Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилёва. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Н. С. Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА


7 ЧАСОВ

 
Гумилев Николай Степанович
(1886 – 1921)

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина


УРОК № 23
Тема.
Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Цель:
расширить представления учащихся по теме «“Серебряный век” русской поэзии»; выявить отличительные черты лирического героя поэзии Н. С. Гумилёва; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет Н. С. Гумилёва, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Н. С. Гумилёва, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах, в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Н. С. Гумилёв начал свой путь в литературе в период расцвета символистской поэзии. Его первое стихотворение было опубликовано в 1902 г., а первый сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел в свет в 1905 г. Неудивительно, что в его ранней лирике (кроме первого сборника, к раннему периоду творчества относят следующие два) весьма ощутима зависимость от символизма.

Интересно, что будущий акмеист следует в своём творчестве не за хронологически ближайшим себе поколением младосимволистов, а ориентируется на поэтическую практику старших символистов, прежде всего К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова. От первого в ранних стихах Н. С. Гумилёва — декоративность пейзажей и общая тяга к броским внешним эффектам, со вторым начинающего поэта сближала апология сильной личности, опора на твёрдые качества характера.

Поэзия Н. С. Гумилёва в разные периоды его творческой жизни сильно различается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться, что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаются слова проницательного А. А. Блока: «Писатель — растение многолетнее… душа писателя расширяется периодами, а творение его — только внешние результаты подземного роста души. Поэтому путь развития может представляться прямым только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не ощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие остановок и искривлений».

Эти слова А. А. Блока, поэта, высоко ценимого Н. С. Гумилёвым, и в то же время основного его оппонента в критических статьях, наиболее подходят к описанию творческого пути Гумилёва.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— «Место действия» лирических произведений акмеистов — земная жизнь, источник событийности — деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Н. С. Гумилёва — не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты. Поэт верит в созидательную силу слова, в котором ценит не летучесть, а постоянство семантических качеств. В стихотворениях сборника «Чужое небо» (вершина гумилёвского акмеизма) — умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы.

Для выражения своего настроения поэт создаёт объективный мир зрительных образов, напряжённых и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придаёт им характер полуэпический — балладную форму. Искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, влечёт Гумилёва к изображению экзотических стран, где в красочных и пёстрых видениях находит зрительное, объективное воплощение его грёза. Муза Гумилёва — это «муза дальних странствий».

Поэтика поздней лирики Гумилёва характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного неприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развёртывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже её наружных примет. Поздняя лирика Гумилёва по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

2. «В поэтическом салоне»:
аналитическая работа с текстами
стихотворений Н. С. Гумилёва

по определению уровня читательского восприятия (в группах)

Ознакомьтесь с текстами стихотворений, подготовьте ответы на вопросы.

1-я группа. «Дон Жуан»

• Форма стихотворения — сонет (какой — английский или итальянский?). Что она даёт автору? • Лирический герой этого стихотворения пытается примерить на себя образ Дон Жуана (повествование ведётся от первого лица), но в то же время концовка стихотворения рисует грустный итог жизни. Какова же мораль стихотворения?

2-я группа. «Мои читатели»

• На сколько частей вы могли бы поделить это стихотворение?
• Что является предметом гордости Гумилёва-поэта?
• Какой человек мог написать это стихотворение? Чему в нём он учит своих читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.

3-я группа. «Шестое чувство»

• О каком — ещё не рождённом — чувстве говорится в стихотворении?
• В чём видит автор стихотворения смысл и назначение поэзии, почему она, по его мнению, так нужна людям?
• Почему в стихотворении, где речь идёт об искусстве (красоте), столь обильно представлены образы грубо — вплоть до физиологичности — материальные?

4-я группа.
Задание для группы сильных учащихся:
исследовательская работа


• А. А. Ахматова писала о своём образе в гумилёвских стихах: «Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и Лилит, и девочкой, влюблённой в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мёртвой, но всегда чужой». Соотнесите эти слова А. А. Ахматовой со стихотворениями Н. С. Гумилёва «Царица», «Из логова змиева», «Она».

3. «Умники и умницы»:
сопоставление стихотворений «Жираф»
и «Заблудившийся трамвай»
(в парах)

• Каков статус нарисованной в стихотворении «Жираф» картины: воспоминание, рассказ об увиденном во время путешествия, «сказка», мечта?

• В чём функция повествовательной рамки стихотворения, образованной двумя обращениями рассказчика к слушательнице?

• В чём разница в отношении к изображаемой картине у рассказчика и той, кому он формально адресует её?

• В рецензии на «Романтические стихи» И. Ф. Анненский писал о впечатлении «чего-то пряного, сладкого, пожалуй даже экзотического» и о том, что «книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий». Прокомментируйте это утверждение рецензента. Что важнее в стихотворении — зоологическая и географическая точность в описании жирафа и африканского пейзажа или стилизация способов изображения?

• Что вы можете сказать о мироощущении, кругозоре, жизненных ценностях рассказчика? Нужно ли ему знание повадок экзотического животного? Насколько правдоподобно утверждение о том, что «на закате он прячется в мраморный грот»? Почему для характеристики собственных рассказов рассказчик использует словосочетание «весёлые сказки»?

• Каковы слагаемые «изысканной» красивости центрального образа? Как сочетаются в стихотворной картине признаки портрета, пейзажа и натюрморта?

• По какому принципу подбираются метафоры и сравнения для описания жирафа? Насколько логически уместно одновременно говорить об отражении луны на водной глади озера и «цветных парусах корабля», которым подобен жираф? Различимы ли ночью цвета в африканских тропиках?

• Каковы ритмические и фонетические особенности стихотворения? Какое звучание придаёт поэт используемому им размеру? В чём ритмическая выразительность стиха «Изысканный бродит жираф»?

• Стихотворение «Заблудившийся трамвай» внешне представляет собой рассказ в стихах. Начиная с десятой строфы, в стихотворении появляется конкретный адресат этого рассказа. В чём разница между адресатами «Жирафа» и «Заблудившегося трамвая»?

• В чём особенности географии и хронологии описанного в стихотворении события? Проследите маршрут трамвая от «улицы незнакомой» до «твердыни Исакия».

• Почему на вопрос: «Где я?» лирическому герою отвечает не разум, а сердце?

• В чём разница в использовании географических названий в сопоставляемых стихотворениях?

• Истолкуйте пятую строфу стихотворения — эпизод встречи со стариком, который «умер в Бейруте год назад». Только ли в пространстве пролегает путь трамвая?

• Как связан заголовок стихотворения с категориями времени и пространства?

• Почему лирический герой в одиннадцатой строфе предстаёт человеком прошлой эпохи («напудренная коса», представление Императрице)?

• А. А. Ахматова считала смысловым ядром стихотворения строчку: «Только оттуда бьющий свет». Как вы её объясните?

• В чём разница мироощущений двух рассказчиков? Какой мир каждый из них считает подлинным источником смысла и красоты? Почему неземной мир назван в «Заблудившемся трамвае» «зоологическим садом»? Соотнесите это словосочетание с зоологической экзотикой раннего Гумилёва.

• Проследите за перерастанием вещественного образа трамвая в символ человеческой жизни.

• В чём разница в ритмике и общей композиции двух стихотворений?

• Как стилевое несходство стихотворений обусловлено различием их общего смысла?

4. «Под сенью дружных муз…»:
в мастерской художника


• Рассмотрите репродукцию картины К. А. Сомова «Арлекин и смерть» (1907). Проведите параллель между картиной и стихотворением Н. С. Гумилёва «Старый конквистадор». Как относятся к смерти Арлекин и герой стихотворения? Порассуждайте на эту тему.


Сомов К. А. Арлекин и смерть, 1907

Искусствоведческий глоссарий.
В большинстве своих произведений К. А. Сомов обращается к традициям «галантного жанра» XVIII в. Однако его герои, облачённые в расшитые камзолы, платья с кринолинами и пудреные парики, похожи скорее на марионеток, разыгрывающих вечный спектакль на историческую тему, чем на живых людей. Картины Сомова погружают зрителя в мир-сон, в воспоминания об ушедшей идиллии, о которой тоскует художник, мучительно сознавая невозможность возвращения утраченной гармонии. Люди-призраки, люди-марионетки веселятся, обречённые на вечный праздник, не зная и не умея ничего иного; под их масками и нарядами кроются, по словам поэта М. А. Кузмина, «колдовство и смерть» («Арлекин и Смерть», 1907).

• Рассмотрите репродукцию картины Ф. фон Штука «Грех». Объясните смысл названия картины. Как вы думаете, герой стихотворения Н. С. Гумилёва «Дон Жуан» и героиня художника сходно или различно понимают, что такое грех?


Франц фон Штук. Грех, 1893

Искусствоведческий глоссарий.
Франц фон Штук — крупнейший мастер немецкого модерна. «Князь живописи» — так называли его современники. Его произведения зачастую имели скандальную известность, что, впрочем, было характерно для модернистов и символистов. Картина «Грех» и притягивает, и отталкивает одновременно. В ней преобладают тёмные краски, они как будто передают состояние души, когда, говоря словами Ф. Гойи, «сон разума порождает чудовищ», когда человеком овладевают низменные чувства, не поддающиеся разуму и потому несущие смерть. В картине злую притягательную силу олицетворяет собой огромная змея, обвившаяся вокруг обнажённого торса женщины.

Шкура змеи высвечивается на общем тёмном фоне фосфоресцирующей чешуёй, пронзительно глядящие глаза устремлены на зрителя и как будто гипнотизируют его. Воплощение настоящего искушения и порока в женском облике.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Какие жизненные поступки Н. С. Гумилёва созвучны мировоззренческой позиции его лирического героя?

• Каковы наиболее характерные маски лирического героя в ранней поэзии Н. С. Гумилёва?

• «Символизм был достойным отцом»,— писал в своём акмеистическом манифесте Н. С. Гумилёв. Чем обязана ранняя поэзия Н. С. Гумилёва наследию символизма?

• Прокомментируйте один из важнейших акмеистических тезисов Н. С. Гумилёва: «Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками — вот принцип акмеизма». Как этот принцип повлиял на характер лиризма в акмеистических стихах поэта?

• При всей значительности свершившейся в его лирике эволюции Н. С. Гумилёв сохранил неизменными основные качества лирического героя. Каковы эти качества? Что позволяло поэту утверждать: «От “Романтических цветов” // И до “Колчана” я всё тот же»?

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями поэтов-футуристов. 2. Творческое задание (по выбору учащихся). Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Что мне близко в поэзии Николая Гумилёва», «“Я знаю весёлые сказки таинственных стран…”: романтика поиска в лирике Н. С. Гумилёва».

3. Опережающие задания (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Игоря Северянина.

Следующие уроки: Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
Гумилев с проводниками у палатки. Фото Н.Сверчкова. Экспедиция 1913 г.
Источник: Евгений Степанов. Неакадемические комментарии – 2. Вторая Абиссиния. "Дальняя, загадочная Каффа", осень-зима 1910 – 1911 гг.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Журнал "Аполлон"
(сайт "К уроку литературы")
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика