Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»
Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»
Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»
Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести
Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»
Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского
Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя
УРОК 27
Н. В. Гоголь. «Невский проспект».
Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
Цель: ввести учащихся в художественный мир «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; помочь «увидеть» образ Петербурга; обучать умению давать
читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; совершенствовать умение работать с эпизодами художественного
произведения (анализ); развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно
воспитывать учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, портрет писателя, иллюстрации к повести, открытки с изображением современного Петербурга; слайды
с изображением Невского проспекта.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о своеобразии художественного мира «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; принимают
участие в беседе; выполняют анализ эпизода художественного произведения.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
«Умники и умницы»: сопоставительная работа в парах
с аргументацией своего мнения
Задание.
Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».
Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.
«Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они» (Г. Гуковский).
«В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести» (B. Ермилов).
«…Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий… Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках…» (Г. Макогоненко)
«…Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков» (C. Машинский).
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провёл в Петербурге. Приехал он в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 г., а покинул
его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 г. Н. В. Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по
отзыву В. Г. Белинского.
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал,— разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года.— Я его воображал красивее и великолепнее».
«Трудно охватить общее выражение Петербурга»,— писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836 года»,— потому что в городе этом царит разобщение:
«как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел, во всю дорогу закрывшись, и вошёл в общую залу потому только, что не
было другого места. Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом».
Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских
художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся мир своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект.
И сегодня на уроке мы совершим с вами экскурсию по «гоголевскому» Петербургу, в центре нашего внимания — Невский проспект — «всеобщая коммуникация Петербурга».
IV. Работа над темой урока
1. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстративным материалом
(Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова) с комментариями
заранее подготовленных учащихся
Примерные комментарии
К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца
ХVIII — начала XIX вв. — К. И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова, Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный
вид», который воспел А. С. Пушкин.
«Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н. В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали
о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались. Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с городом, Невский,
его главная коммуникация, в начале XIX в. окончательно утверждается как парадная часть Петербурга, как излюбленное место гуляний его жителей.
Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама
крепостного художника Василия Семёновича Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 г. приобрела огромную популярность. Её покупали и для
украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, фигур (портретов жителей проспекта) сделали
эту панораму ценнейшим документом эпохи.
Отличительная черта художника — способность видеть Петербург не только в изысканных линиях его строгой архитектуры, но и в живой жизни шумных улиц,
в криках разносчиков и фонарщиков, в движении разноликой толпы и экипажей.
Известно, что в 1836 г. Н. В. Гоголь послал эти изображения проспекта своей матери на Украину.
2. Объяснение учителя
— Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А. С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали
и Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос»,
«Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города.
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет
всё».
Главная улица Николаевской империи была воспринята Н. В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего
лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» — восклицает
писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — восклицал он. Внешнее
великолепие проспекта не заслонило от острого взгляда писателя противоречий «во всякое время» заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой,
лакейской толпы».
Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту.
3. Выборочное чтение учащимися
эпизода из повести «Невский проспект»
(от начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими
целою толпою и обыкновенно под руку») с последующим анализом
4. Словарная работа (обращение к записи на доске)
• Каково лексическое значение представленных слов и выражений: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая
бумага,, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы,
агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живёт на фуфу?
5. Ознакомление с памяткой
«Анализ эпизода художественного произведения»
(раздаточный материал)
Анализ эпизода художественного произведения
Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т. п. Но анализ эпизода
— это ещё и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.
Необходимо:
• установить границы эпизода;
• определить основное содержание эпизода и участвующих в нём персонажей;
• проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;
• рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;
• проследить логику развития авторской мысли;
• отметить художественные средства, которые создают эмоциональную атмосферу эпизода;
• показать роль этого эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.
Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения
в целом отражается в каждой его части.
Главная опасность — замена анализа (анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!
Анализ эпизода — это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова
«роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”», «Роль диалогов-споров в романе И. С. Тургенева
“Отцы и дети”». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому.
Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что её формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения.
Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем
зорче взгляд исследователя, тем лучше — и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез — то, во имя чего выполняется этот
анализ: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.
6. Анализ эпизода (аналитическая беседа)
• Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств
и художественных деталей?
• Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
• Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
• Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
• Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
• Какова функция этого эпизода во всей повести?
7. Обобщение учителя
— Петербург предстаёт перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой,
«одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение
дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры
встречаются на Невском проспекте!».
И всё-таки, несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, всё же между ними не создаётся ощущения общности, целостности.
Единственное, что объединяет их,— место встречи,— Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски
без смысла, без толку смешал вместе…».
Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей.
Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект —
парадная часть города — представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть теснит целое.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
(работа в группах)
Задание.
Изобразите в схеме или краткой записи ваше представление о том, что составляет идейную суть повести «Невский проспект».
Комментарий.
Каждая группа представляет свои варианты ответа, после чего происходит обобщение и подведение итогов. Учащиеся отмечают, что образ
Невского проспекта разрастается и превращается в символический образ Петербурга, а Петербург — это зеркало, в котором отражается Россия.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…” Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?».
2. Подготовиться к аналитической работе над образами Пискарёва и Пирогова.
Следующий урок: Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести >>>
|