|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество
Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта
Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»
Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»
Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы
Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»
УРОК 38
А. Н. ОСТРОВСКИЙ:
СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ,
ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Цель:
ознакомить учащихся с судьбой, личностью, литературно-театральным творчеством А. Н. Островского; вызвать
интерес к личности и творчеству писателя; показать роль писателя в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра; формировать личность,
способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет А. Н. Островского кисти В. Г. Перова, таблицы, выставка произведений А. Н.
Островского, иллюстративный материал по теме урока; словарь к пьесам А. Н. Островского.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о судьбе и литературно-театральном творчестве А. Н. Островского, о его роли в становлении
и развитии русского реалистического театра; принимают участие в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Вводная беседа — «погружение» в тему урока
• Знакомы ли вы с произведениями А. Н. Островского?
• Когда вы познакомились с его произведениями впервые?
• Что вы знаете о нём самом?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Александр Николаевич Островский — явление необычное в русской классической литературе. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства
и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как
В. Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании,
Ж. Б. Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Ф. Шиллер в Германии.
Всмотритесь в портрет А. Н. Островского, написанный В. Г. Перовым. Когда Василий Григорьевич писал портрет Островского, он, возможно, не желал ничего более,
чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант Перова-психолога и стремление к неподслащённой правде сделали этот портрет чем-то
куда более значительным.
«Художник не льстит Островскому ни в чём. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причёсывает, не заставляет принять «величественную» позу,
не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берёт Островского таким,
какой он есть — в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой,— и открывает вдруг зрителю лицо,
полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, всё понимающих светлых глаз»,— писал в книге «Лицо времени» искусствовед
Леонид Волынский. Кажется на кого-кого, а уж на рыцаря этот человек вовсе не похож! А ведь именно так — «рыцарь театра» — называли
современники Александра Николаевича ещё при жизни.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Н. Островского
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества А. Н. Островского.)
• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?
Хронологическая таблица жизни и творчества А. Н. Островского |
Дата |
Событие |
1823 г., 31 марта (12 апреля) |
Родился в Москве в семье чиновника московских департаментов
Сената Николая Фёдоровича Островского и его супруги Любови Ивановны |
1831 г. |
Смерть матери А. Н. Островского |
1835 г. |
Поступление в третий класс 1-й Московской гимназии |
1840 г. |
Поступление на юридический факультет Московского университета |
1843 г. |
А. Н. Островский оставляет университет, определён на службу
в Московский совестный суд |
1847 г. |
Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С. П. Шевырева,
первый успех |
1850 г. |
Опубликована пьеса «Свои люди — сочтёмся!» в № 6 журнала «Москвитянин» |
1851 г. |
Образована «молодая редакция» «Москвитянина» |
1853 г. |
Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» —
первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре. |
1853 г. |
Смерть отца |
1853 г. |
Пьеса «Бедность не порок» |
1854 г. |
Драма «Не так живи, как хочется» |
1856 г. |
Сотрудничество с журналом «Современник» |
1860 г. |
Опубликована пьеса «Гроза» в № 1 журнала «Библиотека для чтения» |
1865 г. |
Опубликована комедия «Воевода» в № 1 журнала «Современник» |
1865 г. |
Утверждён устав Московского артистического кружка (А. Н. Островский,
В. Ф. Одоевский, Н. Г. Рубинштейн) |
1865 г. |
Опубликована пьеса «На бойком месте» № 9 журнала «Современник». Открытие
Артистического кружка. В декабре А. Н. Островский избран его старшиной |
1868 г. |
Опубликована комедия «На всякого мудреца довольно простоты»
в № 11 журнала «Отечественные записки» |
1869 г. |
Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой) |
1870 г. |
По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических
писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов |
1873 г. |
|
1874 г. |
А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества
русских драматических писателей и оперных композиторов |
1879 г. |
Опубликована драма «Бесприданница» в № 5 журнала «Отечественные записки» |
1880 г. |
Опубликована комедия «Сердце не камень» в № 1 журнала «Отечественные записки» |
1880 г. |
Участие в пушкинских торжествах. «Застольное слово о Пушкине» |
1882 г. |
Опубликована комедия «Таланты и поклонники» в № 1 журнала
«Отечественные записки» |
1882 г. |
Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой
деятельности |
1884 г. |
Опубликована драма «Без вины виноватые» в № 1 журнала «Отечественные записки» |
1886 г., 2 (14) июня |
Умер, похоронен на кладбище в Николо-Бережках около Щёлыково |
2. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют опорную таблицу «Периоды творчества А. Н. Островского».)
Примерная таблица «Периодизация творчества А. Н. Островского» |
I период |
II период |
III период |
IV период |
Ранний
1847–1851 гг.
Ищет свой творческий путь, пишет
в духе натуральной
школы «Банкрот»,
«Свои люди — сочтёмся» |
«Москвитянский»
1852–1855 гг.
Сближение с редакцией «Москвитянина», идеи славянофильства «Бедность не порок», «Не в свои сани не
садись», «Не так живи, как хочется» |
Предреформенный
1856–1860 гг.
Тесная дружба с редакцией «Современника», революционно-демократические настроения «В чужом пиру похмелье», «Доходное
место», «Воспитанница», «Гроза» — вершина творчества |
Пореформенный
1861–1886 гг.
Написано большинство произведений: 1) комедии, изображающие жизнь купечества; 2) исторические пьесы;
3) сатирические комедии; 4) психологические драмы |
|
В творчестве А. Н. Островского можно выделить несколько периодов:
• ранний: 1847–1851 гг. — А. Н. Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. Широкую
известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся»). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова,
коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, пóзднее
прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором
семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались,
в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих
действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды;
• «москвитянский»: 1852–1855 гг. — А. Н. Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создаёт
комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». В этих пьесах драматург попытался отразить поэзию народного
быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя
высокое с комическим»,— писал он в «москвитянский» период.
• предреформенный: 1856–1860 гг. Окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А. Н. Островского-драматурга.
Высшее достижение — драма «Гроза». Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической
глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны
(Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для
театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве») складывается
из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести;
• пореформенный: 1861–1886 гг. — происходит расширение тематики и проблематики произведений Островского, усложняются художественные приёмы. В это время
появляются: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница». Драматург в
названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры.
Таким образом, Островский идёт по пути, соотносимому с путями современной
ему русской реалистической прозы,— пути всё более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.
3. Сообщение учащегося «Это интересно!»
— А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, а и создателем
русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург
являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. Многие его произведения
были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится искромётная комедия
Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс»,
блестяще снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино»
(Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме “Анна”» (2005, сценарий Г. Данелия
и Р. Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Л. Казарновская).
4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)
• Найдите в словаре к пьесам А. Н. Островского следующие слова: герой, простак, резонёр, любовник, трагик, комик, злодей, благородный отец, гранддам, кокет,
инженю, травести, старуха. Как одним словом можно объединить эти слова в одно понятие? О какой традиции классического театра они
говорят? Сохранилась ли эта традиция в современном театре? «Распределите» роли, пользуясь списком действующих лиц одной из пьес А. Н. Островского.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Какие новые факты из биографии А. Н. Островского вы узнали?
• Можно ли произведения А. Н. Островского называть «пьесами жизни»?
• Современны ли темы произведений А. Н. Островского сегодня?
• Какую роль в творческой судьбе Островского сыграло биографическое обстоятельство — жизнь в Замоскворечье?
• В чём заключалась новизна ранних пьес Островского — в интриге или в изображении героев? Каковы основные особенности его поэтики?
2. Заключительное слово учителя
— Творчество А. Н. Островского на протяжении полутора столетий осмысливали талантливые критики и исследователи литературы и театра.
В третьем тысячелетии интерес к сочинениям «русского Шекспира» заметно возрастает, театры вновь обращаются к пьесам прославленного драматурга
XIX в., а значит, находят в них актуальные проблемы и для нашего времени.
Однако каждый исторический момент вносит новое в понимание культурного наследия прошлого. В настоящей работе рассматривается творчество драматурга, связанное
с театральной деятельностью, особое внимание уделяется пьесам, проблематикой которых становится искусство.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать пьесу А. Н. Островского «Гроза».
2. Подготовиться к аналитической работе в группах на темы: «История создания пьесы», «Смысл названия пьесы “Гроза”», «Система действующих лиц
пьесы», «Особенности раскрытия характеров героев».
3. Опережающее задание
Подготовить сообщение «Книга, называемая “Домострой”».
Следующий урок: А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — Москва.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
|
|
|
Из дневника Дружинина:
"Среда 1856, 15 февраля. Утром по плану Толстого сошлись у Левицкого я, Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров, а перед нами Ковалевский.
Сняли фотографиями наши лица. Утро в павильоне фотографическом, под кровлей, имело нечто интересное. Пересматривали портреты свои и чужие, смеялись, беседовали
и убивали время. Общая группа долго не давалась, наконец удалась по желанию".
И вот он, этот знаменитый, оставшийся на века снимок шести писателей: свободно и просто сидит, сложа руки на коленях, Тургенев, чуть позирует, закинув ногу
за ногу, с цепочкой часов у жилетного кармана под небрежно расстегнутым фраком Дружинин, величаво откинулся и подпер рукой голову Гончаров, только что
назначенный цензором; чуть сзади стоят молодые литераторы - Толстой, еще в офицерских погонах и кителе, и совсем моложавый, щуплый, как кузнечик, франтоватый
Григорович.
А с правого краю сидит и наш Островский. Слишком полон, солиден для своих тридцати трех лет и по-московски неловок. В новеньких ботинках, фрак застегнут на
все пуговицы и сморщился в гармошку, рука положена на спинку кресла Дружинина - видно, так велел фотограф, лицо слишком напряженное и смотрит неизвестно куда -
мимо объектива... И все же снимок на редкость удачный.
Источник: Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. 2-е изд., испр. и дол. - М.: Искусство, 1982.
Серия "Жизнь в искусстве". См. подробнее: "Групповая фотография". Глава из В.Я.Лакшина "Островский Александр Николаевич" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|