Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. М. Горького
работы В. А. Серова, 1905 г.
 
Горький М.
Старуха Изергиль

("К уроку литературы")
 
Данко
Иллюстрация И. М. Тоидзе
к рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль»
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)


6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького


УРОК № 13
Тема.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции рассказа

Цель:
выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни, накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше? Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий, столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло.

Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа


• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма.
(У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.)

• В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

• Какие природные образы вы могли бы выделить?

• Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

• Почему именно таким показан пейзаж в природе?

• Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?

2. Слушание пересказа легенды о Ларре
в исполнении заранее подготовленного учащегося

• Каким внешним событием рождена легенда?
(Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.)

• Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?
(Он — сын орла.)

• Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

• А что добавила Изергиль непосредственно от себя?

• Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?

• Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.


• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

3. Слушание пересказов легенды о Данко,
библейской истории о Моисее

в исполнении заранее подготовленных учащихся

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
О МОИСЕЕ


Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

4. Создание и решение проблемной ситуации:
сопоставление библейской истории и легенды о Данко


• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?

• Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

• Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?

• Как складываются отношения между Данко и толпой?

5. Коллективная работа
по составлению таблицы
«Концепции жизни Ларры и Данко»
(запись в тетрадях)

• Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.
Концепции жизни Ларры и Данко
Критерий
Ларра
Данко
Внешность
«Красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
Жизненная позиция
• Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;
• «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему в нём самом»
• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»;
• «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
Итог жизни
Одиночество
Гибель
Послесловие
От Ларры осталась только тень, бродящая по степи
От гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой
Вывод
Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
Антиидеал
Романтический идеал
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования



6. Обобщающая беседа

• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?

7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм»
(работа в группах)

1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту.

Примерный ответ

Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.

Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.

2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?

Примерный ответ

Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.

Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.

Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.

8. Обобщение учителя

— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.

Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.

В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня» в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.

9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия

«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(в парах)

• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для ответа на этот вопрос.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».

Следующие уроки: Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лойко Зобар.
Иллюстрация А. А. Пластова
к рассказу М. Горького
"Макар Чудра"
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика