Урок 91. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография
Ивана Флягина
Урок 92. Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств.
Нравственный смысл рассказа
Урок 93. Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова:
диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
УРОК 91
Н. С. ЛЕСКОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»: ПОЭТИКА НАЗВАНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
ВНЕШНЯЯ И ДУХОВНАЯ БИОГРАФИЯ ИВАНА ФЛЯГИНА
Цель:
создать у учащихся целостное представление о личности и творчестве писателя; проанализировать особенности языка, стиля произведений Н. С. Лескова; рассмотреть
основные проблемы произведений художника слова; раскрыть особенности русского национального характера; развивать
логическое мышление, языковое чутьё; формировать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову.
Оборудование:
учебник, портрет Н. С. Лескова, текст повести «Очарованный странник», раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. С. Лескова; составляют тезисы объяснения учителя; рассказывают
о поэтике названия, особенностях жанра повести «Очарованный странник»; рассматривают внешнюю и духовную биографию Ивана Флягина; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа
• Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее.
• А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— «Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно» — так на склоне лет писал Н. С. Лесков. Он жил, всем сердцем своим стремясь «служить
родине словом правды и истины», искать лишь правду жизни, давая всякой картине, говоря его словами, «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое
его произведение — это художественно развёрнутый факт жизни, художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы
незримо соотносящая, связывающая эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.
В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: «Лесков — писатель будущего, и его
жизнь в литературе глубоко поучительна». Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряжённых идейных исканий. Одухотворённый великой
любовью к своему народу, он стремился, говоря словами Максима Горького, «ободрить, воодушевить Русь». В рассказах и повестях
Н. С. Лескова, словно заново рождённые, возникали почти неизведанные области
жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и «отходящая самодурная Русь», и современная ему действительность.
Тридцать пять лет служил Н. С. Лесков литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он всю жизнь был глубоко демократичным писателем и подлинным
гуманистом. Всегда выступал в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за свободу ума и совести, воспринимая личность как
единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своём художественном
исследовании прошлого и настоящего Н. С. Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного,
что мы просто обязаны по достоинству оценить литературный подвиг писателя…
В настоящее время интерес к творческому наследию Н. С. Лескова резко возрос, значительное количество учёных в России и за рубежом изучают его произведения.
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. С. Лескова
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
Хронологическая таблица жизни и творчества
Н. С. Лескова |
Дата |
Событие |
1831–1847 гг. |
Детские годы в деревне |
1849–1857 гг. |
Киев. Служба в казённой палате |
1857–1860 гг. |
Работа агентом коммерческой фирмы |
1860-е г. |
Начало литературной деятельности, переезд в Петербург |
1870-е г. |
Расцвет творчества |
1880–1889 гг. |
Сатирические произведения последних лет жизни |
1890–1895 гг. |
Легенды о праведниках |
|
2. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Лесков вступил на писательскую стезю в 1860-е г., будучи уже зрелым, сформировавшимся человеком с большим жизненным опытом и огромным запасом житейских наблюдений.
Не завершив образования в орловской гимназии, свои университеты будущий писатель постигал «самоучкой».
В литературе он выступил прежде всего как публицист. Он сотрудничал в разных периодических изданиях Москвы и Петербурга, и уже его первые публикации привлекли
внимание читателей актуальной проблематикой, живой достоверностью и объёмностью знаний, честной авторской позицией, искренней интонацией. Стремясь, по
его словам, «пролить в массы свет разумения», Лесков-публицист-просветитель поднимал множество тем: «Торговая кабала», «Вопрос об искоренении пьянства
в рабочем классе», «Русские женщины и эмансипация», «Как относятся взгляды некоторых просветителей к народному просвещению», «Русские люди, состоящие “не у дел”»
и др.
В своих заметках, статьях, очерках, многие из которых и сегодня воспринимаются как остроактуальные, автор не просто высказывал
собственное мнение по животрепещущим социально-экономическим, политическим, культурным вопросам, но и обращался к самой сути жизни России, ни на
минуту не забывая об ответственной позиции «глашатая истины», призванного к активной борьбе со злом, произволом, деспотизмом, невежеством, косностью,
коррупцией и другими пороками.
Праведники, которых Лесков разыскивал на протяжении всего творческого пути и среди священников, и среди мирян — среди всех сословий и социальных
групп российского общества,— давали повод для оптимизма, для оправдания Руси.
В последние годы жизни писатель обращается к обличительному, остро сатирическому изображению жизни. Россия — страна, где человека постоянно
подстерегают метаморфозы, сюрпризы и внезапности: «что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный».
До конца дней Лесков оставался и писателем-экспериментатором. Новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» предполагали и
стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык XVIII в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного»),
владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз»), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза»), умевшим писать и изысканно просто (рассказ
«Под Рождество обидели»).
По достоинству Лескова-писателя оценили только в XX в., когда появились статьи Максима Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы
Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»),
многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.
3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Повесть — эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.
Сказ — это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизированный рассказ, рождающей на глазах у слушателей.
Очарованный — околдованный.
Странник — человек, странствующий пешком, на богомолье.
Праведник — 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.
Прототип — реально существующее лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера.
4. Слушание сообщения учащихся
о замысле, истории создания, особенностях жанра повести «Очарованный странник»
— Летом 1872 г. Н. С. Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру, где «в незыблемой твердыне русского иночества, пребывающего здесь во всей
чистоте древней христианской общины» рождался замысел рассказа о русском страннике. Результатом поездки явились очерк «Монашеские острова на Ладожском озере»
и рассказ «Чернозёмный Телемак» (первоначальное название повести «Очарованный странник»).
Впервые повесть была опубликована в газете «Русский мир», где она и прошла с 15 октября по 23 ноября 1873 г. под заглавием «Очарованный странник, его
жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву».
Повесть построена как сказ. Внешняя композиция составляет 20 глав. Первая глава выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, последующие
главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина о прошедшей жизни.
Мир, возникающий на страницах повести, увиден, пережит, оценён рассказчиком в соответствии с его системой жизненных ценностей. Повествование
движется не в соответствии с канвой хроникального сюжета, а определено и мотивировано логикой воспоминаний и ассоциаций рассказчика.
Сказ Лескова стилистически неоднороден. В рассказе Иван Флягин воспроизводит речевые обороты множества персонажей, роли которых он проигрывает,
демонстрируя их взгляд на происходящее и особенности характера. Возникает иллюзия множественности самостоятельных точек зрения, выражающих динамичный взгляд
на событие, персонаж, предмет. Проговаривая чужие роли (князя, Груши и иных героев), рассказчик, безусловно, накладывает на эти образы отпечаток личного
отношения к ним. Автор же провоцирует сюжетные ситуации, принуждающие читателей дать варианты собственных оценок услышанного.
5. Исследовательская работа (в группах)
• Проанализируйте ключевые эпизоды повествования по предложенному плану
1-я группа.
Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).
2-я группа.
Поединок с Савакиреем «наперекором» (глава шестая).
3-я группа.
Побег из татарского плена (глава девятая).
4-я группа.
Смерть Груши (глава восемнадцатая).
5-я группа.
В монастыре: прозрение (глава двадцатая).
План
1. Озаглавить фрагмент.
2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом.
3. Определить духовно-нравственное состояние героя.
4. Выявить авторскую оценку образа.
5. Сделать выводы.
Обобщение учителя
— Путь Флягина — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой. Вначале смутное,
подсознательное, стремление к богатырскому служению Родине становится в финале осознанной душевной потребностью. «Дух одолевает» его и «всё своё
внушает: “ополчайся”». «Мне за народ очень помереть хочется» — эти слова Флягина фиксируют момент окончательного прозрения.
Иван Северьяныч полностью посвящает себя служению людям, становится праведником, приходит к Богу. В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших
нравственных ценностей — это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен (а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста,
то есть смысла жизни.
6. Сопоставительная работа (в парах, по вариантам-уровням)
1-й вариант.
Что общего в повествовательной манере «Очарованного странника» и «Левши»?
2-й вариант.
Сопоставьте былинную биографию Ильи Муромца и историю жизни Ивана Флягина. Какие эпизоды в них сходны? Чем они отличаются? Как
проявляется в этом сравнении авторская оценка персонажа?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Почему тема праведничества является одной из основных тем в творчестве Н. С. Лескова?
• Как вы понимаете название повести?
• В чём своеобразие композиции повести?
• Каковы причины страннической судьбы героя повести?
• Как объясняются поступки Флягина на каждом новом витке его жизни?
• Почему образ Флягина ассоциируется с образами былинных богатырей?
• Как вы понимаете высказывание Флягина: «Мне за народ очень помереть хочется»?
• Каково отношение главного героя к вопросам веры и как относится автор к религиозным воззрениям своего героя?
• В чём своеобразие жанра «Очарованного странника»?
• Какие черты русского национального характера запечатлены в образе Ивана Флягина?
• Как, по вашему мнению, автор относится к своему герою?
2. Заключительное слово учителя
— Николай Лесков как писатель имеет репутацию сложную и причудливую, такую же, как сложна и причудлива была его душа. Одни ставят его произведения в ряд с
вершинами русской прозы, другие считают, что он создал карикатуру на русского человека.
«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров… — писал М. Горький
в статье, посвящённой Лескову,— а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает
названных предшественников и соратников своих».
Мысль Л. Н. Толстого о том, что «Лесков — писатель будущего» справедлива. Современность уже ответила на его литературный вызов — сегодняшняя
жизнь с её предательствами и братоубийственными войнами оказалась даже более жестокой, чем его жестокая проза.
VI. Домашнее задание
1. Составить цитатный план и подготовить рассказ о «внешней» биографии Ивана Флягина, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни.
2. Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Тупейный художник».
Следующий урок: Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа >>>
|