Урок № 25. А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе
Урок № 27. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»
Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» – принятие судьбы или вызов поэта времени?
Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»
УРОК № 28
Тема.
А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»:
жанр, стиль, композиция.
«Двенадцать» – принятие судьбы или вызов поэта времени?
Цель: дать учащимся понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; раскрывая ассоциативные
связи, заключённые в образах-символах, определить роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании
поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека;
развивать умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», иллюстрации к поэме, раздаточный материал для работы в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; комментируют название поэмы;
объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской
концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Как соотносятся прошлое и настоящее России в цикле «На поле Куликовом»?
• Что перед нами — попытка русича прозреть будущее или попытка лирического героя-современника найти в стойкости предков духовную опору в настоящем?
• Почему Блок обратился именно к событиям Куликовской битвы?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— «Двенадцать» — поэма Александра Блока, одна из признанных вершин его творчества и — русской поэзии в целом. Поэма была написана в январе
1918 г. Это было страшное время: позади четыре года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания,
первого российского парламента.
Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. После
октября 1917 г. Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.
«Он ходил молодой, весёлый, с сияющими глазами, и прислушивался к “музыке революции”, к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался
у него в ушах, по его собственному свидетельству»,— вспоминала его тётка М. А. Бекетова.
Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция»,
поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».
Многие литературоведы трактуют поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? По
утверждению В. В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей».
Поражало современников Блока и то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки об «изменнице» Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические
стихи России, написать в страшные для неё дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь»? Если поэма о революции, почему в ней не изображены революционные действия,
вожди революции?
Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918 г., а в мае произведение вышло
отдельной книгой.
IV. Работа над темой урока
1. Вводно-ориентировочная беседа:
первичное осмысление поэмы
• Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?
• Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?»
• В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока?
• К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?
• Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?
• Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).
• Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?
2. Слушание сообщения об истории создания
поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
— Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими
— Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков,
слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал.
По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».
Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлёте творческих сил, остаётся памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 г. Поэма сочинялась
единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма,
всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц.
Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы: «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок
оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 г., полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»:
«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)… Сегодня
я — гений».
Откуда столь высокая оценка? Ведь Блок всегда был требователен к себе. Наверное, потому, что именно в период замысла поэмы и её написания
поэт творил в полном согласии со стихией, с той «музыкой революции», которую он призывал услышать в статье «Интеллигенция и революция».
3. Самостоятельная работа
с отрывками из литературоведческих текстов
(работа в парах, с раздаточным материалом)
• Охарактеризуйте композицию поэмы. Прочитайте мнение критика Л. К. Долгополова о структуре произведения. Согласны ли вы с ним?
Карточка № 1
«Двенадцать» Блока — это романтическая поэма, подлинный смысл которой скрыт глубоко за её конкретными событиями и реалистическими сценами.
Сама по себе эта конкретность в изображении восставшей стихии играет в поэме огромную роль. В миросозерцании Блока произошёл поворот, благодаря которому он
увидел революцию в её самых ярких чертах…
Романтическая фабула поэмы Блока включает три основных компонента: появление двенадцати, эпизод погони, во время которой и была убита героиня
поэмы, и, наконец, появление в заключительной строфе Иисуса Христа. Все три
стадии развития фабулы неразрывно между собой связаны. За границами фабулы остаётся первая глава — общая экспозиция поэмы, её «прелюдия». Между
этими основными стадиями располагаются лирические отступления, представленные в двух основных формах: в форме фольклорных стилизаций и в форме
революционных лозунгов-призывов (Л. К. Долгополов).
• Вчитайтесь в высказывания критиков и определите жанр поэмы — это лирическое произведение или эпическое? Какие черты лирики, а какие — эпоса
характерны для «Двенадцати»?
Карточка № 2
«Грандиозность блоковской поэмы в том-то и состоит, что историческая масштабность эпохи в художественном восприятии решительно выходит на самое
первое место. То, что обычно бывает атмосферой времени, приобретает здесь
огромное, определяющее содержание. Опыт Блока как лирического поэта сказался в этом эпическом произведении со всей силой» (П. П. Громов).
Контрастность и пестрота поэмы в сложно преломлённом виде отражают наглядно обнажившуюся социальную контрастность эпохи, пестроту исторического времени,
которое глазами Блока как бы всматривается в темноту, пытаясь разглядеть и понять тех, кто творит отныне историю, услышать их голоса,
выкрики и угрозы, прислушаться к тому, что они говорят, о чём спорят, какие песни поют…
Позиция автора проявляет себя в «Двенадцати» не в отдельных репликах, лозунгах или призывах, а в «построении» общей «судьбы» двенадцати, в характере и внутреннем
смысле того пути, который проделывают они на страницах поэмы (Л. К. Долгополов).
• Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. К. Долгополова:
«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её
понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая
нашла своё отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
4. Постановка и решение проблемного вопроса
• В чём смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Предполагаемый ответ
В название поэмы А. А. Блока вынесено слово, которое становится ключом к пониманию образного строя и композиции произведения. Прежде всего, оно
отражает членение текста на двенадцать глав, рисующих общую картину мира и разворачивающееся в нём центральное событие, приобретающее характер
ритуального действа. Кульминация этого события (символическое убийство прошлого) приходится на срединные шестую и седьмую главы.
Хаотическому состоянию мира в первой главе противостоит его обозначившаяся структурированность в главе последней.
Выбор времени действия («чёрный вечер») вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом «двенадцать»,— обозначение переломного момента времени
(конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часов ночи). Понятое в аспекте времени название подчёркивает апокалиптический характер происходящего.
Однако основная связь слова «двенадцать» — с образом патрульного отряда красногвардейцев («идут двенадцать человек»). Оно включается сразу в две
группы словесных рядов, с помощью которых создаётся образ двенадцати. С одной стороны — «В зубах — цыгарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз»:
это те, кто готов пальнуть «пулей в святую Русь» и раздуть «мировой пожар в крови», кто готов перешагнуть через совершённое убийство, кому
«скучно» и у кого «руки в крови», кто готов даже выстрелить в незримого Христа. Они будто вышли из легенды о двенадцати разбойниках и Кудеяре-атамане.
С другой стороны, это те, у кого в груди кипит «святая злоба», кто неуклонно движется к неясной пока цели, кто призывает «шаг держать революцьонный»,
помнит о том, что «потяжеле будет бремя», кто осознаёт эпохальность происходящего и свою роль в нём. В двенадцатой главе красноармейцы предстают уже
как апостолы Христа, хотя и ведут себя по отношению к нему враждебно.
Таким образом, слово «двенадцать» в поэме постепенно обнаруживает своё
глубокое символическое значение, связанное с характеристикой того, что происходит в мире, и тех, кто является главными участниками происходящего.
5. Аналитическая работа
с текстом поэмы «Двенадцать»
Глава 1
• Каково место действия поэмы? Время года?
• Какие ключевые слова употребляются в описании времени года?
• Что могут символизировать эти слова?
• Какое время суток изображено в этой главе? В чём его символика?
• Кто появляется в первой главе?
• Как обрисовал эти образы автор?
• В чём символика такого изображения?
Глава 2
• Кто главный герой поэмы?
• Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать?
• Почему главный герой не один человек, а коллектив?
• В чём символика числа красноармейцев?
• Сколько раз во второй главе звучит рефрен: «Эх, эх, без креста!?» (3 раза)
• Это случайность? Или так автор хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?
Главы 3–7
• В чём значение этих глав?
• Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?
• В каком эмоциональном ключе даны эти главы?
• Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник.
• Кто такая Катька? Найдите и зачитайте её портрет в четвёртой главе.
• Проанализируйте портрет, данный Блоком.
• Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
• Свяжите образ Катьки с предыдущими женскими образами в творчестве Блока.
• Символом чего является женский образ в литературе?
• Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?
• Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Изображая Россию в переломный исторический момент, А. А. Блок не мог не поднять в своей поэме вечные вопросы — в подобные эпохи они звучат особенно остро.
Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода мира нового, персонажи поэмы выражают своё отношение к катастрофе глобального масштаба
и определяют своё место в ситуации, исходя из собственных возможностей.
Мы видим и непонимание смысла событий, и обывательски-пошлую игру в страдание, и готовность приспособиться к новым условиям, и растерянность.
В эпизоде трагического и нелепого убийства Катьки тема любви показана в связи с мировым катаклизмом и судьбой России. Это убийство — своеобразное
возмездие всему старому миру: грех убийства совершается из страдания, вызванного грехом предательской любви. В то же время убитая Катька становится
и жертвой новому, рождающемуся на глазах миру — жертвой столь же случайной, сколь и неизбежной.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Поэма А. А. Блока “Двенадцать” — принятие судьбы или вызов поэта времени?»
Следующие уроки: Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать» >>>
|