Главная |
|
|
Портрет А. М. Горького работы В. А. Серова, 1905 г. |
|
|
|
|
Данко
Иллюстрация И. М. Тоидзе
к рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)
6 ЧАСОВ
Уроки литературы в 11 классе[1] |
Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств
Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов
Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение
Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького
УРОК № 13
Тема.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции рассказа
Цель: выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного
содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой
о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести
учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим
людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни,
накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают
роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше?
Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий,
столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.
Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает
силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло.
Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем
формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить
истинную ценность человеческой личности.
«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились
незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает
романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение
цельной и сильной человеческой личностью.
Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной
личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи
служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа
• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма.
(У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.)
• В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?
• Какие природные образы вы могли бы выделить?
• Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
• Почему именно таким показан пейзаж в природе?
• Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
2. Слушание пересказа легенды о Ларре
в исполнении заранее подготовленного учащегося
• Каким внешним событием рождена легенда?
(Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.)
• Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?
(Он — сын орла.)
• Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.
• А что добавила Изергиль непосредственно от себя?
• Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?
• Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.
Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.
• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.
3. Слушание пересказов легенды о Данко,
библейской истории о Моисее
в исполнении заранее подготовленных учащихся
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
О МОИСЕЕ
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились
обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много
милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне,
никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
4. Создание и решение проблемной ситуации:
сопоставление библейской истории и легенды о Данко
• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?
• Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
• Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?
• Как складываются отношения между Данко и толпой?
5. Коллективная работа
по составлению таблицы
«Концепции жизни Ларры и Данко» (запись в тетрадях)
• Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы
с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.
Концепции жизни Ларры и Данко |
Критерий |
Ларра |
Данко |
Внешность |
«Красивый и сильный», «холодные
и гордые, как у царя птиц, глаза» |
Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня» |
Жизненная позиция |
• Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет
быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;
• «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право
презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему
в нём самом» |
• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть,
без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он
ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»;
• «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над
собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость |
Итог жизни |
Одиночество |
Гибель |
Послесловие |
От Ларры осталась только тень, бродящая по степи |
От гордого сердца Данко остались
искры, появляющиеся перед грозой |
Вывод |
Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям |
Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям |
|
Антиидеал |
Романтический идеал |
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования.
А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей
обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования |
|
6. Обобщающая беседа
• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?
• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?
• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?
7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм» (работа в группах)
1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение,
обращаясь к тексту.
Примерный ответ
Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.
Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.
2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?
Примерный ответ
Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.
Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.
Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.
8. Обобщение учителя
— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя
с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко,
противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.
Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею.
В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который
вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против
Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.
Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить
какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно
такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.
В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на
них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего»,
преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой
и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня»
в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».
Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.
9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия
«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе
или в героической борьбе за счастье людей?»
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)
• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ
рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим,
Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для
ответа на этот вопрос.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».
2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».
Следующие уроки: Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лойко Зобар.
Иллюстрация А. А. Пластова
к рассказу М. Горького
"Макар Чудра" |
|
|