Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств
Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов
Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение
Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького
УРОК № 16
Тема.
Максим Горький.
Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Максима Горького в послеоктябрьский период; обосновать своевременность
«Несвоевременных мыслей» в момент публикации и их актуальность в наше время; развить представления учащихся
о публицистике как особом виде словесности; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник, текст мемуаров Максима Горького об Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, цикл статей «Несвоевременные мысли».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о творчестве Максима Горького в послеоктябрьский период, содержание изучаемых статей
и мемуаров; комментируют основные положения статьи; участвуют в проблемной беседе
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие традиции русского реализма развивает в своём творчестве Горький? Какие новые темы и образы открывает писатель русскому читателю?
• Как решается в творчестве Горького (на разных этапах) проблема героя?
• В чём своеобразие драматургии Горького? Какие темы и образы привлекают внимание Горького-драматурга?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Максим Горький — одна из самых значительных и одновременно сложных и противоречивых фигур в мировой культуре прошедшего столетия. Публицистика Горького
гораздо меньше изучена, чем его художественные произведения.
Пожалуй, именно Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своём творчестве историю, быт и культуру России первой трети XX в. Это
относится не только к его прозе и драматургии, но и к мемуарам — в первую очередь к «Заметкам из дневника», к знаменитым литературным портретам
А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, Л. Н. Андреева, С. А. Есенина,
С. Т. Морозова, а также к «Несвоевременным мыслям» — хронике времен Октябрьской революции.
«Книга о русских людях» (так Горький первоначально думал назвать свои воспоминания) — это уникальный ряд характеров: от интеллигентов до философствующих
босяков, от революционеров до ярых монархистов.
IV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Воспоминания Горького, бесспорно, относятся к одним из лучших страниц его творчества. Именно в мемуарном жанре он создал ряд несомненных
шедевров русской прозы XX в. Особое место в литературном наследии Горького занимают портреты людей, с которыми он был знаком, встречался, дружил. За
30 лет (с 1904-го по 1936-й) Горький создал более 30 мемуарных очерков.
Мемуары (фр. — «воспоминания») — разновидность документальной литературы, повествование участника общественной, литературной, художественной жизни
о событиях и людях, современником которых он был.
Среди них такие непревзойдённые шедевры, как литературные портреты Л. Н. Толстого, воспоминания о писателях — В. Г. Короленко, Л. Н. Андрееве,
А. А. Блоке, С. А. Есенине, о критике В. В. Стасове, наброски воспоминаний о И. Е. Репине, Марке Твене, Андрее Белом и др.
В этой богатейшей мемуарной прозе первое место, конечно, принадлежит литературным портретам и очеркам. Литературные портреты Горького — особый жанр,
здесь в центре — концепция личности.
В этом плане очерк о Льве Толстом занимает первое место.
Он состоит из отдельных заметок с порядковыми номерами, есть в нём авторское предисловие,
примечания, в него вошло неоконченное письмо к Короленко, написанное под впечатлением ухода
Толстого из Ясной Поляны. Воспоминания о Толстом в
своё время перевернули представления многих об этой личности. Перед всем миром (очерк быстро перевели на европейские языки) предстал не просто
гениальный писатель и загадочный проповедник, создатель особого направления в христианстве, но, выражаясь образно, человек-произведение, каждый жест,
каждая случайно брошенная фраза которого сами по себе являлись фактом высочайшего искусства. Из коротких встреч и разговоров с Толстым
Горький вылепил удивительный художественный образ, своего рода «другого Толстого».
По-другому построен мемуарный портрет Леонида Андреева.
Это настоящий мини-роман с завязкой, высшей точкой развития действия и развязкой.
К моменту, когда автор писал воспоминания, Леонида Андреева уже не было в живых, он умер в финской эмиграции в 1919 году, проклиная большевиков и
резко отрицательно высказываясь о Горьком, которого не без оснований обвинял в сотрудничестве с этими «немецкими шпионами». Между бывшими друзьями
и соратниками, а затем (примерно с 1908 г.) врагами и литературными противниками, Горьким и Андреевым, накопилось столько неразрешённых обид, что,
казалось, написать очерк по горячим следам и не скатиться в предвзятость было немыслимо. Каким-то образом это удалось Горькому.
Может быть, потому, что он сумел как бы подняться над историей, сделав и самого себя героем собственных воспоминаний. Откровенность, с которой он рассказывает
о подробностях их близких отношений, порой шокирует, но именно она не позволяет усомниться в достоверности свидетельства. В отличие от Толстого, героя
этого очерка Горький знал, безусловно, гораздо лучше и слишком глубоко понимал. Он знал, например, что некоторые мотивы в произведениях Леонида Андреева навеяны
их дружбой-враждой, что кто-то из его персонажей является отражением их обоих. Это знание накладывало на мемуариста особую ответственность, с которой
он блестяще справился.
В качестве ещё одного примера виртуозного мастерства Горького-мемуарисга стоит привести его очерк о Сергее Есенине. Известно, что Горький не любил
крестьянство.
В очерке большого знатока русской крестьянской жизни Глеба Успенского «Не суйся» сказано о том, что городской интеллигент порой «суётся» в деревенский «мир»
со своим уставом и искренне недоумевает, почему его вроде бы справедливые действия ведут к непредсказуемым результатам. Горький оказался
как раз подобным прохожим—интеллигентом.
Однако именно Горький первым глубоко написал о трагедии поэта Сергея Есенина — трагедии деревенского человека, отравленного городской культурой
и не сумевшего выработать в себе противоядие от неё. Горький не был близко знаком с Есениным, как, скажем, Николай Клюев. Он не принадлежал к деревенской
культуре и даже был враждебен ей. Тем поразительней, что взгляды Горького и Клюева («Плач по Сергею Есенину») на смерть Есенина во многом
совпали. Это говорит о том, что Горький-мемуарист обладал драгоценным талантом — он мог отстраняться от себя самого и описывать ситуацию изнутри,
вскрывая её внутренний смысл, а не навязывая собственный. Даже в классических образцах мемуаристики это встречается, к сожалению, редко.
Спор души и разума отразился не только в воспоминаниях, но и в публицистике Горького. Статьи 1905–1916 гг., посвящённые первой русской революции,
культурологическое эссе «Разрушение личности» (1908), цикл «Несвоевременные мысли» (1917–1918) и даже одно из самых несправедливых горьковских
произведений — книга «О русском крестьянстве» (1922), в которой подавляющей части населения России фактически было отказано в праве на самостоятельное бытие,—
занимают в истории русской мысли, по крайней мере, совершенно оригинальное, неповторимое место.
В цикле статей «Несвоевременные мысли» Горький яростно выступал против жестокости большевистской власти, вступал в бой за каждого
арестованного, проклинал революционных убийц и насильников.
До сих пор точно неизвестно, сколько людей было спасено благодаря Горькому. Среди них — артисты, писатели, художники, научные работники. В целом
«Несвоевременные мысли» — живой документ трагического периода истории и свидетельство мужественной реакции Горького.
2. Ознакомление со статьёй учебника
по теме урока
3. Сопоставление очерков Максима Горького
о Л. Н. Толстом и А. П. Чехове
(в парах)
• Ознакомьтесь с воспоминаниями Максима Горького (литературными портретами), сопоставьте их, ответив на предлагаемые вопросы.
• Как в очерке Горький раскрывает самобытность и противоречивость Л. Н. Толстого?
• Что представляет собой содержание этих мемуаров?
• Как проявляется в мемуарах индивидуальность авторской манеры письма?
• В чём заключается общность созданных авторами образов писателей?
• Чем обусловлены различия в изображении Л. Н. Толстого и А. П. Чехова?
• Как проявляется авторская индивидуальность в литературных портретах?
• В каких мемуарных очерках Максима Горького и И. А. Бунина наиболее наглядно отразилась субъективность?
4. Презентация результатов сопоставительной работы
5. Слово учителя
о цикле статей «Несвоевременные мысли»
— «Несвоевременные мысли» — это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов. Газета
просуществовала чуть больше года — с апреля 1917-го по июль 1918-го, когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.
В «Несвоевременных мыслях» Горький подвергает резкой критике вождей революции: Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского и др. Писатель обвиняет их в незнании
России и её народа, в подстрекательстве народных масс на деяния, низводящие их до уровня толпы; обвиняет в том, что не смогли предотвратить перерастания
революции в пугачёвщину, романтизма революции — в одичание, свободы —
в анархизм, вседозволенность, что забыли истину: «Идеи не побеждают приёмами физического насилия».
Однако книга «Несвоевременные мысли» осталась памятником своему времени. Она запечатлела суждения Горького, которые он высказал в самом начале
революции и которые оказались пророческими. И независимо от того, как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли были в высшей степени
своевременными для всех, кому довелось пережить надежды и разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в XX в.
6. Проблемная беседа
• Культура, по выражению Горького,— «драгоценнейшее земли». Найдите в «Несвоевременных мыслях» другие высказывания писателя о культуре.
Какие отношения между народной революцией и культурой видит писатель?
• Как вы полагаете, против чего направлен пафос «Несвоевременных мыслей» — против самой революции или против того, как большевики понимают её цели и задачи?
• Претерпели ли изменения гуманистические идеалы, которые Горький провозглашал в прежние годы?
• Вы ознакомились со статьями из цикла «Несвоевременные мысли». Как решается в этих статьях проблема героя?
• Почему Горький называет свои раздумья «несвоевременными»? Можно ли говорить о решительном пересмотре писателем своей концепции человека?
• Как воспринимается пафос публицистики Горького в наши дни?
• Какое место в позднем творчестве Горького занимает публицистика? В чём своеобразие очерков Горького?
• Как соотносятся художественное творчество Горького, его общественная деятельность и публицистика?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
(устный журнал)
— Жизнь учёного — его открытия, жизнь художника — его картины, жизнь писателя — его книги. Поэтому, если вы хотите ближе узнать Горького, читайте
его книги.
Возможно, некоторые произведения Горького вам не понравятся: одни окажутся ещё не по возрасту, литературному и эстетическому развитию, другие не
будут соответствовать вашим индивидуальным вкусам. Но не поленитесь вернуться к ним позднее, через несколько лет.
Читая статьи и выступления Горького, надо помнить, что они, как и публицистика вообще, были тесно связаны с запросами текущего дня, отражали
представления, имевшие широкое распространение в то время, когда они были
написаны. О ряде явлений сегодня думаем иначе, чем думали писатель и его современники: история внесла свои поправки. О Горьком писали и пишут много,
но не всё в жизни и творчестве писателя до конца ясно и изучено, установлены
и исследованы далеко не все многосторонние и разнообразные связи его с исторической эпохой и литературой его времени. Перед будущими горьковедами —
широкие просторы для поисков, находок, открытий. И вполне возможно, что кто-нибудь из вас внесёт свой вклад в изучение жизни и творчества Горького.
Оценки Горьким литературных явлений подчас носят полемический характер, призваны подтвердить то или иное положение, защищавшееся писателем
в конфликтный момент.
Прочтите наугад 5–10 писем Горького, и вы поймёте, как много нового и интересного содержится в переписке великого писателя. Многие письма Горького
ещё не найдены, и, быть может, кому-то из вас, юные читатели, выпадет счастье пополнить собрание сочинений писателя его неизвестными письмами. Так, совсем
недавно во Львовской научной библиотеке найдены письма Горького к украинскому этнографу В. Гнатюку, а в Донбассе — письмо Горького школьникам
села Фащевки…
Я надеюсь, что ваш интерес к жизни и творчеству Горького не ограничится только нашими уроками. О Горьком написано много книг и статей
в журналах и сборниках. Читайте их — они помогут вам глубже понять произведения писателя. Эти произведения издавали сотни раз — отдельными книгами,
сборниками, собраниями сочинений. Но время, события гражданской, Великой Отечественной войны уничтожили сотни тысяч экземпляров горьковских
книг.
Конечно, много книг писателя вышло в послевоенные годы и находится сегодня в активном читательском обороте, они вполне доступны любому из вас.
Всмотритесь внимательно в иллюстрации к произведениям Горького. Его романы, повести, рассказы иллюстрировали такие замечательные мастера,
как И. Е. Репин, С. В. Герасимов, В. А. Серов, Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, К. И. Рудаков.
Посмотрите театральные постановки горьковских пьес. Тут нельзя дать конкретных рекомендаций: каждый вечер в каждом театре спектакль рождается заново.
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из предложенных тем:
«Чему учит нас жизнь Максима Горького?», «Поиски правды и смысла жизни (по рассказам Максима Горького и пьесе “На дне”)».
Следующие уроки: Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького >>>
|