Урок 1. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка-лось»
Урок 2. Рассказ В. П. Астафьева «Пролетный гусь»
УРОК 1
РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЯШКА-ЛОСЬ»
Цель урока:
познакомить учеников с рассказом В. Астафьева. Учить анализировать художественное произведение, следить за мыслью автора.
ХОД УРОКА
Боже!
Пусто и страшно
становится в Твоем мире.
Н. В. Гоголь[2]
Первая учебная ситуация
Учитель.
Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня на Земле? Эти вопросы возникают у нас
после прочтения произведений Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева. Мы восхищаемся кремневым упорством Василисы Милентьевны, сопереживаем труженице
Пелагее, волнуемся за Альку, потому что дорога, которую она выбрала, очень опасна и извилиста. Нас привлекает символичность повести В. Распутина
«Прощание с Матерой». Туман, окутывающий остров, — это и туман нашего сегодняшнего времени, туман непонимания людьми друг друга, туман, в котором мы бредем
неизвестно куда и зачем...
Есть произведения на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает такая боль... «Яшка-лось» — один из таких рассказов, рассказ
не новый (впервые он появился в 1968 году), но недавно был переиздан и вошел в книгу В. Астафьева «Веселый солдат» и в Собрание сочинений В. Астафьева в 4-х томах.
Кем являются главные герои рассказа В. Астафьева «Яшка-лось»? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь?
Герои рассказа (жеребенок Яшка и его мать кобыла Марианна) имеют человеческие имена. Но не только имена, а и характеры, поступки, даже мысли приближают их
к миру людей. «Попьет, попьет Марианна, голову поднимет, осмотрится, подумает и, ровно бы сама себе сказавши: „Да пропадите все вы пропадом!“, брыкнет задом,
ссыплет с себя ребятишек и ударится бежать неизвестно куда и зачем».
Живут эти «сварливая баба» Марианна и «парень ласковый» Яшка в далеком уральском селе. И мир этот какой-то сказочный, добрый. Этот мир, главными действующими
лицами которого являются животные, словно показывает нам, людям, как нужно жить. В нем обиженного лошадьми Яшку «приголубила» лосиха, потерявшая лосенка.
Марианна, потеряв сыночка, «раскаялась в своем поведении», начала воспитывать других жеребят. И вновь человеческое в Яшке: «Он уже окреп и напоминал подростка
с налившимся телом и мускулами...»
Но потерял и вторую маму Яшка. Второй раз осиротел. Голод выгоняет его к селу, к людям. «Блудный сын» возвращается в мир, вытолкнувший его в детстве.
Вторая учебная ситуация
Что можно сказать о композиции рассказа? На сколько частей можно ее разделить? Как меняется тональность рассказа?
Рассказ имеет трехчастную композицию. Первая часть — это детство Яшки (мама, жизнь со второй мамой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломтик хлеба).
В этом мире еще нет людей, только дети — чистые души.
Вторая часть — возвращение к людям. «Тяжелый болотный запах» от лежащего человека (пьяного), узда, «железные удила», которые Яшка «кровенил», пытаясь перегрызть.
Здесь, в этом мире людей, он уже не «парень ласковый», «жеребенок-несмышленыш», а «бродяга», «морда беспачпортная». Яшку не оставляет жажда свободы. Он сделался
верховой лошадью, «голос его летит по горам»; и сам он не скачет, а летит, и кажется ему, что он «все будет лететь и лететь по бескрайней тайге... радуясь
раздолью, свободе и живому миру».
Третья часть рассказа — весна. Но вместо обновления в природе и в жизни людей царит уныние. «...Весна была сама по себе. Она взялась вымещать за осень»,
солнца нет, но люди клянут «небесную канцелярию» не за плохую погоду, а за отсутствие выпивки, так как они оказались отрезанными от другой стороны Камского
моря «неезжалым... льдом».
Страшен трезвый бригадир, который «пил каждый день, начиная с сорок второго года, с тех самых пор, как отпущен был из госпиталя по ранению». И вот он седлает
Яшку, не выдерживая испытания трезвостью. Яшка не идет по льду. Он летит! Может, он представил себя птицей? Может, он думал, что взлетит, оторвется от этой
земли, на которой так тяжело и страшно живут люди?! Но нет... не произошло чуда... Яшка «будто руками, хватался копытами за лед...» Он не ржал, услышав
жаворонка, он плакал слезами и крикнул «пронзительно и высоко», когда тонул.
«А на берегу с визгом, плачем, с мужицкими матюками били бабы бригадира». А он «взывал, как о милости: „Убейте меня! Убейте меня!“».
Третья учебная ситуация
Какие выводы мы можем сделать?
В. Астафьев открывает в человеке жуткого, «самого себя пожирающего зверя».
Безбожный бригадир молит Бога о помиловании. Кого — помилуй? Яшку? Не помиловал — утонул Яшка. Бригадира? Спасла его от смерти жена, успела вырвать из рук
«освирепевших баб». Но не об этом он молил Бога...
Учитель.
Рассказ В. Астафьева «Яшка-лось» — страшное, жестокое произведение, оно ранит душу и сердце. Поймут ли его старшеклассники? Нужно ли читать такие рассказы,
или бесчисленные произведения о Гарри Поттере все-таки предпочтительнее для юных душ?
Сегодня, как никогда, нам нужна такая правда о нас, беспощадная, жестокая, но правда.
Два мира в рассказе: мир Яшки-лошади, наделенной человеческими чертами, душой, взмывающей жаворонком в небо, и мир людей, душу свою пропивающих.
Учитель.
Обратимся к эпиграфу урока — к словам Н. В. Гоголя. Что же делать, чтобы пустота (мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир?
Об этом, как нам кажется, говорит и кричит рассказ В. Астафьева «Яшка-лось»: «Душа обязана трудиться...»
Следующий урок: Рассказ В. П. Астафьева «Пролетный гусь» >>>
|