Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 17. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений

Урок 18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 18
Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…»
как выражение мироощущения поэта

Цель:

обобщить знания учащихся о философских мотивах в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»; проанализировать композицию стихотворения, определить его специфику; развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
портрет М. Ю. Лермонтова, текст стихотворения, иллюстративный материал по теме урока, фото-иллюстрации музея-усадьбы Тарханы.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

Как и всякий настоящий, а тем более
великий поэт, Лермонтов исповедовался
в своей поэзии, и, перелистывая томики
его сочинений, мы можем прочесть
историю его души и понять его как
поэта и человека.
И. Л. Андроников


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Чтение наизусть стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
(несколько учащихся)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В литературном процессе всё оказывается так или иначе связанным между собой. Нет поэта или писателя, который возник бы на «голом месте», всякий поэт является в большей или меньшей степени наследником предшествующей культуры. И он же, особенно если он большой писатель, открывает в литературе новое и тем самым содействует её развитию.

Так было и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он явился прямым наследником А. С. Пушкина и поэтов-декабристов. В своём творчестве он развивал их идеи, продолжал их по-своему, выражая свой особенный взгляд на жизнь, открывая новые возможности для поэзии.

Стихотворение «Смерть поэта» положило началу целому циклу лермонтовских произведений зрелого периода, обличающих существующие формы жизни, светское общество.

Одно из самых известных произведений этого цикла — стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…». Многие критики оценивают стихотворение как одно из самых значительных, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта».

Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как его поэзия — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой. Эпиграфом урока являются слова И. Л. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта (обращение к эпиграфу урока запись на доске).

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— В зрелой лирике Лермонтова отчётливы мотивы одинокого странничества, душевной опустошённости, тоскливого отчаяния, сомнения в идеалах («И скучно, и грустно» (1840), «На севере диком…» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841), «Они любили друг друга так долго и нежно…» (1841) и др.) — и это неоднократно давало повод для однозначных выводов о пессимизме и скептицизме Лермонтова как основе его мировосприятия.

Стихи поэта, по определению Белинского, поражали душу читателя «безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Грусть разрывала, но не убивала сильную душу. Современники, которые прошли вместе с Лермонтовым через сокрушительную тоску, отчаяние и «благородное негодование», хорошо различали в его творчестве семена глубокой веры в жизнь и людей.

Сложность взаимодействия между силами притяжения и отталкивания в мироощущении поэта, между его элегическим и «железным» стихом особенно ощутима в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840). Тема суетного света переплетается здесь с возникающей в воспоминаниях темой родного дома, родной природы. Это и есть поэзия, где «вере тёплой опыт хладный противоречит каждый миг…» («Исповедь»).

В этом противоречии — истоки новой, обострённой потребности поэта в высших нравственных ценностях.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…»

1) Сообщение об истории создания стихотворения

У ч е н и к.
Это стихотворение в основе своей имеет реальный факт. По свидетельствам современников, оно написано после посещения Лермонтовым маскарада в ночь с 1 на 2 января 1840 г. в Дворянском собрании в Петербурге.

И. С. Тургенев вспоминает, что поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,— продолжает Тургенев,— что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…

В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных тёмных глаз. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба».

Стихотворение начинается словами «Как часто пёстрою толпою окружён…», собственного название не имеет. Над ним стоит лишь обозначение точной даты написания — 1 января. Стихотворение относится к тому разряду лирики, который получил наименование «стихов на случай»: здесь реальная, жизненная ситуация, пережитое поэтом становится основой поэтического создания и позволяет автору высказать свой взгляд на вещи, свою боль, своё негодование и любовь.

Опубликование повлекло новые гонения на поэта, совсем недавно «прощённого»:
«Сам факт публикации стихотворения способствовал усилению неприязни к Лермонтову со стороны придворных кругов. Существует версия, что на одном из маскарадов Лермонтов весьма резко ответил кому-то из членов императорской фамилии (есть предположение, что это была императрица, скрывшая лицо маской). В литературе о Лермонтове точно не установлено, кто именно скрывался под маской. Не установлено также и место проведения маскарада, о котором говорится в стихотворении…» (А. Песков)

2) «В Литературной гостиной»:
выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»

3) Аналитическая беседа


• Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
• Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?
• Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?
• Какими предстают мир реальный и мир мечты в произведении?
• Обратите внимание на соотношение частей, в которых описаны эти два мира. Как в композиции стихотворения отражается авторское отношение к каждому из них?
• Какие настроения чередуются в этом стихотворении?
• Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чём конфликт?
• Каким пафосом проникнуты финальные строки стихотворения?

4) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)


• Можно ли утверждать, что данное стихотворение созвучно знакомому вам с 9-го класса произведению Дж. Г. Байрона «Хочу я быть ребёнком вольным…»? Аргументируйте своё мнение.

• Согласны ли вы с тем, что в основе стихотворения — антитеза? Аргументируйте свой ответ.

5) Обобщение учителя

— На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось лишь поводом для написания стихотворения. Как и в стихотворении «Смерть поэта», здесь сатирические мотивы соседствуют с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пёстрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей».

Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Когда-то здесь поэт думал «об ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня».

Уход от тягостной современности в прекрасное прошлое — тема в русской поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х гг. В отличие от романтиков, идеализировавших прошлое, Лермонтов убеждён в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее, самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей…»

3. «Под сенью дружных муз…»:
сопоставительная работа документальных воспоминаний поэта,
поэтического текста и фото-иллюстраций

У ч и т е л ь.
Он вырос в центре России. Край лермонтовского детства — Тарханы. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается теперь лермонтовский музей, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж и через две лермонтовские комнаты выйти на большой балкон — и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом лёг в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна. Самый роскошный вид на Большой пруд и на село открывался со стороны барской усадьбы. Все окна этих комнат обращены на запад, на пруд и село.

Село Тарханы Пензенской губернии — его дом, очаг, малая родина. Он вспомнит об этих местах тогда, когда вокруг будет всё враждебное и чужое. Вспомнит точно, почти документально. Вот описание Тархан: «…на восточной окраине находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речка Милорайка. По её руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трёх сторон. На восточном берегу Милорайки два сада — Средний и Дальний с декоративными участками, на западном берегу — Круглый, соединённый липовой аллеей с дубовой рощей».

И то же самое мы находим в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…». Это «царство дивное» он старательно оберегал. Память о родных местах укрепляла его силу в единоборстве с «миром холодным». Чтобы в этом убедиться, прочтём ещё раз написанное за полтора года до гибели стихотворение, в котором Тарханы противопоставлены аристократической столице: «Как часто пёстрою толпою окружён…».

Задание.
Сравните воспоминания поэта, фотоизображение села Тарханы с его описанием в стихотворении. Что их объединяет?



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Личность М. Ю. Лермонтова до сих пор остаётся загадкой. Каким он был?

Как его образ отразился в лирике? С самых ранних лет — неотступное чувство собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над судьбой и душой; феноменально раннее развитие бушующего, раскалённого воображения и мощного, холодного ума; пронизывающий насквозь человеческую душу суровый и зоркий взор; глубокая религиозность натуры, переключающая даже сомнение из плана философских суждений в план богоборческого бунта; высшая степень художественной одарённости при строжайшей взыскательности к себе, понуждающей отбирать для публикации только шедевры. Оборвалась недовершённой миссия того, кто должен был создать со временем нечто, превосходящее размером и значением догадки нашего ума,— нечто и в самом деле титаническое.

VI. Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…».

2. Творческое задание (по выбору учащихся).
Написать эссе (миниатюру) «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве».

3. Опережающее задание (в группах)
Подготовить «Литературные визитки» на предложенные темы и выразительное чтение стихотворений:
• 1-я группа — «“Мои обманчивые сны…”: Михаил Лермонтов и Екатерина Сушкова»;
• 2-я группа — «“Такой любви нельзя не верить…”: Михаил Лермонтов и Наталия Иванова»;
• 3-я группа — «“Люблю, люблю одну!”: Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина».

Следующий урок: Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Тарханы. Общий вид усадьбы.  В.К.Куинджи с работы Н.Гарднера 1881 г.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика