«Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
Болдинская осень.
Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
Пушкин А. С.
Медный всадник

(сайт "К уроку литературы")
 
Фронтиспис к поэме
«Медный всадник»
Иллюстрации А. Н. Бенуа
к поэме Пушкина "Медный всадник"

(сайт "К уроку литературы")
 
Ф. Я. Алексеев.
Петербург. Вид на Михайловский
замок со стороны Фонтанки. 1810 г.
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

Урок 8. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме

Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства и личности

Урок 10. Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 8
«Петербургская повесть» А. С. Пушкина
«Медный всадник». Роль вступления к поэме

Цель:

ознакомить учащихся с историей создания поэмы «Медный всадник»; показать непреходящую ценность поэмы и интерес А. С. Пушкина к историческому прошлому России, роль вступления к поэме; совершенствовать исследовательские, аналитические навыки; воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстрации А. Н. Бенуа к поэме «Медный всадник», изображение памятника Петру I, виды Санкт-Петербурга, увертюра-вступление к балету Р. М. Глиэра «Медный всадник».

Тип урока:
комбинированный урок; урок-анализ поэтического текста с элементами интеграции.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают историю создания поэмы «Медный всадник», роль вступления к поэме; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют вступление к поэме; сопоставляют одноимённые музыкальное и поэтическое произведения; анализируют иллюстративный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

У ч и т е л ь.
С Петербургом тесно связан жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Сюда, на берега Невы, впервые привезли его ребёнком в 1800 г.

Здесь, в доме на набережной Мойки, трагически угасла жизнь поэта. В своём творчестве Пушкин постоянно обращался к теме Петербурга, которая всё более его увлекала. В расцвете творческих сил поэт создал поэму «Медный всадник» — никем не превзойдённый гимн северной столице.

«Петербургская повесть» — таков авторский подзаголовок поэмы, написанной в октябре 1833 г. в Болдино. Известный критик и литературовед XIX в. А. В. Дружинин в своей книге «А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений» пишет: «“Медный всадник” есть вещь общедоступная, произведение европейское. Он изобилует совершенствами всех родов, начиная от своего величавого начала до последней неслыханно грандиозной сцены: когда гигант на бронзовом коне скачет за несчастным юношей, потрясая мостовую копытами металлической лошади, и в бледном сиянии луны простирает вперёд свою грозную руку!
Смелость, с которою поэт сливает историю своего героя с торжественнейшими эпохами народной истории,— беспредельна, изумительна и нова до крайности, между тем как общая идея всего произведения по величию своему принадлежит к идеям, какие родятся только в фантазиях поэтов, подобных Данте, Шекспиру и Мильтону!»

IV. Работа над темой урока

1. Беседа


• Что привлекает А. С. Пушкина в образе Петра I?
• Почему поэт неоднократно обращается к эпохе Петра I?
• Чем объяснить его интерес к этой личности?

2. Объяснение учителя

— Поэма состоит из вступления и двух частей. Творческая свобода поэта проявилась в смелом совмещении эпики и лиризма, реализма и фантастики, конкретности деталей и символической обобщённости и многозначности их смысла.

Обратимся же к рассмотрению истории замысла и создания «Медного всадника», начиная с истоков, с тех исторических явлений, которые объясняют замысел и основные образы, определяют сюжет поэмы.

В поэме, или «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, два основных персонажа, два героя, определяющих две сплетённые между собою и сталкивающиеся идейно-тематические линии: первый из героев — Пётр Великий, «могучий властелин судьбы», «строитель чудотворный», создатель города «под морем», продолжающий как личность жить и после смерти в памятнике, давшем поэме её заглавие; другой — Евгений, мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода, опустившийся до мещанского уровня, «ничтожный герой», вошедший в 30-х гг. в творческий кругозор Пушкина из окружающего быта.

Эти два, казалось бы, далеко стоящих друг от друга героя оказываются связанными событием, самая возможность которого вызвана «волей роковой» «державца полумира»,— петербургским наводнением 7 ноября 1824 г., погубившим не только счастие, но и жизнь Евгения. Угроза, брошенная «кумиру» безумцем в момент внезапного и «страшного» прояснения мыслей, и вызванный ею мгновенный гнев «грозного царя» составляют кульминацию поэмы. Вокруг этого момента вращаются уже второе столетие все разнообразные попытки её истолкования. Но наводнение, по-видимому, является тем моментом, от которого нужно начинать творческую историю «Медного всадника».

3. Слушание «Литературных визиток»
об истории создания поэмы «Медный всадник»

1 - й у ч е н и к.

Петровская эпоха для Пушкина — это длительный период в истории России, не закончившийся со смертью царя-реформатора. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к её итогам, то есть к современности.
Когда произошло петербургское наводнение — сильнейшее наводнение в истории города, Пушкин жил третий месяц (с 9 августа) в Михайловском, сосланный из Одессы «в далёкий северный уезд», и был глубоко взволнован происшедшим в самом конце октября тяжёлым столкновением с отцом — столкновением, грозившим ему, быть может, новой административной карой. Когда и каким образом узнал он о наводнении, сказать трудно. Возможно, что он узнал о «потопе» и раньше, из письма петербургской приятельницы — Е. М. Ивелич, написанного тотчас после наводнения, но полученного в Михайловском и распечатанного поэтом гораздо позднее.
Несколько позднее, очевидно, прочитав более подробные описания наводнения в петербургских газетах и в письмах родных и друзей, услышав рассказы очевидцев, Пушкин 4 декабря писал брату: «Закрытие театра и запрещение балов — мера благоразумная. Благопристойность того требовала. Конечно, народ не участвует в увеселениях высшего класса, но во время общественного бедствия не должно дразнить его обидной роскошью. Лавочники, видя освещение бельэтажа, могли бы разбить зеркальные окна, и был бы убыток. Ты видишь, что я беспристрастен… Этот потоп с ума мне не йдёт, он вовсе не так забавен, как с первого взгляда кажется…»
Впечатление от «петербургского потопа» и вызванные им размышления, определение его как «общественного бедствия», ударившего всей своею тяжестью по «народу», по беднейшему слою населения столицы,— всё это глубоко запало в сознание и чувства поэта, запало, чтобы через девять лет отразиться в «Медном всаднике».

2 - й у ч е н и к.
Осенью 1833 г. Пушкин вторично побывал в Болдино.
И вновь болдинская осень была удивительно плодотворной. За шесть недель, проведённых в имении, Пушкин написал две сказки, «Историю Пугачёва», множество лирических стихотворений и одно из величайших своих созданий — поэму «Медный всадник».
Поэма писалась легко. Она была готова за три недели. Поэт начал её 9 октября, а 31-го была дописана последняя строка. Пушкина давно привлекала титаническая фигура Петра I. Знакомясь с историей его царствования, он восторженно записывает в своём дневнике: «Петр Великий один — целая всемирная история».
В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в истории России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»: он становится не только символом движения жизни, её изменения и обновления, но и воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г. Белинский писал: «Мы понимаем смущённою душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом…»
«Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения» (1834, кн. XII), под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и завершая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачёркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
При жизни поэта «Медный всадник» так и не был напечатан, поэма увидела свет чуть позже, после серьёзной её переработки В. А. Жуковским.

4. Выразительное чтение вступления к поэме
учителем или заранее подготовленными учащимися

5. «Под сенью дружных муз»:
прослушивание увертюры-вступления
к балету Р. М. Глиэра «Медный всадник».

У ч и т е л ь.
Послушайте «Гимн городу» из балета Р. М. Глиэра «Медный всадник». Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании балета по пушкинской поэме в конце 1930-х гг., тогда же появились и черновые наброски музыки.

Сценарий был одобрен, но началась Великая Отечественная война, и работу над балетом пришлось отложить. Лишь осенью 1944 г. композитор вернулся к балету и сочинил основные музыкальные темы. А одна из главных тем музыки этого балета — «Гимн великому городу» — стала музыкальным символом Санкт-Петербурга и ныне исполняется как его официальный гимн.

Беседа

• Насколько, по-вашему, созвучны произведения А. С. Пушкина и Р. М. Глиэра?
• В чём близость поэтики литературного и музыкального произведений?
• Какова тональность музыкального произведения?
• Каким строчкам вступления она соответствует?

6. Беседа по тексту поэмы «Медный всадник»:
анализ вступления к поэме


• Как вы думаете, зачем к поэме дано вступление?
• К какому жанру можно отнести вступление?
• По каким признакам вы определили, что это ода? Дайте определение оде.
• О чём думал Петр I, стоя «на берегу пустынных волн»?
• Перечитайте 1-ю строфу. Какая картина рисуется перед вашим мысленным взором?
• Почему Пушкин не называет Петра по имени, а говорит о нём в 3-м лице и употребляет это местоимение с заглавной буквы?
• Перечитайте 2-ю строфу. Почему Пётр использует местоимение множественного числа?
• Какова была цель Петра I, когда он решил построить Петербург?
• Перечитайте 3-ю строфу. Какая картина рисуется перед вашим мысленным взором?
• Найдите в первых трёх строфах устаревшие слова. С какой целью использует их Пушкин?
• Послушайте 4-ю строфу. Какое ключевое слово в этой строфе?
• Найдите эпитеты в этом описании.
• Как меняется в этой строфе ритм и стиль повествования? Почему? Какое местоимение тут появляется?
• Что автор любит в этом городе?
• Прочитайте последнюю строфу вступления. Что желает автор этому городу? Почему?
• Как меняется тональность в последних пяти строчках вступления?

7. «В творческой мастерской художника»:
работа с иллюстрациями А. Н. Бенуа
к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

У ч и т е л ь.
Цикл рисунков Александра Николаевича Бенуа к поэме «Медный всадник» — пример глубоко серьёзного отношения русского мастера к искусству иллюстрации, трудному, требующему порой многолетних исканий. Его можно рассматривать как высшее достижение Бенуа в работе над пушкинской темой, да и вообще в иллюстрационном искусстве.

Рассмотрите иллюстрации (размещены на доске).
Подумайте, каким поэтическим строчкам из вступления к поэме они соответствуют.
Какие образы «зашифрованы» в иллюстрациях к «Медному всаднику»?
(1. «Бег санок вдоль Невы широкой…»;
2. «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…»;
3. «Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады…»;
4. «На берегу пустынных волн…»)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Умники и умницы»: постановка и
решение проблемного вопроса

(работа в парах)

• Как вы думаете, какой смысл заложен в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и её главный герой.

2. Заключительное слово учителя

— Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина — образец философской лирики, ставящей важнейшие проблемы соотношения общего и частного в жизни людей, личности и государства. И даже то, что в поэме больше вопросов, чем ответов, пробуждает читательскую мысль, заставляет вновь и вновь обращаться к проблематике поэмы, спорить о ней. Споры эти не прекращаются и в наши дни.

VI. Домашнее задание

Перечитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Подготовиться к работе по поэме «Медный всадник»: подобрать цитаты к образам Петра I и Евгения.

Следующий урок: Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства и личности >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему
В его лице изображалось
Смятенье.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1903
 
На берегу пустынных волн…
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1916 г.
 
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады...
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1916.
Бенуа начал работать над "Медным всадником" в 1903 году. В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика