А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы В. А. Тропинина. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 3
А. С. Пушкин: личность, судьба,
этапы творческого пути
(с обобщением ранее изученного)

Цель:

вспомнить основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; показать гениальную одарённость, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта; формировать умения и навыки выразительного чтения, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование; воспитывать интерес и уважение к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; тексты стихотворений; портреты А. С. Пушкина, выполненные О. А. Кипренским и В. А. Тропининым.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков; урок-погружение в мир поэта.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина; принимают участие в беседе; исследуют литературоведческий текст; выразительно читают стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Нравится ли вам поэзия А. С. Пушкина? Чем именно?
• Какие произведения Пушкина, помимо программных, вы читали?
• Поэтесса Марина Цветаева написала книгу «Мой Пушкин» о влиянии поэта на её творчество и жизнь. Есть ли у вас «свой Пушкин»?

2. Проверка домашнего задания:
слушание творческих работ
«Как я познакомился с поэзией Пушкина и что ценю в ней?»

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Для того чтобы рассмотреть большую картину, надо встать перед ней не слишком близко и не слишком далеко. Если мы станем слишком близко, то сосредоточившись на деталях, мы, как говорится, «из-за деревьев не увидим леса»; если же, наоборот, слишком удалимся, то не заметим драгоценных деталей и тонких нюансов, часто являющихся ключом к пониманию целого. Иными словами, необходимо найти так называемую «фокусную» точку зрения, которая даст нам правильное впечатление о картине.

Такая «фокусная» точка зрения существует и в духовном восприятии личности человека. Её очень трудно найти. Особенно трудно воссоздать и правильно представить историческую личность. Историк и, особенно, литературовед обязан найти такой «фокус» для правильного истолкования изучаемой личности. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем искать «фокусную» точку, с которой правильно и целостно проанализируем личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина.

IV. Работа над темой урока

1. «Под сенью дружных муз…»:
работа с портретами А. С. Пушкина
кисти
О. А. Кипренского и В. А. Тропинина

У ч и т е л ь. У тамбовской поэтессы В. Т. Дорожкиной есть стихотворение, которое так и называется «Перед портретом Пушкина». Послушайте отрывок из этого стихотворения:

Писать стихи — конечно, не забава,
Когда любовь пером руководит
И не прельщает призрачная слава,
А в мыслях — вечно молодой пиит…

…Наедине с бумагой — до рассвета.
За окнами — ни звука, ни огня…
Достойна ли я звания поэта?
И строго Пушкин смотрит на меня.

• Какое впечатление на вас производят эти изображения Пушкина? Какие черты характера передают портреты? Чем они схожи и чем различаются?

Комментарий.
После возвращения А. С. Пушкина из южной ссылки появляются его первые портреты, принадлежащие кисти блестящих мастеров живописи. Самые знаменитые портреты Пушкина выполнены Орестом Адамовичем Кипренским и Василием Андреевичем Тропининым.
Кипренский нарисовал Пушкина по просьбе лицейского товарища поэта — Дельвига. Дельвигу же при надлежит мысль поместить за спиной поэта изображение музы. Вот описание этого портрета из книги «Истории русского искусства»:
«Художник верен особенностям внешности поэта, однако последовательно отказывается от всего обыденного в образе.
Строгое равновесие и простота композиции, сдержанность цветового решения, спокойная сосредоточенность поэта, подчёркнутая сложенными на груди руками, задумчивый взгляд, устремлённый чуть вверх, мимо зрителя, наконец, плащ, скрывающий прозаический покрой современного костюма,— во всём этом ощущается стремление дать собирательный образ творческой личности».
А вот описание тропининского портрета:
«Поэт изображён сидящим у стола в позе свободно беседующего человека. Чуть приподнятые углы губ придают лицу оттенок сдержанного оживления. Лиловато-коричневый халат драпируется широкими свободными складками; ворот рубашки широко распахнут, синий галстук повязан подчёркнуто небрежно. В колорите сохраняется свежесть непосредственного наблюдения натуры… Естественная непринуждённость облика поэта воспринимается как свидетельство свободы внутренней, духовной».

У ч и т е л ь. Александр Сергеевич Пушкин — родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила»; в романтических «южных» поэмах — «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др.
Он впервые определил (в поэмах, драматургии, прозе) многие актуальные проблемы русской литературы XIX в., нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости — народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка». В философской лирике и «маленьких трагедиях» («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь») 1830-х гг. — постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются острой постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, спасения души, нравственного очищения и «милости».

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. С. Пушкина

и выразительное чтение стихотворений:

«Детство и юность Пушкина», «После Лицея», «Южная ссылка», «Михайловское», «Годы странствий», «Последние годы жизни»
(Учащиеся по ходу слушания составляют хронологическую таблицу жизни и творчества А. Пушкина (запись в тетрадях).)

3. «Размышляя обсуждаем»:
практическая работа с дневниковыми записями А. С. Пушкина

(работа в парах с раздаточным материалом)

• Прочитайте выдержки из дневников А. С. Пушкина, ответьте на вопросы.

1. Что читатель узнаёт из дневников Пушкина о нём самом?
2. Что читатель узнаёт из дневников Пушкина о его времени? Запишите свои суждения.

Дневник — это повествование от первого лица. В жизни люди могут записывать текущие события своей жизни, то есть ведут ежедневные автобиографические записи. В них указывают точную дату записи.

Карточка № 1

ИЗ ЛИЦЕЙСКОГО ДНЕВНИКА
1815. 29 ноября.
Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — её не видно было! — наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,— сладкая минута!.. Как она мила была! как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов — ах! — какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут…

10 декабря. Летом напишу я «Картину Царского Села».
1. Картина сада.
2. Дворец. День в Царском Селе.
3. Утреннее гулянье.
4. Полуденное гулянье.
5. Вечернее гулянье.
6. Жители Царского Села.
Вот главные предметы вседневных моих записок. Но это ещё будущее…

Карточка № 2

ИЗ ДНЕВНИКА 1834–1835 ГОДОВ
1834. 26 января.
В прошедший вторник зван я был в Аничков. Приехал в мундире. Мне сказали, что гости во фраках. Я уехал, оставя Наталью Николаевну, и, переодевшись, отправился на вечер к С. В. Салтыкову. Государь был недоволен и несколько раз принимался говорить обо мне: «Он мог бы дать себе труд съездить надеть фрак и возвратиться. Попеняйте ему».

7 апреля. «Телеграф» запрещён… Гоголь по моему совету начал Историю русской критики…

1835. Февраль. С января очень я занят Петром. На балах был раза 3; уезжал с них рано. Придворными сплетнями мало занят…

4. «Умники и умницы»:
исследовательская работа литературоведческого
текста
(работа в группах, с раздаточным материалом)

• Сравните периодизации творчества А. С. Пушкина, созданные исследователями-литературоведами. Осмыслите, на что делал акцент каждый исследователь.

Карточка № 3

Ещё в Лицее наступает момент, когда ядро собственно пушкинского стиля, пусть не до конца оформившегося и осознавшего себя, начинает просвечивать довольно явственно. Это происходит в 1816 году, в таких стихотворениях, как, например, «Друзьям», отчасти «Сон» и в особенности — «Желание»; в последнем наиболее сильно и уверенно заявляют о себе некоторые фундаментальные творческие принципы Пушкина-лирика, благодаря чему это стихотворение резко выделяется среди всего почти лицейского творчества и может казаться произведением зрелого периода…
С указанного момента эта биография с символической чёткостью (которую вовсе не умаляет доля условности, присущая любой периодизации) делится на три хронологически равных этапа — на три семилетия:
• раннее — 1816–1823 гг. (центральный момент «кризиса 20-х годов»);
• зрелое — 1823–1830 гг. («болдинская осень»);
• позднее — 1830–1837 гг.
При всём различии… два этапа — вступительный (до 1816 года) и раннее семилетие (1816–1823) — сходны по характеру творческого поведения. В полном соответствии с духом времени молодой Пушкин больше оглядывается вокруг, чем всматривается в себя… Это были поиски в первую очередь литературные… Рубеж между первым семилетием и вторым приходится на 1823 г.: кульминационный момент духовного переворота, так называемого кризиса 20-х годов, сыгравшего беспримерную, решающую роль во внутренней жизни Пушкина, отразившегося в стихотворениях, которые отмечены душевным смятением, даже надрывом, острее всего в «Демоне» (1823). Второе семилетие — это этап, когда было окончательно осознано и в стихотворении о встрече с «шестикрылым серафимом» (1826) провозглашено кредо, определившее весь дальнейший путь Пушкина. На этом этапе уверенно творился лирический космос… Этот этап через «болдинскую осень» — 1830 г. (рубеж второго и третьего семилетий) вывел в поздний период (1830–1837), когда в пушкинском творчестве, по выражению Достоевского, «засияли идеи всемирные»… Вряд ли случайно то, что оно совпадает с семилетним периодом работы над «Евгением Онегиным»: 1823 г. — первая глава, 1830-й — восьмая…
Зрелое семилетие Пушкина — это в полном смысле слова «онегинское» семилетие; начало его и ознаменовано «началом большого стихотворения», заявляющего себя как такое «стихотворение», в герои которого автор «годится»…
(В. С. Непомнящий)

Карточка № 4

Первый период творчества Пушкина (1813 — лето 1817) приходится на время ожесточённой борьбы между карамзинистами и шишковистами. Пушкин-лицеист активно включился в неё на стороне последователей Карамзина
Период собственно ученичества был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро, усваивая различные художественные традиции и интонации, поэт достиг в каждом из них совершенства зрелых мастеров…
Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г.
Выпущенный из Лицея, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами…
Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметно новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений…
Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820–1824). Творчество этих лет шло под знаком романтизма… На развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишинёвской группой декабристов, соприкосновение с наиболее радикальными деятелями тайного общества. Именно в Кишинёве накал его политической лирики достигает высшего напряжения («Кинжал», «В. Л. Давыдову» и др.).
В конце 1820-х гг. отчётливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из его существенных признаков явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально различного художественного слова. Поэтическое слово — слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление… В 1830-е гг. и жизнь, и творчество Пушкина вступили в новый — последний этап… когда трагическая борьба за независимость сделалась… важной в жизни поэта, а всё более глубокое понимание свободы — главным направлением его размышлений… (Ю. М. Лотман)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа


• Выделите основные этапы биографии А. С. Пушкина. Какие лирические произведения были написаны в каждый из периодов?
• Какую роль в жизни будущего поэта сыграл Царскосельский Лицей и товарищи по учёбе?
• Какие литературные традиции XVIII и начала XIX вв. осваивал поэт в лицейские годы? Какие произведения наиболее показательны для этого периода?
• Объясните причины отправки Пушкина в южную ссылку.

VI. Домашнее задание

1. Выучить основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина.

2. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Погасло дневное светило…», «К морю», «Пророк».

Следующий урок: Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
И. Е. Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911 г.

 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика