М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 М. Е. Салтыков-Щедрин
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
 
 
 
 
Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Иллюстрация к сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». 1937–1939 гг.
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 - 1889)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 68. М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок

Урок 69. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа

Урок 70. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников


УРОК 68
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН:
ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО.
ПРОБЛЕМАТИКА М ПОЭТИКА СКАЗОК

Цель:

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина; раскрыть понятие «эзопов язык»; углубить знания по теории литературы (гротеск, гипербола); раскрыть роль авторской интонации; показать обобщающий смысл сказок Щедрина; определить значение щедринской сатиры в наше время; развивать ассоциативное мышление учащихся; расширить литературный кругозор учащихся.

Оборудование:
учебник, портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, тексты сказок, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества писателя-сатирика; углубляют знания по теории литературы; раскрывают обобщающий смысл сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина; определяют значение щедринской сатиры для современного читателя; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Анализ контрольных сочинений.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, гениальный художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, талантливый журнальный редактор и организатор молодых творческих сил, был одним из самых ярких деятелей русского освободительного движения. Трудно представить классическую русскую литературу без М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это значило бы лишить её облик неповторимо своеобразных черт. В этом человеке счастливо соединились громадный комический талант, могучий, проницательный ум, энциклопедическая образованность, непревзойдённое знание жизни России до последних её мелочей, гуманизм революционного демократа и патриота. С именем М. Е. Салтыкова-Щедрина Максим Горький связывал расцвет сатирического творчества в России: «Это не смех Гоголя,— писал он,— а нечто гораздо более оглушительно правдивое, более глубокое и могучее…». Салтыков-Щедрин был мудрым и проникновенным художником-сатириком, которому оказались доступными «тончайшие нити и пружины личных и общественных отношений».

Он умел заглянуть в тайники души не только одного человека, но постичь нечто сокровенное в психологии целых классов, групп, сословии и всенародно обнажить социальные их «готовности». «Диагност наших общественных зол и недугов», пророк — так отзывались о сатирике его современники.

Литературное наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина досталось современному читателю в значительно худшем состоянии, чем наследие других русских классиков. Почти каждое произведение великого сатирика, революционного демократа, несло на себе клеймо царской цензуры. Значительная часть написанного им не была собрана и издана…

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина
     Дата      
Событие
15 (27) января 1826 г.
Родился М. Е. Салтыков-Щедрин
1856 г.
Возвращение из ссылки. «Рождения» Н. Щедрина, литературного псевдонима Салтыкова, и одновременно так зовут одного из постоянных «рассказчиков» его стари, ставшего широко известным читающей публике после «Губернских очерков»
1861 г.
Служба в провинции
1868 г.
Возглавляет «Отечественные записки», один из самых лучших, смелых демократических русских журналов второй половины ХIХ в.
1884 г.
Журнал «Отечественные записки» запрещён правительством
28 апреля (10 мая) 1889 г.
Смерть


2. Объяснение учителя

— К его слову внимательно и настороженно прислушивалась цензура, специальное учреждение, которое ведало надзором за печатью. Категорически запрещалось любое произведение, если в нём усматривалась критика самодержавного порядка. Салтыков-Щедрин сполна изведал эту горькую чашу. Но и писатель не оставался, что называется, в долгу. Он выработал привычку беседовать с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намёкам и умолчаниям, к необычной сказочной форме.

Этот иносказательный язык называли эзоповым, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, который в баснях на сюжеты из жизни животных изображал людей. Салтыков-Щедрин был настоящим мастером эзопова языка. Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы пробудилось, наконец, в народе сознание своей силы, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. А для этого нужно было очень сильно любить людей, любить Родину, любить народ, верить в него…

Иногда писатели-реалисты (чаще всего — сатирики) используют в художественных произведениях преувеличение, которое нарушает жизненное правдоподобие. Сатира Щедрина обличала пороки, для буржуазно-помещичьего государства весьма обычные, примелькавшиеся.

Сатирик непомерно преувеличивает значение, силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить его впечатление на читателя, затронуть и сознание, и чувство последнего. Это — гипербола.

Если же писатель (с той же целью) придумывает искусственные, фантастические явления, события, детали, не встречающиеся ни в природе, ни в обществе,— это гротеск: дерзко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое.

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: её политическая острота и целеустремлённость, реализм её фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искромётность юмора.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы кроме «Сказок» Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Из 32 сказок 29 Щедрин написал в последнее десятилетие жизни (большинство с 1882 по 1886 г.), и только 3 сказки созданы в 1869 г. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на четыре тематические группы:

1) сатира на правительство, эксплуататоров;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, разоблачающие частнособственническую мораль.

3. Работа над идейно-художественным содержанием
сказки «Премудрый пискарь»

1) Создание проблемной ситуации


• Каков смысл названия сказки? Подумайте, каково значение эпитета «премудрый».

• Подберите синонимы и антонимы к этому слову.
(Синонимы: умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, с головой, башковитый, мозговитый, обладающий здравым умом и т. п.; антонимы: глупый, неумный, бестолковый, несообразительный и др.)

2) Аналитическая беседа

• Когда была создана сказка «Премудрый пискарь»? Вспомните основные события этого времени в России.

• Соотнесите с ними содержание сказки. Объясните злободневность «Премудрого пискаря» для того периода.

• Какие явления действительности высмеивает сатирик в этой сказке?

• Какие социальные идеалы проповедует в ней автор?

• Какие особенности сатиры Щедрина в ней проявились?

3) Обобщение учителя

— Хоть и называет Салтыков-Щедрин своего героя — пескаря — премудрым, но смысл в это слово вкладывает, бесспорно, иронический. «Премудрый» в устах автора сказки звучит насмешливо, язвительно. Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным.

Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об обычных сказочных (или басенных) рыбах, о рыбьем царстве: здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескари целыми стадами водятся, и упоминается рыбацкая артель с неводом, и, наконец, печальные и угнетающие воспоминания отца-пескаря об ухе, которую он чуть было не отведал. Словом, рыбы и есть рыбы. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человечий манер и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок,— говорил старый пискарь, умирая,— коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».

4. «Умники и умницы»: развитие ассоциативного мышления (работа в парах)

• Какие заветы оставляли своим детям-наследникам отцы — герои других классических произведений русской литературы?

5. Работа над идейно-художественным содержанием
сказки «Медведь на воеводстве»

1) Аналитическая беседа


• К какой группе сказок можно отнести эту сказку?

• Как в сказке рассказывается о царствовании в лесу трёх воевод-медведей?

• Какую цель ставили перед собой каждый из правителей?

• Отразились ли на общем состоянии лесной жизни смена «царей»?

• Какая участь постигла всех Топтыгиных?

• Раскройте идейно-художественный смысл сказки «Медведь на воеводстве».

2) Обобщение учителя

— В сказке «Медведь на воеводстве» развёртывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. Рассказывается о царствовании в лесу трёх воевод-медведей, различных по своему характеру: злого сменяет ретивый, а ретивого добрый. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. Не случайно про Топтыгина 1-го в сказке говорится: «…он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина». Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной, медвежьей природе власти. Оно и совершается с каким-то наивным простодушием: «Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец, забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил. Сделавши всё это, сел на корточки и ждёт прощения».

Топтыгины из сказки «Медведь на воеводстве», посланные львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершать «кровопролитий». Этим они вызывали гнев народа, и их постигла «участь всех пушных зверей» — они были убиты восставшими.

6. Аналитическая работа в группах с текстами сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Задания

1-я группа.

Во многих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин применял приём переключения повествования из реального плана в фантастический. Как использован этот приём в сказке «Коняга»?

• Какой идейный смысл заключён в пейзаже из сказки «Коняга»?

2-я группа.
Сказка «Вяленая вобла» создана М. Е. Салтыковым-Щедриным в 80-е г. Какие социальные и нравственные приметы эпохи сатирик разоблачил в этом отрывке из сказки:

«…От рождения она была вобла степенная, не в своё дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала и неблагонадёжных компаний удалялась. Ещё где, бывало, заслышит, что пескари об конституциях болтают — сейчас налево кругом и под лопух схоронится. Однако же, и за всем тем, не без страху жила, потому что не ровен час, вдруг… «Мудрёное нынче время!»,— думала она,— такое мудрёное, что и невинный за виноватого как раз сойдёт! Начнут, это, шарить, а ты около где-нибудь спряталась: — ан и около пошарят! Где была? по какому случаю? каким манером? — господи, спаси и помилуй!» Стало быть, можете себе представить, как она была рада, когда её изловили и все мысли и чувства у ней выхолостили!..»

• Как использовал сатирик эзопов язык в этом отрывке?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон»


• В чём заключается значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина: во имя каких идей действовал писатель, обличая пороки современного ему общества и отдельных людей?

• Как ирония, сарказм, сатирическое заострение образов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина способствуют утверждению в нашей жизни положительных нравственно-политических идеалов?

• Какие именно идеалы формируют сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина у современного читателя?

2. Заключительное слово учителя

— В основе сатирической фантазии итоговой книги Салтыкова-Щедрина лежат народные сказки о животных. Писатель использует здесь отточенное вековой народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развёрнутых мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра… Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает и углубляет потенциально заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надёжным способом эзоповского языка, в то же время понятного самым широким, демократическим слоям русского общества.

VI. Домашнее задание

1. Написать собственную сказку в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина (по желанию учащихся).

2. Прочитать роман «История одного города».

3. Опережающее задание
Подготовить сообщения о замысле, истории создания романа «История одного города».

Следующие уроки: Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
Е. М. Рачёв. Иллюстрация к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь".
Источник: Рисунки к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина. Набор открыток.
Художник Е. Рачев. – М.: Советский художник. 1957 г.


 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика