Ги де Мопассан – мастер новеллы. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Ги де Мопассана.
Фото Поля Надара
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ГИ ДЕ МОПАССАН
(1850 – 1893)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 



УРОК 103
ГИ ДЕ МОПАССАН – МАСТЕР НОВЕЛЛЫ.
Урок внеклассного чтения.

Цель:

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Ги де Мопассана; ознакомить с тематическими группами новелл Мопассана; совершенствовать навыки и умения анализа художественного произведения; формировать личную жизненную позицию на примере выбора героев прочитанных новелл.

Оборудование:
учебник, тексты новелл Ги де Мопассана, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Ги де Мопассана, о тематических группах его новелл; составляют тезисы лекции учителя; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа


• Какие новеллы и романы Ги де Мопассана вам знакомы?

• Какова в них нравственная позиция писателя?

• Что он осуждает в современном ему обществе?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Классическая художественная литература Франции богата и красочна.

Она широко охватывает французскую социальную жизнь, историю, быт, нравы и психологию человека различных общественных слоёв, придвигая к нашему взору бедность и богатство, роскошь и убожество, город и деревню. Большую самобытную часть французского государства — Нормандию — представляет в литературе Ги де Мопассан.

«Я вошёл в литературу, как метеор, и исчезну, как молния…» — сказал о своей творческой судьбе писатель. Его имя необычайно ярко вспыхнуло на литературном небосклоне Франции… В большую литературу он ворвался смело и стремительно.

Искусство Мопассана посвящено современной ему действительности и родной Франции: он почти не касался ни истории, ни далёких стран. И когда мы ныне читаем мопассановские новеллы и романы, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что известно уже давно: писатель сурово судил буржуазный правопорядок, обличая его нравы. «Я потому пишу,— признавался Мопассан,— что понимаю всё существующее, что страдаю от него, что слишком его знаю».

Большая писательская боль заложена в лучших произведениях Мопассана, повествующих об искалеченных судьбах, о растоптанных людских чувствах. Почти полвека отделяют Мопассана от времени Бальзака, но он по существу продолжил бальзаковскую тему опустошающей, губительной власти золота над человеком.

 


IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ги де Мопассана

1 - й  у ч а щ и й с я.

Мопассан родился в Нормандии, и стал, наряду с Гюставом Флобером, самым ярким певцом этого довольно значительного региона Франции. Будучи сыном мелкого служащего и проводя детство в приморском городке Этрета, Мопассан облазил со своими приятелями все окрестные бухты, пещеры и утёсы, и до конца жизни, даже побывав в Италии и Швейцарии, был уверен, что лучше нормандских пейзажей нет ничего.

Отец писателя происходил из дворян, и своими аристократическими замашками очень быстро растранжирил все фамильные деньги и вынужден был поступить на службу — биржевым брокером. После его смерти мать Ги растила двоих сыновей одна. У неё нашлись средства на то, чтобы поместить будущего писателя сначала в лицей, потом в университет, но учёбу прервала Франко-прусская война, на которую Мопассан был мобилизован рядовым.

Эта война, равно как и обывательство и мещанство, стала потом основной темой его сочинений. Например, действие первого значительного произведения писателя, рассказа «Пышка», происходит именно в годы Франко-прусской войны, и сюжет непосредственно связан с этим событием. Именно после «Пышки» Ги де Мопассан стал известен во Франции и за её пределами.

На его дарование обратила внимание вся читающая Европа. Во многом это заслуга Гюстава Флобера, автора «Мадам Бовари». Он был хорошо знаком с семьёй Мопассан, поэтому свой первый литературный труд Ги отнёс именно ему.

Писатель прочитал эту пробу пера и… опустил её в корзину для бумаг. То же самое он проделывал потом с каждой работой, которую Мопассан приносил ему в течение восьми лет. Флобер считал, что это никуда не годные произведения, печатать их нельзя и что юному дарованию следует ещё поработать над своим стилем. «Мальчик мой,— говаривал мэтр,— какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно существительное, чтобы её назвать, только один глагол, чтобы обозначить её действие и только одно прилагательное, чтобы её определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным».

2 - й  у ч а щ и й с я.
В сентябре и октябре 1880 г. Мопассан совершает путешествие по Корсике, впечатления которого отразились в ряде его очерков и новелл, а также в одной из глав романа «Жизнь». В 1881 г. он путешествует по Алжиру, где происходили в то время восстания туземного населения против французского колониального гнёта; путевые очерки Ги де Мопассана были в 1884 г. изданы в виде книги «Под солнцем».

В 1881–1883 гг. Мопассан особенно тесно сближается с И. С. Тургеневым[2]: даёт ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Г. Флоберу.

Уроки Г. Флобера не прошли даром — «Пышка» произвела эффект разорвавшейся бомбы и потом каждую книгу Мопассана, которых в течение десяти лет своей активной творческой деятельности писатель выпустил 29, восторженно встречали коллеги-литераторы. Например, Л. Н. Толстой назвал роман Ги де Мопассана «Жизнь» «едва ли не лучшим французским романом после “Отверженных” Гюго». Анатоль Франс, комментируя язык мопассановских книг, сказал: «Я скажу лишь, что это настоящий французский язык, ибо не знаю другой, лучшей похвалы». Такая отточенность стиля давалась нелегко.

Работал писатель каждый день с семи часов утра до полудня. Предварительно он так обстоятельно обдумывал свои произведения, что они выливались на бумагу практически без единой помарки. Этот режим, по всей видимости, в конце концов, и погубил Мопассана. У него начали болеть глаза, его мучили постоянные мигрени и бессонница, а когда его брат сошёл с ума, Мопассан окончательно уверовал в то, что ему тоже суждена такая печальная участь.

В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. В 1891 г. его творческая деятельность совершенно угасла. В конце концов, писатель начал заговариваться и бредить. Когда у Мопассана развилась мания преследования, его положили в психиатрическую клинику, где он и умер в возрасте 42 лет.

2. Лекция учителя «Ги де Мопассан — мастер новеллы»
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Ги де Мопассан оставил весьма богатое творческое наследие — многообразное и яркое. Ядром его искусства можно считать жанр новеллы. В новелле формировался талант Мопассана, новелла сосредоточила в себе наиболее характерные черты его писательского метода. Новелла же в первую очередь приносит Мопассану известность и читательскую любовь к нему в сегодняшнем мире, через целое столетие после взлёта славы писателя.

Кого только в новеллах Мопассана мы не встречаем! Здесь люди всех рангов, всех состояний — чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, матросы и рабочие-мастеровые, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны в какой-либо гавани и пахнувший духами будуар светской красавицы, старинный охотничий дворянский замок и жалкую хижину поденщика — огромен диапазон мопассановских новелл.

Мопассан — великолепный мастер психологического портрета, созидаемого самыми экономными, скупыми средствами, мастер художественной детали, как бы освещающей весь авторский замысел и заставляющей нас представить себе живую картину рассказываемого. Только такими особенностями да скрупулёзным, тщательным выбором словесных красок, чему учил писателя Флобер, достигается необычайная сжатость, краткость мопассановской новеллы, краткость, при которой, однако, не теряется ощущение полноты и жизненной насыщенности. Мопассан хотел дать, как он выражался, «не банальную фотографию жизни, а воспроизведение её более совершенное, чем сама действительность».

Тематические группы новелл Ги де Мопассана

• Из жизни чиновников («Награждён!», «Драгоценности», «Господин Паран», «Ожерелье» и др.).
Место действия — Париж, главные герои — мелкие столичные чиновники. Мопассан показывает духовную подавленность, угнетённость чиновников, отсутствие в их душах высоких помыслов.

• Из светской жизни («Знак», «Окно», «Гарсон, кружку пива!» и др.).
В этих новеллах писатель разоблачает неприглядную изнанку внешне благопристойной светской жизни.

• О крестьянстве («Дочка Мартена», «Возвращение», «Отец Амабль» и др.).
Максимально реалистично, без прикрас Мопассан описывает тяжёлую жизнь нормандских крестьян. Чудовищные проявления жадности, жестокости, темноты и невежества, но вместе с тем и великие душевные качества соединились в персонажах деревенских новелл Мопассана.

• О франко-прусской войне («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два приятеля» и др.).
Герои этих новелл — простые, внешне ничем не примечательные люди, выступившие против оккупантов, захвативших треть Франции. Мопассан, с его глубоким чувством патриотизма, воспел духовную красоту народных воителей.

• О любви («Лунный свет», «Одиночество», «Слова любви» и др.).
Тема любви для писателя — одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного писателю общества. К новеллам о любви примыкают известные романы Мопассана «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль».

 


3. Аналитическая работа с текстами новелл Ги де Мопассана (в группах)

1-я группа. «Лунный свет»


• Новеллу «Лунный свет» часто называют гимном любви. Используя текст произведения, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

• Охарактеризуйте аббата Мариньяна. Какие изменения происходят в душе священника под влиянием лунного света?

• Прокомментируйте слова аббата: «Быть может, Бог создал такие ночи, чтобы покровом неземной чистоты, облечь любовь человеческую».

• Проанализируйте композицию новеллы.

• Какое значение приобретает образ лунного света в произведении? Свой ответ обоснуйте.

2-я группа. «Тётушка Соваж»

• Перескажите сюжет новеллы. Каково отношение автора к прусским солдатам и тётушке Соваж?

• Почему тётушка Соваж решила сжечь свой дом вместе с постояльцами? Прокомментируйте, почему поступок героини назван «жестоким геройством».

• Раскройте особенности композиции новеллы. Какова роль рассказчика в этом произведении?

• В каком новом аспекте изображена франко-прусская война в этой новелле?

3-я группа. «Мадемуазель Фифи»

• Где и в течение какого времени разворачивается действие новеллы?

• Найдите и зачитайте описание Фифи. В каких сценах раскрывается образ прусского офицера?

• Определите роль пейзажа в передаче основной мысли новеллы.

• Какова кульминационная сцена новеллы? Каково авторское отношение к Рашель?

• Найдите в тексте художественные детали, объясните их значение.

• Прокомментируйте концовку новеллы.

4-я группа. «Ожерелье»

• Какой смысл, по-вашему, заключён в названии произведения?

• «Изящная, очаровательная» Матильда. Кто она?

• О чём она мечтала? Каковы были её критерии счастливой, спокойной семейной жизни?

• Что было идеалом жизни Матильды?

• Почему господин Луазель всё же принял решение вернуть ожерелье, вернее, купить новое взамен утерянного?

• Можно ли говорить о том, что свою жизнь героиня прожила зря?

• В чём, по Мопассану, заключается урок жизни?

• Верно ли утверждение, что Матильда сама разрушила собственную жизнь?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Расскажите, какую роль в становлении писательского таланта французского новеллиста сыграл Гюстав Флобер.

• Известный немецкий писатель XX в. Томас Манн так отзывался о прозе Ги де Мопассана: «Я считаю его творчество бессмертным и уверен, что и через сто лет он останется величайшим мастером новеллы». Как вы думаете, можно ли назвать эти слова пророческими?

2. Заключительное слово учителя

— Собратья по перу признали Ги де Мопассана классиком литературы ещё при жизни. Он обогатил реалистическую прозу своего времени проникновенным психологизмом, умением мастерски сплавить иронию и юмор с самым трезвым и обстоятельным живописанием. Зачастую факты в его прозе столь красноречивы, что не требуют никакой авторской оценки, никакого авторского вмешательства.

Общее впечатление от прозы Мопассана — впечатление простоты и естественности, правды! И. С. Тургенев же, этот, по выражению Ги де Мопассана, «великан с серебряной головой», учил, надо думать, Ги де Мопассана искусству пейзажа. Какая-то родственная мягкость присутствует в пейзажных описаниях обоих художников слова. Нормандские яблоневые сады и туманы Сены, воссозданные Мопассаном, перекликаются со мценскими перелесками и берегами Снежети, что льётся на краю Бежина луга.

VI. Домашнее задание

1. Представить себя режиссёром театра, написать киносценарий по одной из рассмотренных на уроке новелл Мопассана: эпизод, место действия, смена планов изображения, звуковое оформление эпизода.

2. Опережающее задание (2 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Ибсена.

Следующий урок: Урок внеклассного чтения. Г. Ибсен. «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии >>>


1. Источник:Фефилова Г. Литература. 10 класс. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Большую роль в формировании Мопассана как повествователя-реалиста сыграл Тургенев, а через него — русская реалистическая традиция в целом.
Мопассан знакомится с Тургеневым в начале 80-х годов и до смерти русского писателя сохраняет с ним тесную дружбу и общение. Тургеневу посвящен сборник новелл «Заведение Телье», о Тургеневе Мопассан пишет глубокую, полную восхищения статью, а после смерти писателя — проникновенный некролог.
Тургенев часто читал рукописи Мопассана, давал ему советы, неустанно пропагандировал его творчество в России.
В 1882 г. он рекомендует Стасюлевичу — издателю «Вестника Европы» — роман «Жизнь», называя его «необыкновенной вещью». «Милый друг» печатался в «Вестнике Европы» двумя месяцами раньше, чем во Франции.
Именно Тургенев пробудил в Мопассане интерес к русской литературе. В критических статьях французского писателя часты уважительные отзывы о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Толстой для Мопассана — «один из величайших писателей нашего времени». Известно его высказывание по поводу «Смерти Ивана Ильича»: «Я вижу... что все мои десятки томов ничего не стоят».
В творчестве Мопассана ощутимо влияние Тургенева-рассказчика. Это относится к мопассановскому восприятию природы, полной самостоятельной великой жизни, прекрасной в своей реальности, а не только в нашем восприятии. Именно такой предстает природа в «Записках охотника». Мопассан писал, что в рассказах Тургенева присутствует «глубокая и скрытая в существе вещей печаль». Эта особенность тургеневской прозы была Мопассану особенно близка, и «реалистический и в то же время полный чувства» (слова Мопассана) наблюдатель Тургенев был и в этом отношении учителем французского писателя. (вернуться)
 
 
Рабочий кабинет Мопассана.
Рисунок из газеты «Ля Журнэ» от 15 дек. 1885 г. Фото Ж.-Л. Шарме.
Источник: Труайя Анри. Ги де Мопассан: роман-биография; пер. с фр. С. Лосева.
– М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
 
Ги де Мопассан.
Акварель работы Жана-Батиста Гюта, 1888 г. Париж, музей Карнавале.
На врезке: отрывок из рукописи главы IX романа «Жизнь». Архив Талландье.
Источник: Труайя Анри. Ги де Мопассан: роман-биография; пер. с фр. С. Лосева.
– М.: Эксмо, 2005. – 416 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика