Урок № 25. А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе
Урок № 27. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»
Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» – принятие судьбы или вызов поэта времени?
Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»
УРОК № 27
Тема.
Тема Родины в лирике А. А. Блока.
Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»
Цель: проследить с учащимися, как раскрывается тема Родины в лирике А. А. Блока; показать, как с течением времени меняется образ Родины,
приобретает новые черты; развивать умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; совершенствовать
навык выразительного чтения стихотворений; воспитывать чувство патриотизма, национальной гордости; способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: тексты стихотворений А. А. Блока, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в группах,
аудиозапись романса «Ямщик, не гони лошадей!».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема Родины, исторического пути России; выразительно
читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Постановка и решение проблемного вопроса
• Почему, по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве практически каждого поэта?
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— В истории русской литературы начала прошлого века творчество Александра Александровича Блока, поэта, прошедшего путь «среди революций»,
чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи,— явление огромной значимости. Преодолев в ходе своего творческого развития субъективно-идеалистические
представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разуверения, Блок
пришёл к осознанию неразрывной связи судьбы поэта с судьбами Родины, народа, революции.
«Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь,—
писал А. А. Блок.— Всё ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей
сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении — как стрела, прямой…»
А вот как Блок писал о своём интересе к русской истории: «…ведь тема моя, я знаю теперь это твёрдо, без всяких сомнений — живая, реальная тема… Все
мы, живые, так или иначе к ней же придём… Откроем сердце,— исполнит его
восторгом, новыми надеждами, новыми силами, опять научит свергнуть проклятое «татарское» иго сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной
тоски, «декадентской иронии» и пр., и пр., всё то иго, которое мы, «нынешние», в полной мере несём. Не откроем сердца — погибнем… В таком виде стоит передо
мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Среди самых значительных стихотворений, посвящённых Родине,
России,— цикл «На поле Куликовом» (1908) и стихотворение «Россия» (1908),
хотя образ Родины робко проступает уже в стихотворении «Ветер принёс издалёка…» (1901), относящемся к ранней лирике поэта. Стихотворение — дитя
своего времени.
Оно является данью символизму, приверженцем которого был Александр Блок. Произведение написано хаотичными мазками звуков, полутонов, намёков, неясных образов.
Но «звёздные сны», «зимние бури», «плачущие струны», весенний ветер и звучные песни — всё это неосознанный образ Родины.
Известно, что Блок стихотворение «На железной дороге» включил в цикл «Родина».
Интересно высказывание М. В. Исаковского: «Когда читаешь строки:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зелёных плакали и пели…—
то перед вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но вы видите и другой образ — образ более значительный и широкий.
Вы видите людей, едущих в поезде… и через этих людей вы как бы видите всю страну».
2. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «На железной дороге»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• В чём своеобразие композиции стихотворения?
• Как изображена погибшая девушка?
• Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней?
• В каких образах предстаёт мир, окружающий героиню?
• С какой целью использована метонимия?
• Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине?
• Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира?
• Как чувствует себя в этом мире живая душа?
• Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?
• С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»?
• Почему юность героини названа «бесполезной»?
• Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения?
• Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чём различие композиции стихотворений?
• Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?
• Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»?
• Как оно связано с другими стихами цикла?
• Приведите примеры метафор из стихотворения «На железной дороге», передающих образ России.
В) Коллективная работа
над составлением опорного конспекта
(запись на доске и в тетрадях)
Комментарий к опорному конспекту.
В центре внимания поэта — судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть
произведения посвящена её жизни. Многочисленные портретные детали подчёркивают красоту и одухотворённость героини («красивая и молодая», «нежней румянец,
круче локон»).
Даже о погибшей говорится — «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определённо-личные предложения, не называя её имени, не употребляя
местоимения «она». Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создаёт ощущение, что она предельно близка и дорога ему.
Иначе изображён окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц.
3. Аналитическая работа с текстами стихотворений
из цикла «На поле Куликовом»
А) Выразительное чтение наизусть
стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нём?
• Как А. А. Блок осмысливает события Куликовской битвы?
• Как вы понимаете слово «цикл»? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл?
Комментарий.
Стихотворный цикл — несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость.
• Какова связь событий 1380 г. со временем создания цикла «На поле Куликовом»?
• Какой общей мыслью могут быть объединены стихотворения цикла?
• Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале стихотворения?
• Как меняется интонация стихотворения во 2-й строфе? Почему?
• Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?
• Какое ощущение вносит в стихотворение 4-я строфа? Почему?
• Внимательно вчитайтесь в следующую строфу и подумайте, почему в стихотворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. Как изменился ритм
стихотворения?
• Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким видится будущее России А. А. Блоку?
• Какова основная мысль стихотворения «Река раскинулась»?
• Как стихотворения цикла связаны с сегодняшним днём? Чему они нас учат?
Исторический глоссарий.
Куликовская битва — сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия
Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой Орды темником Мамаем, на Куликовом поле в 1380 г.
Утром 8 сентября русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы
и расположились на Куликовом поле. Битва началась поединком богатырей — Пересвета и Челубея (оба погибли). Затем татарская конница, смяв передовой полк,
начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери.
Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов
того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал теснить
русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил засадного полка в тыл и фланг монголо-татарскому войску и переход в наступление других русских
полков привели к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали.
Куликовская битва не привела
к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако нанесла сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший её последующий распад.
4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Россия»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Какая она — Россия Блока? Что дорого в ней поэту?
• Какие оттенки приобретает образ России благодаря сопоставлению с образом женщины, жены?
• Как вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?
• Какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах?
• Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приёма?
• Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово?
• Как вы понимаете первую строчку последней строфы стихотворения «И невозможное возможно»?
• Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.
5. «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание аудиозаписи романса «Ямщик, не гони лошадей!»
(сл. Н. Риттера, муз. Я. Фельдмана)
• Слушая музыкальное произведение, представьте образ России, Родины.
• Есть ли что-то сходное в образах России, которую вы представили, слушая романс, с тем, что показал нам А. А. Блок в стихотворении «Россия»?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм» (работа в группах)
1-я группа.
А. А. Блок признавался: «Если б я не написал “Незнакомку”, … не было бы написано и “Куликово поле”».
Докажите правомерность этого суждения поэта. Обоснуйте путь Блока от стихов, посвящённых «страшному миру»,
к стихам о России, к циклу «На поле Куликовом».
2-я группа.
Назовите стихи Блока, посвящённые Родине. Что в них общего?
Сравните их с произведениями русских поэтов XIX в., также посвящёнными Родине. В чём, на ваш взгляд, поэтическая индивидуальность Блока?
3-я группа.
Попытайтесь определить, что сближает, а что отличает стихотворения, посвящённые России, В. Я. Брюсова («Родные стены», «В поле»), Андрея Белого
(сборник «Пепел»), А. А. Блока («Русь»).
Презентация результатов работы
2. Заключительное слово учителя
— Источником спасительной веры была для Блока Россия. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью
и светлой надеждой — и слова его были так же трепетны, как «слёзы первые любви».
Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты,
«светлой жены».
С течением времени образ этот всё более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала он воспевал Русь — нищую, дремучую
и колдовскую, а в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлению о живой могучей России. Россия Блока — это надежда и утешение поэта.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать поэму А. А. Блока «Двенадцать».
2. Опережающие задания (1–2 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Следующие уроки: Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция >>>
|