедшего»,— были вразброс напечатаны в 1835 г. в гоголев ском сборнике
«Арабески»; «Нос» был опубликован А. С. Пушкиным в третьем томе журнала «Современник» за 1836 г.; затем, в 1842 г. в том же журнале, но уже под редакцией
П. А. Плетнёва, публикуется вторая версия «Портрета»; наконец, в 1842 г. выходит первое собрание сочинений писателя, где автор объединяет в третьем
томе все свои повести, написанные на петербургскую тему, присоединив к ним знаменитую «Шинель», а также «провинциальную» повесть «Коляска» и отрывок «Рим».
Очевидно, географические границы цикла автор нарушил совершенно сознательно: духовная проблематика «Петербургских повестей» имела
отнюдь не только локальное значение, она расширяется до масштабов общероссийских и всемирных.
Основной мотив этих произведений — боль за человека, борьба за его достоинство, поэтому главный вопрос, который волнует писателя,— это судьба простого
человека, оказавшегося один на один перед страшной и полной кричащих противоречий жизнью.
2. Самостоятельное ознакомление учащихся
с памяткой «Жизненные источники создания повести «Шинель»
(раздаточный материал)
Жизненные источники создания повести «Шинель»
(Петербург 1830–1840-х гг.)
«Тишина в нём (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях,
всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах». (Н. В. Гоголь — матери, 30 апреля 1829 г.)
«В… четырёх инстанциях… бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более,— если министр потребует
каких-нибудь справок и объяснений…» (Н. А. Добролюбов «Руководство к наглядному изучению
административного порядка течения бумаг в России»)
«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь
статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку — заболеть… издержки на лекарства и лекарей для него совершенно
невозможны, и ему остается одно средство — умереть». (Н. В. Гоголь — матери, 2 февраля 1830 г.)
3. Сообщения учащихся о возникновении замысла
создания повести «Шинель»
— А теперь давайте присмотримся к «маленькому человеку» Гоголя. О возникновении замысла «Шинели» рассказывает П. В. Анненков в своих воспоминаниях:
«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной
экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями).
В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился,
по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто
в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не
вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все
смеялись анекдоту …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она
заронилась в душу его в тот же самый вечер».
Сопоставьте события реальной истории и сюжет повести.
4. Аналитическая работа
по тексту повести «Шинель»
• Какова главная тема повести «Шинель»?
• Акакий Акакиевич наделён автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель
поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие?
• Мы опять касаемся темы «маленького человека», сквозной для русской литературы. Кого мы называем «маленьким человеком»?
• Какие уже знакомые произведения представляют эту тему?
(«Бедная Лиза» Н. Карамзина, «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Гробовщик» А. С. Пушкина)
• Как эта тема развивается в повести «Шинель»? Каким изображён главный герой повести?
• Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
• Каким увидели героя повести художники-иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали?
Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?
(Обращение к иллюстрациям к повести «Шинель», размещённым на доске.)
П. Боклевский. Акакий Акакиевич
В. Горяев. Акакий Акакиевич Башмачкин
Савва Бродский. Шинель похищена. 1978–1981
5. «Умники и умницы»:
сопоставительный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
и поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
(работа в группах)
Задание.
Тема униженных и оскорблённых, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской
литературе произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Сравните гоголевский Петербург с пушкинским, представленным в поэме «Медный всадник»,
опираясь на вспомогательные вопросы:
• Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»?
• Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру I в описании времяпровождения чиновников в повести Гоголя?
• Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга?
• Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)?
• Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?
• В чём, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?
Предполагаемые ответы учащихся
Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» входит в цикл «Петербургских повестей».
Поэма Пушкина «Медный всадник» тоже имеет подзаголовок «Петербургская повесть». Вряд ли это является простым совпадением, но город этот изображён
писателями по-разному.
У Пушкина в поэме «Медный всадник» мы видим как будто два города: один пышный, величественный — «полнощных стран краса и диво»; другой — город бедных окраин.
Для Акакия Акакиевича существует только Петербург заснеженный, вымороженный, где царствует «сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в
год» — «наш северный мороз», город смрадных и грязных подъездов, жалких трущоб.
Оба писателя сочувствуют своим героям, только Гоголь видит жизнь Акакия Акакиевича как бы изнутри, а у Пушкина взгляд другой — понимающий, внимательный,
но всё-таки взгляд со стороны. Трагедия Евгения вызвана стихийными силами (наводнением), а трагедия Башмачкина предопределена, в её основе безграничное
одиночество «вечного титулярного советника». Во всю свою жизнь он знал только две радости: вдохновенное переписывание («Мало сказать: он служил ревностно,—
нет, он служил с любовью») и «сооружение» новой шинели. Ему не для кого рисковать головой, да и смелым его не назовёшь.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Почему повесть Н. В. Гоголя «Шинель» называют одним из главных произведений в русской литературе?
• Каков Петербург в изображении Н. В. Гоголя?
• Как решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя?
2. Заключительное слово учителя
— Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный
образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения.
Здесь властвует сила чина.
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя — некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы.
Об этом хочет предупредить человечество Гоголь.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».
2. Опережающее задание (1–2 учащихся)
Подготовить сообщение-комментарий к иллюстративному материалу (Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова).
Следующий урок: Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода >>>
|