Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Н. С. Лескова
работы В.Серова. 1894.
 
 
 
Драма А. Н. Островского «Гроза»"
(уроки литературы в 10 классе)
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 91. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

Урок 92. Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Урок 93. Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


УРОК 93
КАТЕРИНА КАБАНОВА И КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА:
ДИАЛОГ АВТОРОВ И ОБРАЗОВ
(по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Цель:

выявить глубину усвоения проблемы русского национального характера, женской доли в русской литературе второй половины XIX в. на примере творчества А. Н. Островского и Н. С. Лескова; сопоставить героинь произведений Н. С. Лескова и А. Н. Островского; совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение; способствовать воспитанию гуманизма, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст повести «Леди Макбет Мценского уезда», раздаточный материал, сопоставительная таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жанре, сюжете и образах повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; сопоставляют героинь повести Н. С. Лескова и пьесы А. Н. Островского; в результате сравнительного анализа выявляют сходство и различие произведений (жанр, сюжет, образы); участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Словарная литературоведческая разминка


1. Противопоставление понятий, положений, образов — это… (антитеза).

2. Разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения,— это… (жанр).

3. Средний эпический жанр по характеру развития сюжета более сложный, чем рассказ, но менее развёрнутый, чем роман,— это… (повесть).

4. Изображение внешности героя как средство его характеристики — это… (портрет).

5. Малый эпический жанр, в котором дано изображение какого-либо эпизода из жизни героя,— это… (рассказ).

6. Нахождение общих и различных черт между двумя предметами, явлениями — это…. (сравнение).

7. Знакомство в начале произведения с местом, временем действия, с героями произведения — это… (экспозиция).

8. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и эмоциональную нагрузку,— это… (художественная деталь).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Все произведения Н. С. Лескова своеобразны. Писателя интересовал в первую очередь дух русского народа со всеми присущими ему качествами, порой неоднозначными. Раскрытие сущности характера русского человека можно найти во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатлённый ангел», «Грабёж», «Воительница» и др.

Лесков действовал смело, свободно и вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Такова повесть «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирующая умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований времени. Название повести, весьма ёмкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера.

Мценская купчиха Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — преступница, движимая одним властолюбием. Есть в рассказе и полемический аспект: образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Н. С. Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 г., определив жанр произведения как очерк. Впервые повесть была опубликована в январе 1865 г. в журнале «Эпоха» под заглавием «Леди Макбет нашего уезда».

Окончательное название появилось при публикации в 1867 г. в сборнике «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого»[2] после значительной стилистической переработки журнального варианта. Сам Лесков называл свою повесть мрачной историей, этюдом о сильном и страстном женском характере, выдержанным в строгих тонах.

Повесть должна была стать началом цикла о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» должны были последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако цикл так и не был написан, видимо, отчасти из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось его опубликовать, вскоре закрылся.

В центре повести «Леди Макбет Мценского уезда» — самобытная личность Катерины Измайловой, купеческой жены, совершающей ряд преступлений, одно страшнее другого. Писатель признавался, что когда он рассказывал о ней на страницах повести, ему «становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом». Сходное чувство испытывает и современный читатель.

Но героиня повести от природы не наделена преступными свойствами. Нас даже покоряют сильная женская душа, волевой характер, соединённые с наивным простодушием, полудетской доверчивостью, поэтичностью представлений и воспоминаний о вольном девичестве, нежной мечтой о ребёночке. Нас увлекает история драматически скорбной любви этой женщины к Сергею, в котором она поначалу оценила ухарство и молодечество; мы не остаёмся равнодушными к тому, как обострённо стала воспринимать она теперь белизну цветущих яблонь и голубизну вечернего неба. Подобно автору, мы любуемся безмерностью её чувств, страстностью её натуры.

Обладая недюжинными задатками, Катерина Измайлова живёт в условиях ревнивой слежки, расчётов, стяжательства, волчьих законов борьбы сильного со слабым, дикого эгоизма, вседозволенности, присущих мертвенному укладу купеческого мира. Эти нравы извращают самобытный характер лесковской героини. Лишённая любви и человеческого участия, она проникается ненавистью к этому миру как его жертва и мстит ему. Но она усваивает его законы, и отстаивание этой страстной натурой своего права на любовь выливается в хищническую борьбу за владение капиталом. Методом обретения того и другого становится устранение всех, кто может помешать. Так страдалица превращается в грешницу, а сюжет, динамичный, драматически напряжённый, вбирает в себя четыре преступления, становясь уголовным.

Но Н. С. Лесков поднимает хронику убийств до уровня искусства, передав в 15 главках методический ритм жестоких расправ, чередуя их через каждые две сцены. Автор повести возвысил исключительную историю до уровня широкого обобщения.

2. Словарная работа
(запись на доске и в тетрадях)

Очерк — прозаический документальный жанр. Чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям. Очерк приближен к рассказу.

Хроника (в переводе с греч. — «относящийся ко времени») — историческое повествование, где события описаны по годам.

Драма (в переводе с греч. drama — «действие»). 1. Род литературы (эпос, лирика). Основу драмы составляет действие. Действие показано через конфликт.
2. Пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагедии более приземлён, обычен и, так или иначе разрешим.

Повесть — жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

3. «Театр на уроке»: театрализация эпизода
«Начало зарождения любви-страсти»
(Катерина Измайлова и Сергей)

У ч и т е л ь.
Представьте себе, как развивались бы события, если бы Катерина Львовна в последний момент передумала бросаться в Волгу, захотела жить? Что стало основной причиной саморазрушения такой сильной и необычной личности, как Катерина?

У нас есть возможность образно представить некоторых героев мценской трагедии, чтобы потом ответить на эти и другие вопросы.

4. Аналитическая беседа

• «Леди Макбет Мценского уезда» — это повесть. Но почему Лесков определил жанр этого произведения как очерк?

• Что лежит в основе сюжета произведения Лескова?

• Какой представляется нам главная героиня повести Катерина Измайлова?

• Почему Катерина решается на измену? Как описана любовь-страсть Катерины? Почему автор предельно откровенен (по представлениям XIX в.) в описании женской страсти?

• Катерина видит сны. Какие? Как они её характеризуют?

• Как меняется Катерина в ходе совершения преступлений? Почему первое, совершённое Катериной преступление, ещё можно оправдать?

• Раскаивается ли Катерина в совершённых преступлениях?

• Изменилось ли отношение героини к Сергею после суда?

• Любил ли Сергей Катерину? Докажите своё мнение текстом очерка.

• Изменила ли героиню каторга? Почему теперь Катерина вызывает жалость? Можно ли утверждать, что её начинает мучить совесть?

• Какую роль в очерке играют описания природы? В каких эпизодах и с какой целью Лесков использует приём параллелизма?

• Почему Катерина умирает? Был ли у неё другой выход?

• В чём необычность жанра и названия произведения? С какой трагедией В. Шекспира автор стремится провести параллель?

• В чём смысл эпиграфа к произведению?

5. Постановка и решение проблемных вопросов

• Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе!». Какое отношение эти слова имеют к героям очерка Лескова?

• Если бы нам предоставили возможность судить главную героиню, за что бы вы её обвинили? оправдали?

• Литературовед И. В. Столярова пишет о том, что Н. С. Лесков всё-таки «чрезвычайно дорожит тем неделимым остатком человечности в душе своей героини, который и делает её в глазах не только уголовной преступницей, но и лицом трагическим». Как вы можете объяснить эти слова? Что делает Катерину Измайлову лицом трагическим?

6. Сопоставительная работа: «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова:
диалог авторов и образов»
(в группах, с последующей презентацией результатов работы представителями групп)

• Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила её характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?

• Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.

• Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

• Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?
(Результаты сопоставления отражены в таблице.)
Путь к гибели
Хронология событий
Катерина Кабанова
Катерина Измайлова
Жизнь до замужества
Первое свидание
Чувства
Кого винит?
Трагическая развязка



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— А. Н. Островский и Н. С. Лесков показывают нам дикие нравы «тёмного царства», в котором тоскует по свободе, любви, материнству и красоте одинокая женщина с волевым и решительным характером. В обоих произведениях героиня устремляется навстречу своему счастью, готова бороться за своё право выбора.

Но, в отличие от молодой Кабановой, которая решительно противостоит самодурным началам жизни и жестоким нравам Калинова, Измайлова сама усваивает эти нравы и становится их выразительницей. К тому же она лишена того душевного приданого, которым владеет Катерина Островского.

Рисуя безудержность страсти и демонизм характера героини, Лесков опирается с одной стороны, на отечественную традицию обрисовки злодея (вспомним, например, «Страшную месть» Н. В. Гоголя), а с другой — на опыт мировой классики. Так возникло сравнение героини повести с шекспировской леди Макбет.

Русская грешница породнилась с шотландской, вобрав её кровавый опыт. Но мы всё время помним, что перед нами преступница из русской провинции, леди Макбет Мценского уезда, как сказано об этом в заголовке повести. И ещё чувствуем, что Катерина Измайлова не только ослеплённая преступница, проливающая кровь без содрогания, но и страдающая, отчаявшаяся женщина.

Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом?

В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия Катерины Островского, и в глаза бросается полное отсутствие смирения. Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в Бога. Характерная деталь: перед самоубийством «хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы её шепчут» пошлую и страшную песню.

Поэзия религиозной веры и твёрдость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому её необразованность не ощущается читателем как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но всё же, культуры.

Лесков в своём рассказе всё время подчёркивает «богооставленность» изображённого им мира. «Русский народ без Бога становится страшен»,— говорит писатель.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«“Круги ада” Ивана Флягина (по рассказу Н. С. Лескова “Очарованный странник”)»;
«Катерина Измайлова — кто она? (по повести Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”)».

2. Опережающие задание (2–3 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. П. Чехова.

Следующий урок: А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. М. Стебницкий — один из псевдонимов Н. С. Лескова. (вернуться)
 
 
Гордостью дома-музея Н. С. Лескова в Орле
является воссозданная (на основе подлинных мемориальных вещей)
обстановка петербургского кабинета писателя.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика