Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»
Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти
Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе
Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»
УРОК 37
И. А. ГОНЧАРОВ.
РОМАН «ОБЛОМОВ» В РУССКОЙ КРИТИКЕ.
«ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА ?»
Цель:
учить учащихся анализировать противоречивость оценок литературных критиков романа «Обломов», сопоставлять
оценки критиков со своим восприятием романа, строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой
на теоретико-литературные знания; совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним
или с несколькими источниками информации; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.
Оборудование:
раздаточный материал, тексты критических статей, иллюстративный материал.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа; строят ответ на
вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками
информации; принимают участие в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Роман «Обломов», который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема,
и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала название роману.
В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова «Обломов» был
осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в «Современнике»
появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова».
Характерны названия статей. Название дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт
статьям своих названий, все они лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об Испании” В. П. Боткина»,
«“Сочинения” В. Г. Белинского» и т. д. Добролюбов же уже в названиях своих
статей выявляет их главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль: «Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».
Однако если Дружинин как бы следует за романом Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет нечто, заложенное в самом романе,
а не навязанное ему извне: как известно, слово «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более того, сам Гончаров
колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина». Дружинин, в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое обломовщина?».
И оба они опираются на роман.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Интересно, что оба критика поначалу берутся определить художественную манеру писателя, и оба видят её в предельно объективном изображении, по
сути, повторяя Белинского, который более чем за двадцать лет до этого усмотрел в художественности как таковой отличительную особенность Гончарова-писателя.
«Автор “Обломова”,— писал Дружинин,— есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по целости того, что им сделано». Подобно
этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не даёт и, по-видимому, не хочет дать
никаких выводов. «Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлечённой философии, а прямою целью сама по себе». «Гончаров является
перед нами, прежде всего, художником… объективное творчество его не смущается никакими предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким
исключительным симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно»,— пишет Добролюбов.
Оба критика, проявив большое художественное чутьё, точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа в частности.
Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, оба во многом разошлись. И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила их писать
не столько по-разному, сколько о разном.
Добролюбов рассмотрел социальные корни обломовщины, то есть, прежде всего, крепостное право, и указал на тип Обломова и обломовщины как на новое
слово общественного развития, «знамение времени». Естественно, что и сам барин Обломов получил у него достаточно жёсткую оценку. Хотя не нужно думать,
что к уяснению барства Обломова и сводится смысл добролюбовской статьи. Недаром он пишет: «Это коренной, народный наш тип». И в другом месте: «Обломов не тупая,
апатическая натура, без стремлений и чувств».
Дружинин же рассмотрел обломовщину как явление, «корни которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и обломовщина: эти слова
недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда
укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов
и подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как
будто в тумане»,— пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гончарова, который так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только
в её негативных чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз,— о её
жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».
2. Сопоставительный анализ критических оценок романа «Обломов»
И. А. Гончарова «Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова»
(работа в парах с раздаточным материалом)
Задание
• Как определяют литературные критики специфику проблематики романа?
• Как трактуется в статьях образ Обломова?
• В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и А. В. Дружинина в оценке романа «Обломов»?
• Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?
Карточка № 1
Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не
умрёт в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей
вероятности, из литературы оно проникнет в язык и войдёт во всеобщее употребление. Посмотрим, в чём же состоит эта обломовщина.
Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений: он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству,
к бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже
прихотям; он провёл детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков
лет полною умственной дремотою… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно…
(В. И. Писарев «Илья Ильич Обломов. Обломовщина»)
Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…
…Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных привычек, а от других — развила в нём апатическую неподвижность и повергла в
жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим
обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.
(Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»).
Карточка № 2
…Обломов — единственный человек в романе, единственный, чьё существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его
больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха», приобретёт конкретный, определённый статус… Гладкому, «мраморному» Обломову нечем
зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он — просто человек.
(П. Вайль, А. Генис «Обломов и “Другие”»).
Карточка № 3
…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь — и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её леность отгоняла
растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед
теми сокровищами, что перед ней открылись…
(А. В. Дружинин «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова»)
«Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный
и невременный в настоящей публике.
(Л. Н. Толстой. Из письма А. В. Дружинину 16 апреля 1859 г.).
Карточка № 4
В этом романе разрешается обширная общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только
при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под
влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы
настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нём выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью,
а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями.
(Д. И. Писарев. «Роман И. А. Гончарова “Обломов”»).
3. Коллективная работа по составлению обобщающей таблицы «Обломовщина как ведущая тема романа»
(запись на доске и в тетрадях)
Таблица
Обломовщина как ведущая тема романа |
Что такое обломовщина? |
•Драма умственного и нравственного развития героя,
•изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки;
•через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними |
Истоки обломовщины |
Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства |
Обломовщина как способ типизации |
Автор создаёт типичные конкретно-исторические характеры,
воплощающие черты определённой социальной среды, раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты
Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. |
Обломовщина как знамение времени, её основные признаки |
«Обломовщина» — проблема не одного человека, а знамение
времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:
•апатия и лень;
•малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешённости;
•закрытость от реальной жизни;
•желание оградить, уберечь от возможных проблем |
Вывод. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную
ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не
дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион»,— скажет герой Штольцу и будет прав.
Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? |
|