Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики
Урок 8. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме
Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Проблема государства
и личности
Урок 10. Социально-философские проблемы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
А. С. Пушкина
УРОК 8
«Петербургская повесть» А. С. Пушкина
«Медный всадник». Роль вступления к поэме
Цель: ознакомить учащихся с историей создания поэмы «Медный всадник»; показать непреходящую ценность поэмы
и интерес А. С. Пушкина к историческому прошлому России, роль вступления к поэме; совершенствовать исследовательские, аналитические навыки; воспитывать
культурного читателя, способного видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстрации А. Н. Бенуа к поэме «Медный всадник», изображение памятника Петру I, виды Санкт-Петербурга,
увертюра-вступление к балету Р. М. Глиэра «Медный всадник».
Тип урока: комбинированный урок; урок-анализ поэтического текста с элементами интеграции.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают историю создания поэмы «Медный всадник», роль вступления к поэме; принимают участие
в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют вступление к поэме; сопоставляют одноимённые музыкальное и поэтическое произведения; анализируют
иллюстративный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
У ч и т е л ь. С Петербургом тесно связан жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Сюда, на берега Невы, впервые привезли его ребёнком в 1800 г.
Здесь, в доме на набережной Мойки, трагически угасла жизнь поэта. В своём творчестве Пушкин постоянно обращался к теме Петербурга, которая всё более
его увлекала. В расцвете творческих сил поэт создал поэму «Медный всадник» — никем не превзойдённый гимн северной столице.
«Петербургская повесть» — таков авторский подзаголовок поэмы, написанной в октябре 1833 г. в Болдино. Известный критик и литературовед XIX в.
А. В. Дружинин в своей книге «А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений» пишет: «“Медный всадник” есть вещь общедоступная, произведение европейское.
Он изобилует совершенствами всех родов, начиная от своего величавого начала до последней неслыханно грандиозной сцены: когда гигант на бронзовом
коне скачет за несчастным юношей, потрясая мостовую копытами металлической лошади, и в бледном сиянии луны простирает вперёд свою грозную руку!
Смелость, с которою поэт сливает историю своего героя с торжественнейшими эпохами народной истории,— беспредельна, изумительна и нова до крайности,
между тем как общая идея всего произведения по величию своему принадлежит к идеям, какие родятся только в фантазиях поэтов, подобных Данте, Шекспиру
и Мильтону!»
IV. Работа над темой урока
1. Беседа
• Что привлекает А. С. Пушкина в образе Петра I?
• Почему поэт неоднократно обращается к эпохе Петра I?
• Чем объяснить его интерес к этой личности?
2. Объяснение учителя
— Поэма состоит из вступления и двух частей. Творческая свобода поэта проявилась в смелом совмещении эпики и лиризма, реализма и фантастики, конкретности
деталей и символической обобщённости и многозначности их смысла.
Обратимся же к рассмотрению истории замысла и создания «Медного всадника», начиная с истоков, с тех исторических явлений, которые объясняют замысел и
основные образы, определяют сюжет поэмы.
В поэме, или «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, два основных персонажа, два героя, определяющих две
сплетённые между собою и сталкивающиеся идейно-тематические линии: первый из героев — Пётр Великий, «могучий властелин судьбы», «строитель чудотворный»,
создатель города «под морем», продолжающий как личность жить и после смерти в памятнике, давшем поэме её заглавие; другой — Евгений, мелкий чиновник из
обедневшего дворянского рода, опустившийся до мещанского уровня, «ничтожный герой», вошедший в 30-х гг. в творческий кругозор Пушкина из окружающего быта.
Эти два, казалось бы, далеко стоящих друг от друга героя оказываются связанными событием, самая возможность которого вызвана
«волей роковой» «державца полумира»,— петербургским наводнением 7 ноября 1824 г., погубившим не только счастие, но и жизнь Евгения. Угроза, брошенная
«кумиру» безумцем в момент внезапного и «страшного» прояснения мыслей, и вызванный ею мгновенный гнев «грозного царя» составляют кульминацию
поэмы. Вокруг этого момента вращаются уже второе столетие все разнообразные попытки её истолкования. Но наводнение, по-видимому, является тем моментом, от
которого нужно начинать творческую историю «Медного всадника».
3. Слушание «Литературных визиток»
об истории создания поэмы «Медный всадник»
1 - й у ч е н и к.
Петровская эпоха для Пушкина — это длительный период в истории России, не закончившийся со смертью царя-реформатора. Поэт обращается не к истокам этой эпохи,
а к её итогам, то есть к современности.
Когда произошло петербургское наводнение — сильнейшее наводнение в истории города, Пушкин жил третий месяц (с 9 августа) в Михайловском, сосланный
из Одессы «в далёкий северный уезд», и был глубоко взволнован происшедшим в самом конце октября тяжёлым столкновением с отцом — столкновением, грозившим
ему, быть может, новой административной карой. Когда и каким образом узнал он о наводнении, сказать трудно. Возможно, что он узнал
о «потопе» и раньше, из письма петербургской приятельницы — Е. М. Ивелич,
написанного тотчас после наводнения, но полученного в Михайловском и распечатанного поэтом гораздо позднее.
Несколько позднее, очевидно, прочитав более подробные описания наводнения в петербургских газетах и в письмах родных и друзей, услышав рассказы очевидцев,
Пушкин 4 декабря писал брату: «Закрытие театра и запрещение балов — мера благоразумная. Благопристойность того требовала. Конечно, народ не участвует в
увеселениях высшего класса, но во время общественного бедствия не должно дразнить его обидной роскошью. Лавочники, видя освещение
бельэтажа, могли бы разбить зеркальные окна, и был бы убыток. Ты видишь, что я беспристрастен… Этот потоп с ума мне не йдёт, он вовсе не так забавен, как
с первого взгляда кажется…»
Впечатление от «петербургского потопа» и вызванные им размышления,
определение его как «общественного бедствия», ударившего всей своею тяжестью по «народу», по беднейшему слою населения столицы,— всё это глубоко
запало в сознание и чувства поэта, запало, чтобы через девять лет отразиться в «Медном всаднике».
2 - й у ч е н и к.
Осенью 1833 г. Пушкин вторично побывал в Болдино.
И вновь болдинская осень была удивительно плодотворной. За шесть недель, проведённых в имении, Пушкин написал две сказки, «Историю Пугачёва»,
множество лирических стихотворений и одно из величайших своих созданий — поэму «Медный всадник».
Поэма писалась легко. Она была готова за три недели. Поэт начал её 9 октября, а 31-го была дописана последняя строка. Пушкина давно привлекала титаническая
фигура Петра I. Знакомясь с историей его царствования, он восторженно записывает в своём дневнике: «Петр Великий один — целая всемирная
история».
В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в истории России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»: он становится не
только символом движения жизни, её изменения и обновления, но и воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г. Белинский писал:
«Мы понимаем смущённою душой, что не произвол, а разумная
воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом…»
«Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не
изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации. Поэма
не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения» (1834, кн. XII), под названием: «Петербург. Отрывок из
поэмы» (от начала и завершая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачёркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).
При жизни поэта «Медный всадник» так и не был напечатан, поэма увидела свет чуть позже, после серьёзной её переработки В. А. Жуковским.
4. Выразительное чтение вступления к поэме
учителем или заранее подготовленными учащимися
5. «Под сенью дружных муз»:
прослушивание увертюры-вступления
к балету Р. М. Глиэра «Медный всадник».
У ч и т е л ь. Послушайте «Гимн городу» из балета Р. М. Глиэра «Медный всадник». Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании балета по пушкинской
поэме в конце 1930-х гг., тогда же появились и черновые наброски музыки.
Сценарий был одобрен, но началась Великая Отечественная война, и работу над балетом пришлось отложить. Лишь осенью 1944 г. композитор вернулся к балету
и сочинил основные музыкальные темы. А одна из главных тем музыки этого
балета — «Гимн великому городу» — стала музыкальным символом Санкт-Петербурга и ныне исполняется как его официальный гимн.
Беседа
• Насколько, по-вашему, созвучны произведения А. С. Пушкина и Р. М. Глиэра?
• В чём близость поэтики литературного и музыкального произведений?
• Какова тональность музыкального произведения?
• Каким строчкам вступления она соответствует?
6. Беседа по тексту поэмы «Медный всадник»:
анализ вступления к поэме
• Как вы думаете, зачем к поэме дано вступление?
• К какому жанру можно отнести вступление?
• По каким признакам вы определили, что это ода? Дайте определение оде.
• О чём думал Петр I, стоя «на берегу пустынных волн»?
• Перечитайте 1-ю строфу. Какая картина рисуется перед вашим мысленным взором?
• Почему Пушкин не называет Петра по имени, а говорит о нём в 3-м лице и употребляет это местоимение с заглавной буквы?
• Перечитайте 2-ю строфу. Почему Пётр использует местоимение множественного числа?
• Какова была цель Петра I, когда он решил построить Петербург?
• Перечитайте 3-ю строфу. Какая картина рисуется перед вашим мысленным взором?
• Найдите в первых трёх строфах устаревшие слова. С какой целью использует их Пушкин?
• Послушайте 4-ю строфу. Какое ключевое слово в этой строфе?
• Найдите эпитеты в этом описании.
• Как меняется в этой строфе ритм и стиль повествования? Почему? Какое местоимение тут появляется?
• Что автор любит в этом городе?
• Прочитайте последнюю строфу вступления. Что желает автор этому городу? Почему?
• Как меняется тональность в последних пяти строчках вступления?
7. «В творческой мастерской художника»:
работа с иллюстрациями А. Н. Бенуа
к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
У ч и т е л ь. Цикл рисунков Александра Николаевича Бенуа к поэме «Медный всадник» — пример глубоко серьёзного отношения русского мастера к искусству
иллюстрации, трудному, требующему порой многолетних исканий. Его можно рассматривать как высшее достижение Бенуа в работе над пушкинской темой,
да и вообще в иллюстрационном искусстве.
Рассмотрите иллюстрации (размещены на доске).
Подумайте, каким поэтическим строчкам из вступления к поэме они соответствуют.
Какие образы «зашифрованы» в иллюстрациях к «Медному всаднику»?
(1. «Бег санок вдоль Невы широкой…»;
2. «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…»;
3. «Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады…»;
4. «На берегу пустынных волн…»)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. «Умники и умницы»: постановка и
решение проблемного вопроса
(работа в парах)
• Как вы думаете, какой смысл заложен в том, что поэма «Медный всадник»
открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и её главный герой.
2. Заключительное слово учителя
— Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина — образец философской лирики, ставящей важнейшие проблемы соотношения общего и частного в жизни людей, личности
и государства. И даже то, что в поэме больше вопросов, чем ответов, пробуждает читательскую мысль, заставляет вновь и вновь обращаться
к проблематике поэмы, спорить о ней. Споры эти не прекращаются и в наши дни.
VI. Домашнее задание
Перечитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».
Подготовиться к работе по поэме «Медный всадник»: подобрать цитаты к образам Петра I и Евгения.
Следующий урок: Урок 9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме А. С. Пушкина
«Медный всадник». Проблема государства и личности >>>
|