Урок 68. М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок
Урок 69. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел, история создания, жанр,
композиция романа
Урок 70. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников
УРОК 68
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН:
ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО.
ПРОБЛЕМАТИКА М ПОЭТИКА СКАЗОК
Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина; раскрыть понятие «эзопов язык»; углубить знания по теории литературы (гротеск, гипербола);
раскрыть роль авторской интонации; показать обобщающий смысл сказок Щедрина; определить значение щедринской
сатиры в наше время; развивать ассоциативное мышление учащихся; расширить литературный кругозор учащихся.
Оборудование:
учебник, портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, тексты сказок, иллюстративный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества писателя-сатирика; углубляют знания по
теории литературы; раскрывают обобщающий смысл сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина; определяют значение
щедринской сатиры для современного читателя; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Анализ контрольных сочинений.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, гениальный художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, талантливый журнальный редактор и
организатор молодых творческих сил, был одним из самых ярких деятелей русского освободительного движения. Трудно представить классическую русскую
литературу без М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это значило бы лишить её облик неповторимо своеобразных черт. В этом человеке счастливо
соединились громадный комический талант, могучий, проницательный ум, энциклопедическая образованность, непревзойдённое знание жизни России до
последних её мелочей, гуманизм революционного демократа и патриота. С именем М. Е. Салтыкова-Щедрина Максим Горький связывал расцвет сатирического
творчества в России: «Это не смех Гоголя,— писал он,— а нечто гораздо более оглушительно правдивое, более глубокое и могучее…». Салтыков-Щедрин был
мудрым и проникновенным художником-сатириком, которому оказались доступными «тончайшие нити и пружины личных и общественных отношений».
Он умел заглянуть в тайники души не только одного человека, но постичь нечто сокровенное в психологии целых классов, групп, сословии и всенародно обнажить
социальные их «готовности». «Диагност наших общественных зол и недугов», пророк — так отзывались о сатирике его современники.
Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось современному читателю в значительно худшем состоянии, чем наследие других русских классиков.
Почти каждое произведение великого сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. Значительная часть написанного
им не была собрана и издана…
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина |
Дата |
Событие |
15 (27) января 1826 г. |
Родился М. Е. Салтыков-Щедрин |
1856 г. |
Возвращение из ссылки. «Рождения» Н. Щедрина, литературного
псевдонима Салтыкова, и одновременно так зовут одного из постоянных «рассказчиков» его стари, ставшего широко известным
читающей публике после «Губернских очерков» |
1861 г. |
Служба в провинции |
1868 г. |
Возглавляет «Отечественные записки», один из самых лучших,
смелых демократических русских журналов второй половины ХIХ в. |
1884 г. |
Журнал «Отечественные записки» запрещён правительством |
28 апреля (10 мая) 1889 г. |
Смерть |
|
2. Объяснение учителя
— К его слову внимательно и настороженно прислушивалась цензура, специальное учреждение, которое ведало надзором за печатью. Категорически
запрещалось любое произведение, если в нём усматривалась критика самодержавного порядка. Салтыков-Щедрин сполна изведал эту горькую чашу. Но
и писатель не оставался, что называется, в долгу. Он выработал привычку беседовать с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим
намёкам и умолчаниям, к необычной сказочной форме.
Этот иносказательный язык называли эзоповым, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, который в баснях на сюжеты из жизни животных изображал людей.
Салтыков-Щедрин был настоящим мастером эзопова языка. Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы
пробудилось, наконец, в народе сознание своей силы, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. А для этого нужно было очень
сильно любить людей, любить Родину, любить народ, верить в него…
Иногда писатели-реалисты (чаще всего — сатирики) используют в художественных произведениях преувеличение, которое нарушает жизненное правдоподобие. Сатира
Щедрина обличала пороки, для буржуазно-помещичьего государства весьма обычные, примелькавшиеся.
Сатирик непомерно преувеличивает значение, силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить его впечатление на читателя, затронуть и сознание, и чувство
последнего. Это — гипербола.
Если же писатель (с той же целью) придумывает искусственные, фантастические явления, события, детали, не встречающиеся ни в природе, ни в обществе,—
это гротеск: дерзко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое.
В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: её политическая острота и целеустремлённость,
реализм её фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искромётность юмора.
«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы кроме «Сказок» Щедрин ничего не написал, то и они
одни дали бы ему право на бессмертие.
Из 32 сказок 29 Щедрин написал в последнее десятилетие жизни (большинство с 1882 по 1886 г.), и только 3 сказки созданы в 1869 г.
Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.
Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на четыре тематические группы:
1) сатира на правительство, эксплуататоров;
2) сатира на либеральную интеллигенцию;
3) сказки о народе;
4) сказки, разоблачающие частнособственническую мораль.
3. Работа над идейно-художественным содержанием
сказки «Премудрый пискарь»
1) Создание проблемной ситуации
• Каков смысл названия сказки? Подумайте, каково значение эпитета «премудрый».
• Подберите синонимы и антонимы к этому слову.
(Синонимы: умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, с головой, башковитый, мозговитый,
обладающий здравым умом и т. п.; антонимы: глупый, неумный, бестолковый, несообразительный и др.)
2) Аналитическая беседа
• Когда была создана сказка «Премудрый пискарь»? Вспомните основные события этого времени в России.
• Соотнесите с ними содержание сказки. Объясните злободневность «Премудрого пискаря» для того периода.
• Какие явления действительности высмеивает сатирик в этой сказке?
• Какие социальные идеалы проповедует в ней автор?
• Какие особенности сатиры Щедрина в ней проявились?
3) Обобщение учителя
— Хоть и называет Салтыков-Щедрин своего героя — пескаря — премудрым, но смысл в это слово вкладывает, бесспорно, иронический. «Премудрый»
в устах автора сказки звучит насмешливо, язвительно. Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным.
Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об обычных сказочных (или басенных) рыбах, о рыбьем царстве: здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают,
и водяные блохи, и пескари целыми стадами водятся, и упоминается рыбацкая артель с неводом, и, наконец, печальные и угнетающие воспоминания отца-пескаря
об ухе, которую он чуть было не отведал. Словом, рыбы и есть рыбы. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человечий манер
и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок,— говорил старый пискарь, умирая,— коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».
4. «Умники и умницы»: развитие ассоциативного мышления (работа в парах)
• Какие заветы оставляли своим детям-наследникам отцы — герои других классических произведений русской литературы?
5. Работа над идейно-художественным содержанием
сказки «Медведь на воеводстве»
1) Аналитическая беседа
• К какой группе сказок можно отнести эту сказку?
• Как в сказке рассказывается о царствовании в лесу трёх воевод-медведей?
• Какую цель ставили перед собой каждый из правителей?
• Отразились ли на общем состоянии лесной жизни смена «царей»?
• Какая участь постигла всех Топтыгиных?
• Раскройте идейно-художественный смысл сказки «Медведь на воеводстве».
2) Обобщение учителя
— В сказке «Медведь на воеводстве» развёртывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. Рассказывается о царствовании в лесу
трёх воевод-медведей, различных по своему характеру: злого сменяет ретивый, а ретивого добрый. Но эти перемены никак не отражаются на
общем состоянии лесной жизни. Не случайно про Топтыгина 1-го в сказке говорится: «…он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина». Зло заключается не
в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной, медвежьей природе власти. Оно и совершается с каким-то наивным простодушием: «Потом
стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец, забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения
ума человеческого в отхожую яму свалил. Сделавши всё это, сел на корточки и ждёт прощения».
Топтыгины из сказки «Медведь на воеводстве», посланные львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершать «кровопролитий». Этим
они вызывали гнев народа, и их постигла «участь всех пушных зверей» — они были убиты восставшими.
6. Аналитическая работа в группах с текстами сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Задания
1-я группа.
Во многих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин применял приём переключения повествования из реального плана в фантастический. Как использован этот
приём в сказке «Коняга»?
• Какой идейный смысл заключён в пейзаже из сказки «Коняга»?
2-я группа.
Сказка «Вяленая вобла» создана М. Е. Салтыковым-Щедриным в 80-е г. Какие социальные и нравственные приметы
эпохи сатирик разоблачил в этом отрывке из сказки:
«…От рождения она была вобла степенная, не в своё дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала и неблагонадёжных компаний удалялась.
Ещё где, бывало, заслышит, что пескари об конституциях болтают — сейчас налево кругом и под лопух схоронится. Однако же, и за всем тем, не без
страху жила, потому что не ровен час, вдруг… «Мудрёное нынче время!»,— думала она,— такое мудрёное, что и невинный за виноватого как раз сойдёт! Начнут,
это, шарить, а ты около где-нибудь спряталась: — ан и около пошарят! Где была? по какому случаю? каким манером? — господи, спаси и помилуй!» Стало
быть, можете себе представить, как она была рада, когда её изловили и все мысли и чувства у ней выхолостили!..»
• Как использовал сатирик эзопов язык в этом отрывке?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Приём «Микрофон»
• В чём заключается значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина: во имя каких идей действовал писатель, обличая пороки современного ему общества
и отдельных людей?
• Как ирония, сарказм, сатирическое заострение образов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина способствуют утверждению в нашей жизни положительных
нравственно-политических идеалов?
• Какие именно идеалы формируют сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина у современного читателя?
2. Заключительное слово учителя
— В основе сатирической фантазии итоговой книги Салтыкова-Щедрина лежат народные сказки о животных. Писатель использует здесь отточенное вековой
народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развёрнутых мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено
готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра… Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает и углубляет
потенциально заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надёжным способом эзоповского языка, в то же
время понятного самым широким, демократическим слоям русского общества.
VI. Домашнее задание
1. Написать собственную сказку в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина (по желанию учащихся).
2. Прочитать роман «История одного города».
3. Опережающее задание
Подготовить сообщения о замысле, истории создания романа «История одного города».
Следующие уроки: Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел,
история создания, жанр, композиция романа >>>
|