|
Александр Александрович Блок
(1880 – 1921) |
|
Жизнь и творчество |
|
Александр Блок – гениальный поэт начала XX в., чуткий и честный художник, искренне поведавший миру
свои мечты, надежды, заблуждения:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар! (Из цикла «Итальянские стихи».)
Лирика Блока воспринимается как дневник одной замечательной жизни. Он начал свой творческий путь в рядах символистов, и, хотя внешняя связь с символистскими кругами у
него сохранилась и в дальнейшем, глубокий разлад поэта с декадентами определился еще в 1905 г. Громадные требования, предъявляемые Блоком к жизни, к людям, его
стремление к идеалам Добра, Красоты и Справедливости были чужды символистам.
В начале деятельности (1898–1904) в творчестве поэта преобладает любовная тема. Написанное им в этот период объединено в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Стихи эти
мечтательны, проникнуты настроением обреченности, отчужденности от жизни.
Но уже в этот период в творчестве Блока то и дело слышится предчувствие близкой социальной катастрофы, каких-то страшных мировых событий. В 1903 г. в стихотворении
«Все ли спокойно в народе?..» он предугадывает надвигающиеся социальные события:
– Все ли спокойно в народе?
– Нет, император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.
– Все ли готовы подняться?
– Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться:
Бродят и песни поют.
Революция 1905 г. открыла Блоку новый мир, впервые он остро почувствовал противоречия жизни. Тогда и возникли в творчестве поэта такие глубоко человечные стихи, как
«Холодный день», «В октябре», «На чердаке». В циклах «Заклятие огнем и мраком» и в «Вольных мыслях», являющихся вершиной
творчества поэта, Блок говорит о своей неразрывной связи с жизнью:
О весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!..
Тревожные думы о судьбе горячо любимой родины захватывают поэта. Родина – то «святое святых», которое внушает ему чувство молитвенного преклонения. Блок создал
лирический образ многоликой России. Поэтизируя старину, он предчувствует назревающие в стране события и все яснее ощущает, что его путь должен сливаться с историческим
путем его родины:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви! («Россия».)
В этот же период формируются взгляды Блока на народ и интеллигенцию. По его мнению, народ – творец жизни, будущего. Интеллигенция же, если она отрывается от народа,
неизбежно будет сметена с лица земли вместе с омертвевшей культурой. Мотивы ветра, бури, метели, как очищающих начал, сливаются у Блока с темой родины.
В предоктябрьское десятилетие расширяется тематический диапазон Блока, напряженнее становятся художественные поиски. В 1909 г. он создает замечательный
цикл «Итальянских стихов» («Равенна», «Девушка из Spolelo», «Венеция»,
«Флоренция» и др.). В этих стихотворениях Блок запечатлел черты древней культуры Италии, мастерски
воспроизвел красоту итальянского пейзажа.
Поэма «Возмездие» Блока «полна (по его словам) революционных предчувствий».
«Только о великом стоит думать, только большие задачи должны ставить себе писатели», – писал Блок. Поэт, не приемлющий буржуазной действительности, порывая с духовно
оскудевшим дворянством, ищет сближения с народом:
Да, так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
В поэме «Соловьиный сад» Блок утверждает высокую ценность труда. Раздумья о судьбах родины, поиски истоков народности искусства пронизывают статьи и дневники Блока в
период между двумя революциями.
Блок был среди той немногочисленной интеллигенции, которая сразу же приняла революцию и сотрудничала с Советской властью. Он понял революцию как «мировой пожар», в
огне которого должен дотла сгореть ненавистный «старый мир». «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию», – призывал поэт.
В январе 1918 г. Блок создал поэму «Двенадцать». Это его поэтический отклик на победу Великой Октябрьской революции. С огромной силой и мастерством передан в ней
революционный пафос великих дней 1917 г.
В поэме «Двенадцать» поэт говорит о старом мире со «святой злобой» и зло рисует этот мир в поистине великолепных строках:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Двенадцать красногвардейцев – герои поэмы – вышли на борьбу со старым миром. Раздув «мировой пожар» и разрушив старый мир дотла, они «вдаль идут державным шагом».
Выведенные в поэме красногвардейцы вышли из народной массы, это рядовые революции. Их зовет властный призыв:
Вперед! Вперед!
Рабочий народ!
«Двенадцать» – новаторское произведение, необычное для Блока по своей поэтической форме: в поэму, насыщенную лозунгами, песенно-частушечными стихами, как бы ворвались
отголоски грохота крушения старого мира.
Сила лирического дарования, поэтическое совершенство стиха, воинствующее неприятие буржуазной действительности, стремление отображать правду века, умение улавливать
и воспроизводить тончайшие оттенки чувства делают творчество Блока одним из наиболее значительных явлений в русской поэзии начала XX в.
|
Источник: Детская энциклопедия. Том 11. Язык и литература. – М.: Просвещение, 1968, стр. 319–321. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|