«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
И. Ф. Анненский.
Фото, 900-е годы
 
Портрет А. Белого
работы Л. Бакста, 1905
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
Н. С. Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
Портрет М.А.Волошина
работы Б.М.Кустодиева, 1924
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА


7 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина


УРОК № 18
Тема.
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха.
Сосуществование различных идеологических
и эстетических концепций

Цель:
дать учащимся общее представление о поэзии «Серебряного века»; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов «Серебряного века», таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов «Серебряного века», раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Поэтическая минутка


• Послушайте стихотворение Б. А. Слуцкого.

ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТИЕ

Не машинами — моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми —
а тогда чудесны были.

Авиатором пилота,
самолёт — аэропланом,
даже светописью — фото
звали в том столетье странном,

что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

• Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Слуцким, связана эта эпоха?

• «Серебряный век»… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Литература — это зеркало мира. В ней всегда в той или иной степени отражаются процессы, происходящие в обществе. В начале XX в. вся духовная жизнь России была проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве.

Столетие назад «Серебряный век» был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой наделили нас художники рубежа веков.

О «Серебряном веке» написано много — и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. Множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы должны получить представление о феномене «Серебряного века», раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром — «Серебряным веком». Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модерн» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме[2] были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название «Серебряный век» прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А. А. Ахматова и О. Э. Мандельштам, А. А. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и Максим Горький, В. В. Маяковский и В. В. Хлебников…

Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов, К. А. Сомов и др.), композиторов (А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов), философов (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей — здесь упомянуты лишь некоторые из них — было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы «Серебряный век», и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем.

Сегодня «Серебряным веком» русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX и XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Николаем Александровичем Бердяевым. Также этот период называют русским ренессансом. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению, считал он, предстоит «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям Максима Горького — самого популярного в то время писателя-реалиста.

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.

Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют старшими символистами (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. А. Блок, Андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — младосимволизм. «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

Литературное течение акмеизм (высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е гг. «ивановские среды» — собрания на Петербургской квартире В. И. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906–1907 гг. постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) к символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

Акмеизм, как считал Н. С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое. К акмеистам относились Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum — «будущее») — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывали со сцены и лишь затем — публиковали. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

2. Проверка уровня восприятия услышанного:
литературоведческий (кроссвордный) диктант

Комментарий.

В отличие от работы с настоящим кроссвордом, кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводят его по завершении любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяют уровень усвоения литературоведческих терминов.

1. Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества.
(Модернизм)

2. Этим термином называют рубеж XIX–XX вв.
(«Серебряный век»)

3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
(Символизм)

4. Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
(Акмеизм)

5. Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
(Футуризм)

6. Это слово означает «упадок», «обречённость».
(Декадентство)

• Проверьте написание этих слов.
(Сверка с записью на доске.)

3. Создание и решение проблемной ситуации
(работа в группах)

Задания группам

1-я группа.

Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи «Серебряного века».

2-я группа.
Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?

3-я группа.
«Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта… (Г. Гейне)» Докажите это утверждение поэта.

4. Чтение учащимися стихотворений
поэтов «Серебряного века»

(акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя
(Цель данного вида работы — составить общее представление о поэзии «Серебряного века».)

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Итак, начало XX в. вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «Серебряного века» пришлось на 90-е гг. XIX в., его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт и других. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 г.— время его наивысшего подъёма.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX в. приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
(Обращение к схеме: запись на доске.)



VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. Я. Брюсова.

2. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений В. Я. Брюсова «Антоний», «Сумерки», «Сонет».

Следующие уроки: Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5–11 классы / под ред. В. Я. Коровиной». (вернуться)

2. Программным для модернизма было знаменитое стихотворение П. Верлена «Искусство поэзии», начинавшееся лозунгом «Музыка – прежде всего!» и продолжавшееся: «долой краски – да здравствуют оттенки!» и «сверните шею риторике!», причем под риторикой имелась в виду простая логика, апеллирующая к разуму и лежавшая в основе всех традиционных построений стихотворной композиции. (вернуться)

 
А. Белый и А. Блок в группе литераторов
на «вечере нового искусства» в Киевском оперном театре. 1907.

В первом ряду (слева направо) – И. А. Новиков, А. Блок, Н. И. Петровская, Г. Г. Бурданов;
во втором ряду – И. Я. Дриллих, А. И. Филиппов, А. Белый, С. А. Кречетов (Соколов) и неустановленное лицо. ГЛМ
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет А.Крученых
работы Н. И. Кульбина
Поэт и художник
А.Крученых

("К уроку литературы")
 
Фронтиспис к сборнику стихов
В. И. Иванова «Cor Ardens»
работы К. Сомова. 1907
См.: В.А. Мануйлов
о Вячеславе Иванове

("К уроку литературы")
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика