«К МЕЛЬПОМЕНЕ»
Гораций[
2]
Книга 3. Ода XXX
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон[
3] лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный[
4] ведет деву безмолвную.
Назван буду
везде — там, где неистовый
Авфид[
5] ропщет, где Давн[
6], скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии[
7]
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Перевод С. Шервинского
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)
К МЕЛЬПОМЕНЕ
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной...
А. А. Фет[
8]
* * *
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.[
9]
И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый[
10]
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн[
11] судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран
За то, что первый я на голос эолийский[
12]
Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.
1854
Источник: Фет А. А., «Гораций: Оды в 4-х книгах», СПб., 1856.
(
вернуться к уроку)
Я ЗНАК СЕБЕ БЕССМЕРТИЯ ВОЗДВИГНУЛ...
М. В. Ломоносов[
13]
* * *
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,[
14]
Где Давнус[
15] царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски[
16]
И перьвому звенеть Алцейской лирой.[
17]
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.[
18]
<1747>
Источник: М. В. Ломоносов. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1986.
(
вернуться к уроку)
Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…
А. С. Пушкин[
19]
* * *
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.[
20]
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.[
21]
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу[
22]
И милость к падшим призывал.[
23]
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.br />
1836
Источник: А. С. Пушкин. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Стихотворения 1823—1836. 1836
(
вернуться к уроку)
О стихотворении А. С. Пушкина
"Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…" (1836)
Каждый поэт всегда задумывается о своем «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. Он хочет быть уверен, что жил и писал
не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что намять о нем сохранится.
Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли последний удар, он написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ».
Ода Пушкина Связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).
Уже в первых строках стихотворения памятнику, построенному рукотворно, противостоит «памятник нерукотворный», созданный духом. Слово «нерукотворный»
употребляется в религиозных текстах. Если «Александрийский столп» означает рукотворный памятник земной власти, которая сама себя обожествила, то
пушкинский «памятник нерукотворный» — это поэзия. Она создана поэтом, подчиненным только «веленью Божию». Слово «нерукотворный» сразу вводит понятия,
освещенные религией: «душа в заветной лире», «прах», «тленье». Рядом с ними оживает римская античная поэтическая традиция с ее темой посмертной славы,
поэтического бессмертия («славен», «подлунный мир», «пиит»).
В этом религиозно-светском смысле следует понимать и строфу «И долго буду тем любезен я народу...».
Поэт выполняет миссию поэта-христианина, потому что он призывает «милость к падшим», т. е. просит помиловать, даровать прощение оступившимся, совершившим ошибку.
Все другие выражения: «любезен я народу», «чувства добрые», «восславил я свободу» — тоже несут в себе расширенное, светское и христианское содержание.
Стих «К нему не зарастет народная тропа...» обычно понимали так, будто народ потянется толпами к памятнику. Но памятник-то «нерукотворный»! Стало быть,
нет и обычной тропы к нему, а есть тропа особенная, духовная. Пушкин метафорически, образно сказал о том, что вечная память народа состоит в усвоении
сотворенного поэтического слова, в котором живет «душа в заветной лире». Следовательно, и «чувства добрые», пробуждаемые лирой, и восславленная в стихах
«свобода» тоже непосредственно связаны как с социальной, так и с христианской этикой.
Слово «свобода» вообще обладает в стихотворении особым смыслом. В первой строфе Пушкин назвал памятник не только «нерукотворным», но и «непокорным»
(«Вознесся выше он главою непокорной...»), а в последней он обратился к своей музе: «будь послушна». Нет ли здесь противоречия? Оказывается, нет.
Если вспомнить, что именно монархическая земная власть пыталась вопреки учению Христа обожествить себя, то придем к выводу, что она-то и есть лжерелигия,
попирающая подлинную свободу. В этом смысле быть послушной «веленью Божию» означает для музы быть непокорной и свободной. Отсюда ясно, что те же черты
переданы и нерукотворному памятнику поэзии и поэту. Но, исполняя «веленье Божие», поэт свободен от служения земной «пользе». Так власть лишается ореола
святости, а поэзия обретает достоинство причастности к Божественному священнодействию.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?
2. Сопоставьте
произведение Горация на эту же тему «к Мельпомене» со стихотворением Пушкина. В чем их сходство и в чем различие?
3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», подчеркнув свойства поэзии, которые несут поэту
бессмертие.
4. Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа,
главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.
5. Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нем, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?
6. Подготовьте доклад, эссе, очерк, высказывание (на выбор) о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин*, «Судьба поэта*, «Пушкин в Михайловском»,
«Пушкин в Болдине* и др. Разумеется, для этого надо ознакомиться с книгами о Пушкине писателей и литературоведов.
7. Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвященных поэту или поэзии. В чем их пафос?
Какие авторы писали на тему «Памятник»?
Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу*? К чему призывает он свою музу?
Сравните стихотворение Пушкина и
«Памятник» Державина. В чем Вы видите сходство и различие осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте
каждую строку в стихотворениях.
8. Что хочет сказать поэт стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.
9. В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьезных), посвященных творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строчек.
Как Вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского*, «К портрету Вяземского*? Что подчеркивает поэт в «портретах»?
10. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви
(«Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадонна», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)?
Как Вы понимаете строки?
Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
...И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
11. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берет в плен лирика поэта»? Как Вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь
магический кристалл» прекрасного и человечного»?<
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ПАМЯТНИК
Я памятник создам не на земной твердыне...
В. Я. Брюсов
* * *
Я памятник создам не на земной твердыне,
Ни ветер, ни вражда его не сокрушат,
А годы долгие покроют дымкой синей
И от толпы заворожат.
Он будет из лучей, он будет из созвучий,
Для мира — призрачен, как образы во сне,
Далек, как марево, как пейзаж летучий
На недоступной вышине.
Но будут приходить к нему на поклоненье
Могучие умы и светлые сердца
И черпать близ него блаженное забвенье,
Желанный отдых для бойца.
Приветливей смотри на будущее, муза!
Замолкни, клевета с партийною враждой
И будет торжество свободного союза,
Что заключили мы с тобой.
<13 февраля 1894 г.>
Источник: «Литературное наследство», М., 1937, т. 27—28, с. 490.
(
вернуться к уроку)
ПАМЯТНИК
(Во мне конец, во мне начало…
В. Ф. Ходасевич[
24]
Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.
В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок...
[28 января 1928, Париж]
Источник: Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Согласие, 1996. Т. 1.
(
вернуться к уроку)
Я ПАМЯТНИК
ВОЗДВИГ СЕБЕ ИНОЙ...
И. А. Бродский[
25]
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
1962
Источник: Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
(
вернуться к уроку)