«Невский проспект» Н. В. Гоголя. Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
Гоголь Н. В.
Невский проспект

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 27
Н. В. Гоголь. «Невский проспект».
Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Цель:

ввести учащихся в художественный мир «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; помочь «увидеть» образ Петербурга; обучать умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; совершенствовать умение работать с эпизодами художественного произведения (анализ); развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет писателя, иллюстрации к повести, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о своеобразии художественного мира «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; принимают участие в беседе; выполняют анализ эпизода художественного произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Умники и умницы»: сопоставительная работа в парах
с аргументацией своего мнения Задание.


Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».
Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.

«Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они» (Г. Гуковский).

«В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести» (B. Ермилов).

«…Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий… Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках…» (Г. Макогоненко)

«…Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков» (C. Машинский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провёл в Петербурге. Приехал он в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 г., а покинул его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 г. Н. В. Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по отзыву В. Г. Белинского.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал,— разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года.— Я его воображал красивее и великолепнее».

«Трудно охватить общее выражение Петербурга»,— писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836 года»,— потому что в городе этом царит разобщение: «как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел, во всю дорогу закрывшись, и вошёл в общую залу потому только, что не было другого места. Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом».

Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся мир своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект.

И сегодня на уроке мы совершим с вами экскурсию по «гоголевскому» Петербургу, в центре нашего внимания — Невский проспект — «всеобщая коммуникация Петербурга».

IV. Работа над темой урока

1. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстративным материалом
(Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова)
с комментариями заранее подготовленных учащихся

Примерные комментарии

К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца ХVIII — начала XIX вв. — К. И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова, Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный вид», который воспел А. С. Пушкин.

«Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н. В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались. Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с городом, Невский, его главная коммуникация, в начале XIX в. окончательно утверждается как парадная часть Петербурга, как излюбленное место гуляний его жителей.

Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама крепостного художника Василия Семёновича Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 г. приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи.

Отличительная черта художника — способность видеть Петербург не только в изысканных линиях его строгой архитектуры, но и в живой жизни шумных улиц, в криках разносчиков и фонарщиков, в движении разноликой толпы и экипажей.







Известно, что в 1836 г. Н. В. Гоголь послал эти изображения проспекта своей матери на Украину.

2. Объяснение учителя

— Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А. С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали и Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города.

Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё».

Главная улица Николаевской империи была воспринята Н. В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» — восклицает писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — восклицал он. Внешнее великолепие проспекта не заслонило от острого взгляда писателя противоречий «во всякое время» заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой, лакейской толпы».

Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту.

3. Выборочное чтение учащимися
эпизода из повести «Невский проспект»

(от начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку») с последующим анализом

4. Словарная работа (обращение к записи на доске)

• Каково лексическое значение представленных слов и выражений: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага,, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живёт на фуфу?

5. Ознакомление с памяткой
«Анализ эпизода художественного произведения»

(раздаточный материал)

Анализ эпизода художественного произведения

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т. п. Но анализ эпизода — это ещё и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.

Необходимо:

• установить границы эпизода;
• определить основное содержание эпизода и участвующих в нём персонажей;
• проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;
• рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;
• проследить логику развития авторской мысли;
• отметить художественные средства, которые создают эмоциональную атмосферу эпизода;
• показать роль этого эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

Главная опасность — замена анализа (анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!

Анализ эпизода — это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова «роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”», «Роль диалогов-споров в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому.

Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что её формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения. Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше — и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез — то, во имя чего выполняется этот анализ: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.

6. Анализ эпизода (аналитическая беседа)

• Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
• Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
• Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
• Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
• Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
• Какова функция этого эпизода во всей повести?

7. Обобщение учителя

— Петербург предстаёт перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

И всё-таки, несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, всё же между ними не создаётся ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их,— место встречи,— Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе…».

Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект — парадная часть города — представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть теснит целое.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)

Задание.


Изобразите в схеме или краткой записи ваше представление о том, что составляет идейную суть повести «Невский проспект».

Комментарий.

Каждая группа представляет свои варианты ответа, после чего происходит обобщение и подведение итогов. Учащиеся отмечают, что образ Невского проспекта разрастается и превращается в символический образ Петербурга, а Петербург — это зеркало, в котором отражается Россия.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…” Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?».

2. Подготовиться к аналитической работе над образами Пискарёва и Пирогова.

Следующий урок: Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика