Рассказ В. П. Астафьева «Пролетный гусь». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет В.П.Астафьева работы художника Е.Н.Широкова, 1969
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)


Уроки литературы в 11 классе[1]
 

Урок 1. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка-лось»

Урок 2. Рассказ В. П. Астафьева «Пролетный гусь»


УРОК 2
РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА
«ПРОЛЁТНЫЙ ГУСЬ»

Цель урока:

познакомить учащихся с рассказом В. П. Астафьева «Пролетный гусь»; продолжить обучение анализу литературного произведения; обратить внимание учащихся на своеобразие трактовки темы войны в произведениях современной литературы на примере данного произведения.

Информация для учителя. Группа учеников получает предварительное домашнее задание: исследовать значения имен героев и попробовать с их помощью объяснить особенности созданных Астафьевым образов (составить таблицу: «Имя героя — Значение имени — Особенности характера, смысл образа»).

ХОД УРОКА

Война все равно осталась противоестественным
состоянием для каждого человека,
не потерявшего людской облик.
В. П. Астафьев


Учитель.
Ведущей темой творчества Виктора Петровича Астафьева всю жизнь была тема войны «во всех ее проявлениях». Впервые полнозвучно и ярко она прозвучала в повести «Пастух и пастушка» (1971). И стала центральной в 90-е годы, когда были созданы роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон» и «Веселый солдат». Видимо, с каждым годом военные воспоминания становились все более тяжелым грузом для писателя.

О войне и последний опубликованный при жизни рассказ Астафьева — «Пролетный гусь»его своеобразное духовное завещание. Значительность прощального произведения писателя подтверждает и полученная за него премия имени Юрия Казакова, и спектакль, созданный на его основе во МХАТе им. А. П. Чехова.[2]

Как звучит тема войны в произведениях современной литературы?

В чем своеобразие позиции Астафьева?

Первая учебная ситуация

Анализ композиции рассказа (беседа)

Учитель.

При ответах на вопросы свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

Что является завязкой в рассказе? Где и при каких обстоятельствах встретились главные герои рассказа — Данила и Марина?

«...Свело их, Марину и Данилу, в долгом послевоенном пути, прямо на железной дороге», — это и есть завязка.

Какие возможности открывает перед автором мотив дороги?

Позволяет показать послевоенную страну: «На станциях вдоль эшелона, всяк со своей посудинкой, выстраивались оборванные ребятишки, молча протянув руку. Стояли старики, кособочась, на тележках к линии выкатывались инвалиды. Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная земля выглядела инвалидно».

Что известно о довоенном прошлом героев? Что общего в их судьбах?

Марина.
«Родилась она — по документам — в Ленинграде, была еще крошечной, когда ее родителей, папу, затем и маму, куда-то завербовали и увезли, более о них ни слуху ни духу не было. Папина сестра какое-то время держала девочку в виду, собиралась со временем, когда разрешат, забрать ее из детского спецприемника. Но началась война, тетя попала в блокаду, видимо, там и погибла. На письма, которые посылала Марина в Ленинград, никто не откликался, или они возвращались с пометкой „адресат не значится“».

Данила.
«Он рос в семье ссыльного дяди, который, по сообщению его жены Дарьи Фоминичны, погиб на войне, ребятишек, а их накопилась куча, пришлось горемычной женщине сдавать в детдом, сама же она, видать, тоже сгинула в военной коловерти или переехала куда. Сколько ей ни писал Данила — ответа не было». «В армию он был призван из серенького райцентра, где учился в двухгодичном РЭУ на полевода для совхоза, к городку прилегающего, важным кадром земледелия быть намечался. Что такое поле и полевод, он толком не успел узнать, спешно загребли почти все училище в армию и затем направили на фронт».

Общее.
Оба героя — сироты, на войну Марина и Данила попали в очень молодом возрасте, прямо со школьной скамьи. У них, выражаясь словами автора, «короткая, не насыщенная жизнью биография». Им обоим некуда ехать, у них нет родственников, нет имущества, кроме чемоданчика Марины; героев никто и нигде не ждет, они не могут рассчитывать на чью-то помощь.

Как складывается жизнь героев после войны?

Марина и Данила оседают в маленьком городке Чуфырино и постепенно начинают привыкать к мирной жизни: находят жилье, устраиваются на работу. Трудолюбием и бескорыстием они завоевывают любовь сначала квартирной хозяйки, Виталии Гордеевны, а затем и других жителей городка: «...медсестре кто бидончик молока, кто творожку, когда и сметанки принесут, когда и рублишко, когда и пятерку незаметно в карман халатика сунут». В молодой семье рождается сын Аркаша.

Что разрушает налаживающуюся жизнь молодых людей?

Болезнь ребенка, приезд сына хозяйки с женой.

Какова роль Владимира Федоровича Мукомолова и его жены Нелли в повествовании? Как относится к ним автор?

Труженикам Марине и Даниле противопоставлены самодовольные мещане Владимир Федорович и Нелли Сергеевна. С их появлением в рассказе начинает звучать тема истинного и ложного героизма и тема мещанства. Мукомолов не воевал, всю войну отсиделся в политотделе; однако его задевает, что у «парнишки, молокососа» гораздо больше боевых наград (эпизод — новоселье у Мукомоловых). «Приехали супруги Мукомоловы с кучей добра, румяные, пригожие, на дворян похожие». Особенно страшно, что они сильнее, они наделены властью, богаты, успешны. Мукомолову «предложили возглавить партком нового завода», «закрепили персональную черную „Волгу“».

Автор открыто высказывает свое отношение: «Неужели они оба... не понимают, что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться?» Именно они, Мукомоловы, пусть косвенно, становятся виновниками гибели Аркаши и Данилы (эпизод с ружьем), а затем и Марины (эпизод выселения Марины).

Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа?

Возвращение Марины и Данилы с похорон Аркаши (со слов «домой шли отчужденно, по отдельности...» до конца главки).

Как раскрывается в этом эпизоде основная идея рассказа?

Наибольшую идейную нагрузку несут слова Данилы: «Да не научены, не умеем мы жить!.. Какой я муж? Какой я отец? Не гожусь я на эти ответственные должности!»

Война разрушает не только города, самое страшное — она разрушает человеческие души. И особенно она губительна для молодых, неокрепших, для тех, кто не имеет опыта мирной жизни. (Вспомним, что у героев не было родителей, они попали на фронт в очень юном возрасте.)

Почему рассказ заканчивается смертью героев (развязка)?

Автор подчеркивает, что война ужасна, последствия ее неизгладимы в душах людей поколения войны.

Вторая учебная ситуация

Работа с именами героев

Группа учеников представляет домашнее задание.

Как связаны имена героев с их судьбами?

С помощью «говорящих» имен автор ярче раскрывает характеры героев, логику их судеб, демонстрирует свое отношение к ним и в конечном итоге помогает читателю понять идею произведения.

Третья учебная ситуация

Работа с названием рассказа

Учитель.

В творчестве В. Астафьева, начиная, пожалуй, с повести «Пастух и пастушка», реалистические образы приобретали концентрированный, обобщенный смысл, вырастая до образов-символов. Такой образ есть и в последнем произведении писателя — это образ пролетного гуся, давший рассказу название.

Символом чего является «гусь — ...редкая здесь птица, бывает только пролетом»?

Трактовка этого образа может быть двоякой. С одной стороны, этот образ можно связать с судьбой Данилы, Марины и Аркаши: их жизнь оказалась короткой, они не задержались на земле, словно «пролетели» мимо жизни, так и не сумев найти в ней место для себя.

С другой стороны, этот образ может быть понят как символ краткого, «пролетного» счастья, которое так редко в человеческой жизни и которое очень трудно поймать, удержать. Эта трактовка подчеркивает свойственное Астафьеву трагическое ощущение хрупкости, мимолетности бытия.

Как звучит тема войны в произведениях современной литературы? В чем своеобразие позиции Астафьева?

Война в произведениях современной литературы представлена как противоестественное, губительное для человека состояние, как трагедия народа. Особенность позиции В. Астафьева в том, что он убежден: трагедия народа, пережившего такую войну, как Великая Отечественная, не только в том, что погибло двадцать миллионов человек, но и в том, что она, кроме того, искалечила десятки миллионов, обездолила, надломила и сократила им жизнь, наполнив ее болезнями, страданиями, муками физическими и духовными.


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

2. Cпектакль режиссёра Марины Брусникиной (МХАТ им. А. П. Чехова), поставленный по двум рассказам Виктора Астафьева — «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник» (премьера 24 февраля 2002 г.) — посвящён памяти писателя.
В 2004 году создатели спектакля были удостоены Государственной премии РФ. (вернуться)


 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика