Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике Н. В. Гоголя «Миргород». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
 
 
 
 
Иллюстрация А. П. Бубнова
к «Повести о том, как поссорился
Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем»
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 25
Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое
начала в сборнике «Миргород»

Цель:

обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, показать сатирическое и эпико-драматическое начала в творчестве писателя на примере сборника повестей «Миргород»; развивать интерес к творчеству Н. В. Гоголя, творческие способности учащихся; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, портрет писателя; выставка книг; сборник повестей Н. В. Гоголя «Миргород»; иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют повести из сборника «Миргород», используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; выполняют исследовательско-аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
«Умники и умницы»

• Угадайте, кто это?

1. В тонком серебряном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. (Русалки, «Майская ночь, или Утопленница»).

2. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире. (Чёрт, «Ночь перед Рождеством»)

3. И все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков — никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб. (Старик-колдун, «Страшная месть»)

4. Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживал и голова, и дьяк. И, к чести её сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. (Солоха, «Ночь перед Рождеством»)

5. У старого Коржа была дочка-красавица, какую, я думаю, вряд ли доставалось вам видывать. Полненькие щёки козачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком… (Андорка, «Вечер накануне Ивана Купала»)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Что есть загадки Гоголя? Вся его жизнь! Но самое загадочное — это творчество Гоголя, имеющее бессчётное количество интерпретаций, отличающихся тем, что почти все они — даже самые взаимоисключающие — верны. Гоголь стал для нас великим, он открыл для нас целую эпоху не только в литературе, но и в истории. Его сатира и смех необходимы всегда. Читая и перечитывая его гениальные произведения, мы ещё раз убеждаемся — они актуальны и нужны нам сегодня так же, как и много лет назад.

О чём и о ком писал Гоголь? О жизни. В своих произведениях он показал живую, яркую картину нравов и характеров своего времени. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя.

«Хитра, как Солоха; жадна, как Коробочка; силён, как Вакула»,— говорим мы. А гоголевских Городничего, Хлестакова и Чичикова, Тараса Бульбу и Акакия Акакиевича — мы воспринимаем не как литературные героев, а как действительно существовавших личностей.

Актуален ли Гоголь и его герои сегодня? Очень точно на этот вопрос ответил литературовед, исследователь творчества Гоголя. И. Золотусский: «Перечитайте “Ревизора”. Оглянитесь вокруг. Вы увидите всех его героев».

Итак, прошу любить и жаловать — бессмертные герои Гоголя.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— В 1835 г. появляется новый сборник произведений писателя — «Миргород», которому автор даёт подзаголовок «Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки”». Тем самым он подчёркивает идейно-художественную связь между двумя сборниками.

Перед читателями Н. В. Гоголя вновь предстают родные писателю места. «Миргород» — это своеобразный сыновний дар Н. В. Гоголя земле своих предков. Но, в отличие от сказочной, мечтательной атмосферы «Вечеров…», в центре произведений нового гоголевского сборника — сложная, противоречивая, а порой и трагическая реальность, в которой всё равно продолжает жить мечта о прекрасном мире и прекрасном человеке.

В произведениях «Миргорода» героическое соседствует с обыденным, великое с ничтожным, а прошлое — с настоящим. Поэтому в сборник были включены, на первый взгляд, совершенно разные повести — такие, как, например, «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Вий». Для самого Н. В. Гоголя это явления одного порядка, ведь, как он сам пишет, «по странному устройству вещей всегда ничтожные причины родили великие события и, наоборот, великие предприятия оканчивались ничтожными следствиями».

Всего четыре повести составляют этот цикл, а до чего различны они по содержанию и героям. Миргород — это не столько конкретный город (хотя и он имеет место быть упомянут). Этим названием автор как бы объединяет все города Малороссии, давая понять, что истории их жителей могли произойти где угодно. И истории эти, несмотря на дальность во времени описанных событий, перекликаются неуловимо с нашим, таким непростым и обычным временем.


2. Исследовательско-аналитическая работа
«По страницам гоголевских повестей…» (в группах)

Задание для групп

1-я группа.

Вспомните свои первые впечатления, чувства, мысли после завершения чтения повести «Старосветские помещики». Дайте общую характеристику главным героям повести.
Что происходит с «миром» старосветских помещиков после их смерти? Как автор относится к своим героям?

2-я группа.
Почему повесть «Тарас Бульба» можно назвать героической?
Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
В. Г. Белинский назвал повесть Н. В. Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова основная идея повести?

3-я группа.
Почему повесть называется именно так: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как нарисован этот образ? Какой художественный приём и эпитеты использует Гоголь для его характеристики?
Почему об Иване Никифоровиче в повести говорится всего лишь «в двух словах»?
Почему, сделав в конце вывод, что герои — «прекрасные люди», автор не поставил восклицательный знак?
Как связаны со всем содержанием повести заключительные слова Гоголя: «Скучно на этом свете, господа!»?

4-я группа.
Как ни в одном из произведений Н. В. Гоголя, в «Вие» ставится проблема страха. Чего же боится автор?
Как ведёт себя Хома, оказавшийся во власти тёмных сил?
В чём видят причину гибели Хомы его приятели? Как автор оценивает эту ситуацию? Найдите подтверждение своей мысли в тексте повести.
Вспомните финалы повестей Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вий». Дайте сопоставительную характеристику кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

5-я группа.
Вы изучили в предыдущих классах повести Н. В. Гоголя из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Чем отличается цикл повестей «Миргород» от цикла «Вечера…»?
Чем объяснить, что писатель включил в сборник «Миргород» такие разные произведения?

Задание общее для групп

• Могли ли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Вий» оказаться в цикле «Вечера…»?

3. Презентация результатов
исследовательско-аналитической работы
представителями групп с обобщением учителя
после выступления каждой группы

Обобщение учителя

1-я группа.

Гоголь писал, что изображение «несовершенства нашей жизни» является главной темой его творчества. Характерна в этом отношении повесть «Старосветские помещики». Писатель отразил в ней распад старого, патриархально-помещичьего быта. С иронией-то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма — рисует он жизнь своих «старичков прошедшего века», бессмысленность их существования.

Гуманистический смысл этой повести многозначен: он выражен и в чувстве глубокой симпатии писателя к своим героям, и в осуждении тех условий общественного бытия, которые сделали их такими, какими они есть. Но та же действительность могла превратить человека в бездушного торгаша, дерущего «последнюю копейку со своих же земляков» и наживающего на этом изрядном деле изрядный капитал. Перо Гоголя обретает бичующую сатирическую силу, когда он от патриархальных старичков переходит к тем «малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал…»

2-я группа.
Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство — Запорожскую Сечь.

Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.

«Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Сечь в повести — это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

3-я группа.
Реалистические и сатирические мотивы гоголевского творчества углубляются в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История глупой тяжбы двух миргородских обывателей осмыслена Гоголем в остро обличительном плане. Поведение обоих героев возбуждает в писателе не мягкую усмешку, но чувство горечи и гнева. Эта резкая замена юмористической тональности с предельной ясностью раскрывает смысл повести. С виду забавный, весёлый «анекдот» превращается в сознании читателя в глубоко драматическую картину действительности. Гоголь как бы хочет сказать: люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, к сожалению, не прихотливая игра писательской фантазии: они действительно существуют, они среди нас.

Своеобразие «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» состоит в том, что здесь наиболее отчётливо и ярко выражен свойственный Гоголю приём сатирической иронии. Повесть является совершенно оригинальной по искусству художественного воплощения. Основной приём юмористически и сатирически обличающего изображения, применяемый здесь Гоголем,— противоречие между отрицательной сущностью изображаемых характеров, явлений, предметов и преувеличенной похвалой их несуществующих достоинств.

4-я группа.
«Вий» — повесть о трагической неустроенности жизни. Вся повесть основана на контрасте: добра и зла, фантастического элемента и реально-бытового, трагического и космического. И в этом красочном многоголосье художественных приёмов, которые так щедро использует Гоголь, отчётливо звучит страстный голос писателя, необыкновенно чуткого к радостям и печалям простого человека, к живой душе народа. Недаром Хома Брут, стоя у гроба панночки и с ужасом узнав в ней ту самую ведьму, которую он убил, «чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетённом народе».

Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека со злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого «пришибёт страх».

5-я группа.
Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»,— таков подзаголовок второго цикла гоголевских повестей «Миргород».

Этот цикл отличался по содержанию и стилю от первого сборника и открывал новый этап в творчестве Гоголя. Романтика и красота уходят из изображения быта и нравов миргородских помещиков. Жизнь человека показана здесь зависящей от мелочных интересов, тут царят корысть и пошлость. В цикле «Миргород» Гоголь вскрыл перед читателем многие социальные противоречия современности.

Быт и нравы миргородских помещиков изображаются без романтики и красоты.

Здесь жизнь человека опутана паутиной мелочных интересов, погрязла в пошлости. Нет в «Миргороде» и простодушного рассказчика — автор сам обнажает перед читателем социальные противоречия современности. Гоголь изображает прозу жизни. Обе части сборника построены на контрасте: героический подвиг в «Тарасе Бульбе» противопоставлен пошлости старосветских «существователей», а трагическая гибель Хомы Брута в «Вие» оттеняет убожество героев «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Исследователи творчества Н. В. Гоголя после его смерти выделили три цикла творчества. Какие? («Вечера…», «Миргород», «Петербургские повести»)

• В чём особенности композиции сборника «Миргород»?

• Как современный читатель определил бы жанр повестей «Страшная месть» и «Вий». Обоснуйте свой ответ.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать изученные в предыдущих классах повести из сборника «Петербургские повести».

2. Опережающее задание
Подготовить сообщение о возникновении замысла создания повести «Шинель».

Следующий урок: Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
Пляска Хомы Брута (сцена 11).
Гелиогравюра-офорт с рисунка М. О. Микешина к «Вию», 1872 г.

Источник: Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века. — М.: Изд. АН СССР, 1952. — Т. 58.

Гоголь Н. В.
Вий

(сайт "Литература")
 
Грибков С. И. «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем». 1864
Масло, холст. 32,5х41,5 см
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В 1864 году за картину «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по повести Н. В. Гоголя Грибкову было присуждено первое место на конкурсе Московского общества любителей художеств.
На картине изображена кульминация ссоры двух приятелей. «Вся группа представляла сильную картину: Иван Никифорович, стоявший посреди комнаты в полной красоте своей без всякого украшения! Баба, разинувшая рот и выразившая на лице самую бессмысленную, исполненную страха мину! Иван Иванович с поднятою вверх рукою, как изображались римские трибуны! Это была необыкновенная минута! спектакль великолепный! И между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил пальцем свой нос.» (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, гл. II)

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика