Зачётная работа за I полугодие. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Крамской И.Н. 1874 г.
 
Портрет А. Н. Островского.
Художник Перов В. Г. 1871 г.
 
Фотография С. Л. Левицкого.
И. С. Тургенев. 1856 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
 
I ПОЛУГОДИЕ

Уроки литературы в 10 классе[1]
 


УРОКИ 51-52
Зачётная работа за I полугодие
(по изученным произведениям)

Цель:

выявить уровень литературного развития; проверить умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст в соответствии с требованиями образовательного стандарта по литературе.

Оборудование:
зачётные задания (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

ХОД УРОКОВbr/>
I. Организационный этап

ІІ. Контроль знаний и умений учащихся


1. Ознакомление с требованиями к выполнению работы

2. Выполнение тестов

Комментарий. В процессе выполнения работы учащиеся не пользуются текстами литературных произведений, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.

I вариант

1-й уровень


1. Причина южной ссылки А. С. Пушкина 1820–1824 гг.:
а) участие юного Пушкина в литературном обществе «Арзамас»;
б) деятельность поэта в обществе «Зелёная лампа», негласно связанном с Союзом благоденствия;
в) публикация стихов на политические темы, прежде всего — оды «Вольность».

2. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» написано:
а) в пору горячей юности поэта;
б) в середине жизни, в период зрелости;
в) в последний год перед гибелью.

3. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенев посвятил:
а) Н. Чернышевскому;
б) Н. Некрасову;
в) Н. Добролюбову;
г) В. Белинскому.

4. Основой конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является:
а) ссора между Е. Базаровым и П. П. Кирсановым;
б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов;
в) борьба между либеральными монархистами и народом.

5. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» начинается с пространной экспозиции для того, чтобы:
а) заинтриговать читателя;
б) представить героев;
в) создать образ мира, в котором живут герои;
г) замедлить время.

6. Как Н. А. Добролюбов назвал Катерину из драмы «Гроза»?
а) «Бедность — наследница Музы»;
б) «луч света в тёмном царстве»;
в) «умная голова не всякому по плечу»;
г) «в истинной красоте всегда есть изъян».

7. Обломов из одноимённого романа И. А. Гончарова — это…
а) герой нашего времени;
б) тип лишнего человека;
в) тип маленького человека.

2-й уровень

8. Перечислите темы, мотивы и жанры раннего творчества А. С. Пушкина.

9. Какие литературные традиции XVIII и начала XIX в. осваивал поэт в лицейские годы? Перечислите жанры лицейской лирики А. С. Пушкина.

10. Каковы особенности сюжета и композиции поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»?

11. Каковы психологические черты лирического героя М. Ю. Лермонтова? Определите художественные особенности его поэзии.

12. Проанализируйте систему образов-персонажей в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Как это помогает в понимании её идейного смысла? Аргументируйте свою позицию.

13. Раскройте сущность конфликта Катерины с «тёмным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза».

14. Какова роль деталей внешности в изображении персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов»?

15. Дайте сравнительную характеристику Евгения Базарова и Павла Петровича (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

16. Творческое задание
Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Я брат твой…» (Образ маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»), «Старое и новое в русской жизни: Обломов и Штольц» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Ключи: 1 — в); 2 — в); 3) — г; 4 — б); 5 — в); 6 — б); 7 — б).


II вариант

1-й уровень


1. В ответ на первую поэму А. С. Пушкина В. А. Жуковский подарил юному поэту свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя…». Это была поэма:
а) «Полтава»;
б) «Руслан и Людмила»;
в) «Медный всадник».

2. Свой век, своё время, когда поэт «восславил свободу», А. С. Пушкин называет:
а) просвещённым;
б) жестоким;
в) потерянным.

3. В спорах о воспитании и формировании личности Евгений Базаров горячо утверждал, что…
а) всё зависит от родителей;
б) среда и окружение формирует человека;
в) всякий человек сам себя воспитывать должен.

4. Несостоятельность взглядов Е. Базарова раскрывается:
а) в идейных спорах Е. Базарова и П. П. Кирсанова;
б) в диалогах с Аркадием Кирсановым;
в) в любовном конфликте с Одинцовой;
г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной.

5. Назовите основной конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»:
а) конфликт между поколениями;
б) столкновение самодуров и их жертв;
в) внутрисемейный конфликт между свекровью и невесткой;
г) конфликт между Катериной и Тихоном.

6. Произведение А. Н. Островского «Гроза» — это…
а) рассказ;
б) драма;
в) повесть.

7. «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Кому принадлежат эти слова?
а) Обломову;
б) Базарову;
в) Одинцовой.

2-й уровень

8. Какие темы особенно волнуют А. С. Пушкина в годы Михайловской ссылки? Какие жанры осваивает он в это время?

9. В каких произведениях А. С. Пушкин затрагивает темы смысла жизни, творчества, задумывается о своей дальнейшей судьбе.

10. Как решается в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» вопрос о взаимоотношении личности и государства?

11. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Почему мотив одиночества главный для него?

12. Опишите образ жизни петербургских чиновников (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»).

13. Сформулируйте и раскройте проблемы, поднятые А. Н. Островским в драме «Гроза».

14. Проанализируйте идейный смысл и художественное своеобразие главы «Сон Обломова» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

15. Каково значение портретной характеристики в раскрытии образов главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

16. Творческое задание
Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Кому из гоголевских персонажей я хотел бы поставить памятник», «Обломов и обломовщина» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Ключи: 1 — б); 2 — б); 3 — в); 4 — в); 5 — б); 6 — б); 7 — б).

III. Домашнее задание

Опережающее задание (2–3 учащихся)
Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ поэтического произведения


Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.

Предлагается несколько вариантов общего плана анализа стихотворного текста. Понятно, что применять тот или иной план можно полностью или частично — в зависимости от особенностей поэтического произведения.

План — примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение — «живое», «пульсирующее смыслами» произведение искусства, поэтому «разъять» его на части — вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…

План — это только «костыли». Они нужны на всякий случай: чтобы чего-то не забыть. Необходимо искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то, что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл произведения.

План анализа стихотворения

Вариант № 1


1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чём причины этих изменений?

2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько их: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

3. Каким вы представляете себе лирического героя?

4. В каких словах автор прямо выражает своё отношение к изображаемому? В чём особенность авторской позиции?

Вариант № 2

1. Элементы комментария к стихотворению:
• время (место) написания, история создания;
• жанровое своеобразие;
• место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.);
• пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
• композиционные решения;
• особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
• звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
• ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
• мотивированность и точность использования выразительных средств.

5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).

6. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

7. Дополнительные (свободные) размышления.

Вариант № 3

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берётся за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).

8. Категория пространства.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

• выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

• определить своеобразие и активность использования тропов:
– эпитет — художественное определение;
– сравнение — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
– аллегория (иносказание) — изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы;
– ирония — скрытая насмешка;
– гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
– литота — художественное преуменьшение;
– олицетворение — изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
– метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис

Синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи такие как:
• риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; • повторы — неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; • антитезы — противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи:
• аллитерация — повторение согласных звуков;
• ассонанс — повторение гласных звуков;
• анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо:
• определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
• выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
• определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. п.);
• определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
• выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Краткий анализ драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:
• основной конфликт, этапы его развития;
• характер развязки: комический, трагический, драматический.

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:
• внешность героя;
• поведение,
• речевая характеристика;
• содержание речи (о чём?);
• манера (как?);
• стиль, словарь;
• самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
• роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. Выводы: тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Подробный анализ драматического произведения

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (между литературой и театром) обязывает вести её анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т. п.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.).

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический).

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

Анализ эпического произведения
(рассказа, повести)


1. История создания произведения:
• факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения);
• связь произведения с исторической эпохой его создания;
• место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:
• персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
• особенности имён и фамилий персонажей;
• поступки персонажей и их мотивация;
• предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
• связь персонажа с общественным окружением;
• отношение к герою произведения других персонажей;
• самохарактеристика персонажей;
• авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:
• деление текста произведения на части, смысл такого деления;
• наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
• наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
• наличие эпиграфов и их смысл;
• наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Образец плана
характеристики художественного образа-персонажа


I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

II. Главная часть. Характеристика персонажа как определённого социального типа:

1) социальное и материальное положение;

2) внешний облик;

3) своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4) область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний;

5) авторское отношение к персонажу;

6) какие черты личности героя выявляются в произведении с помощью:
а) портрета;
б) авторской характеристике;
в) через характеристики от лица персонажей;
г) предыстории или биографии;
д) поступков;
ж) речевой характеристики;
к) «соседства» с другими персонажами;
л) окружающей обстановки.

III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя

1. Место писателя в развитии русской литературы.

2. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы:

1) основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2) традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.

3. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Некоторые ключевые понятия
комплексного анализа художественного текста и их краткая характеристика


• Тема — предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;

• идея — главная мысль, существенная часть замысла произведения;

• жанр — отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;

• композиция — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;

• хронотоп — взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;

• образ — художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;

• персонаж — действующее лицо произведения;

• стиль — совокупность приёмов использования автором языковых средств;

• реминисценция — неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению;

• интертекст —
1) соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов;
2) неявная отсылка к другому, известному, ранее опубликованному источнику.

Следующий урок: Ф. И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика